Умственная отсталость у ребёнка — нарушение, которого боятся все родители. Заранее подстелить соломки не удастся: слишком многое происходит по воле случая. Такой малыш уже с первых дней жизни развивается чуть иначе, а по мере взросление родители начинают все чаще замечать его особенности. Что делать родителям, если они подозревают, что происходящее с ребёнком — не норма? Рассказывает Маргарита Владимировна Браткова, кандидат педагогических наук, доцент ИПКР МГПУ.
Что увидел дефектолог
Пете через пару месяцев исполнится четыре. В мой кабинет он вошёл с интересом. Посмотрел на меня вскользь и подошёл к игрушкам. Он перебирал их, ненадолго брал в руки, но быстро кидал или клал обратно и шёл дальше.
Я наблюдаю за поведением ребёнка в незнакомой обстановке, с незнакомым взрослым. Вот и важные признаки: речь отсутствует, походка неловкая, интерес как ко мне, так и к игрушкам, поверхностный. Замечаю, что мальчик в подгузнике.
Мама малыша, и без того встревоженная, начинает волноваться сильнее. Она говорит: «Ведь он всё понимает! Дома он так себя не ведет!». Успокаиваю маму и начинаю играть с ребенком, проводя психолого-педагогическое обследование.
Настает время беседы с мамой. Она рассказывает: когда Пете было 8 месяцев, невролог назначил ему массаж потому, что мальчик ещё не ползал. Пошёл он только в 1 год и 3 месяца, и то держа за руку взрослого. Малыш не разговаривал, не играл толком — только стереотипно катал машинки и смотрел мультики. В 2 года он ещё не расстался с бутылочкой и ел только пюре. В 3 года он пошёл в детский сад, но готов к этому не был: за него всё делали взрослые. Кормили, одевали, умывали…
Адаптироваться в саду не удалось. Малыш плакал, болел, начал плохо спать. Он не умел сам умываться и ходить в туалет, не слушался воспитателей и игнорировал их просьбы. Педагоги оценивали его поведение как полевое (подчинённое случайным внешним стимулам, не регулируемое правилами), а порой и агрессивное.
Садик отложили на полгода, но ситуация не изменилась. Родители обратились к психиатру, тот предположил умственную отсталость. Родители и сами всё уже поняли: Пете почти 4, а его умения далеки от достижений обычных детей. Разница с садом только в том, что дома мальчик ведёт себя хорошо, всё понимает, выполняет действия по просьбе.
В конце задаю маме главный вопрос: «Чего вы хотите от консультации?» Она боится и одновременно ждёт плохих новостей. Запрос один: «Помогите…». Попробую помочь.
Раннее развитие: не возможность, а необходимость
Первый важный фактор, от которого зависит успешность вхождения ребёнка в социум — раннее обнаружение у него проблемы и ранняя помощь его семье.
Первые годы жизни малыша — время интенсивного двигательного, речевого, умственного и личностного становления. Развитие любого ребёнка идёт поступательно и зависит от близких взрослых. Имеющееся у ребенка нарушение не означает, что его развитие должно быть абсолютно иным. Учить его нужно в целом тому же и так же, как всех других детей. Но важно понимать, чего ребёнок сделать не может, и как ему помочь.
С момента проявления «особых маркеров» воспитательное воздействие близких особо значимо и требует от них дополнительных усилий. Можно и нужно развивать двигательные навыки. Например, «забывая» взять коляску на прогулку. Если это необходимо, можно отдыхать на скамеечке, но важно постепенно увеличивать время, которое ребёнок может сам ходить, усложнять рельеф. К ровным асфальтированным дорогам нужно добавлять парковую зону. Постепенно ребёнок начнет ходить и чувствовать себя увереннее, самостоятельно познавая окружающее пространство.
Перевод на общий стол — тоже важный фактор для развития интеллекта. Умение откусывать, жевать, глотать — это тренировка артикуляционной моторики, а значит, и шаги к активной речи. Да, обучать ребенка самостоятельно есть — задача порой непростая, но очень значимая. Ребёнок не просто становится независимым. Он овладевает орудийным действием — с ложкой, а это развивает мышление. То же относится и к обучению другим бытовым навыкам — одеванию/раздеванию, умыванию.
Навык опрятности у особых детей всегда происходит с опозданием, но это не значит, что его не нужно развивать. Например, ребёнок быстро привыкает к «удобству» подгузника, и чем становится взрослее, тем труднее его будет от него отучить.
«Я сам»
Годовалый малыш уже настолько ориентируется на речь взрослого, что понимает, когда его хвалят или порицают. Он ориентируется на слово «нельзя». А это первый шаг к произвольному поведению.
Фундамент для всех воспитательных мероприятий — организованный режим. Он важен как для взрослых, так и для детей. А особенно — для детей с проблемами развития. Хороший ночной сон — залог успешного продуктивного утра. Завтрак сменяется игрой с мамой, затем прогулкой, дневным сном. Вся эта чёткая временная последовательность, повторяющаяся изо дня в день, позволяет малышу чувствовать себя защищённо и уверенно. Ребёнок постепенно понимает смену дня и ночи, начинает ориентироваться во времени и пространстве.
Родителям нельзя давать слабину. Ребёнок начал пытаться общаться с помощью жестов — и невероятно хочется наладить хотя бы такой диалог. Но правило «жест используем только вместе со словом и постепенно заменяем словом» должно быть незыблемым. Озвучивая жест, родитель произносит слово правильно. Например, «машинка», а не «би-би». Только в процессе озвучивания предметов, которые ребёнок берёт, действий, которые он совершает, в совместных играх и бытовых упражнениях происходит накопление словаря, понимание речи и возникает активная речь.
Родительские усилия по всем перечисленным направлениям помогут ребёнку с особенностями безболезненно влиться в детский коллектив. Ведь успешность пребывания в нём и зависит от того, насколько ребёнок самостоятелен, подчиняется режиму, ориентирован на взрослого и выполняет его просьбы.
Родители Пети совершили много ошибок, что и понятно, ведь они не специальные педагоги, и им никто вовремя не подсказал, куда обратиться. Это дополнительно задержало развитие навыков самообслуживания и речи. Некоторых вторичных отклонений, например, полевого поведения, можно было избежать.
Но и в 4 года многое можно наверстать. Для этого важно принимать своего ребенка, радоваться даже небольшим его успехам, следовать советам и рекомендациям специалистов (дефектолога, логопеда), обязательно внести в график ребёнка коррекционно-развивающие занятия.
Хотя вклад семьи в воспитание ребёнка с интеллектуальной недостаточностью бесценен, коррекционно-педагогические технологии в таких случаях незаменимы. Предоставляют эту помощь дефектологи (бесплатно — по решению Центральной психолого-медико-педагогической комиссии). Специалисты помогут с выбором индивидуального образовательного маршрута. «Родительский университет МГПУ» обязательно расскажет о работе ЦПМПК. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!