Найти в Дзене

«Чистые враки», или «Что есть правда, а что Истина?» от Александра Блинова

Профессиональный художник и архитектор Александр Блинов дебютировал в в 2016 году в качестве детского писателя сразу двумя книгами, детской литературе. Человек уже не молодой, однако сохранивший юношескую непоседливость, в своих историях, поведанных детям и взрослым изящным легким слогом, он и являет нам это не совсем обычное сочетание качеств в слове. Мне его и бесшабашные, и глубоко лиричные, и, вероятно, опирающиеся на воспоминания о собственном детстве рассказы подарили большое читательское удовольствие. Итак, будем считать рассказы Александра Блинова отчасти воспоминаниями о самом себе, своих друзьях, родителях, бабушках и прабабушках. Вряд ли мы ошибемся так уж сильно. В то же время, вспоминая эти истории, в той же мере автор их придумывает – сама словесная вязь подталкивает к такому представлению. Так что, сколько в «Рассказах толстого мальчика» «чистых врак», а сколько «правды, только правды, одной лишь правды», - каждый читатель должен решить сам. А я думаю, что правды в л

Профессиональный художник и архитектор Александр Блинов дебютировал в в 2016 году в качестве детского писателя сразу двумя книгами, детской литературе. Человек уже не молодой, однако сохранивший юношескую непоседливость, в своих историях, поведанных детям и взрослым изящным легким слогом, он и являет нам это не совсем обычное сочетание качеств в слове. Мне его и бесшабашные, и глубоко лиричные, и, вероятно, опирающиеся на воспоминания о собственном детстве рассказы подарили большое читательское удовольствие.

Александр Борисович Блинов
Александр Борисович Блинов

Итак, будем считать рассказы Александра Блинова отчасти воспоминаниями о самом себе, своих друзьях, родителях, бабушках и прабабушках. Вряд ли мы ошибемся так уж сильно. В то же время, вспоминая эти истории, в той же мере автор их придумывает – сама словесная вязь подталкивает к такому представлению.

Так что, сколько в «Рассказах толстого мальчика» «чистых врак», а сколько «правды, только правды, одной лишь правды», - каждый читатель должен решить сам. А я думаю, что правды в любом художественном произведении не больше, чем свидетельских показаниях в каком-нибудь американском детективе.

«Правды, - как утверждал еще Пушкин, - нет и выше», зато в хорошей литературе всё – Истина. Ведь и выдумка может быть истинна.

Книжки Блинова не продолжают друг друга - это не традиционные «Детство» и «Отрочество». Они, скорее, дополняют друг друга, углубляют наше представление о герое, авторе и о том времени, когда им впервые открывалось мироздание. Именно поэтому предпочесть какую-нибудь одну книгу из двух невозможно. Изданные разными издательствами они, повторюсь, составляют единый текст.

Главным образом новеллы Александра Блинова повествуют о мальчике лет десяти - двенадцати, его открытии мира и начинающемся взрослении. Это возраст Тома Сойера, когда самые захватывающие приключения происходят с человеком в собственном огороде и в соседнем переулке, когда пираты, индейцы, прерии и горные ущелья встречаются на каждом шагу, а никем не открытые планеты ждут за углом бабушкиной избы.

Но таково лишь поверхностное прочтение книжек. На самом же деле рассказчик всех этих веселых, как анекдоты, и печальных, как философские притчи, историй постоянно меняется, точнее, меняется угол зрения, с которого читатель видит происходящее, потому что голоса мудрого старого автора – Александра Борисовича Блинова и героя-рассказчика – мальчика Саши Блинова, Блиныча, как зовут его друзья, постоянно чередуются, видение и осмысление одних и тех же событий в каждом маленьком рассказике получается двойным, стереоскопическим, как бы предполагая меняющегося, растущего читателя.

Оттого, может быть, взрослым книжки Александра Блинова скажут больше, чем маленьким. Что отнюдь не является их недостатком, а напротив – достоинством.

Читать про приключения в собственном дворе «крупного, упитанного, неуклюжего и косолапого» Блиныча, желающего быть и «усатым дворником Фаридом в фартуке, и космонавтом в шлеме, и водителем синего троллейбуса, и певцом Муслимом Магомаевым с календарика», его закадычного дружка Пехтеря и не менее закадычного дружка женского пола Верки весело и интересно, но, пожалуй, и не более чем. А вот читать о старости, смерти и бессмертии (ибо все мы бессмертны, пока о нас помнят) бабушек и дедушек, которые продолжают любить тебя и помогать советами с облачного неба над Невой – это совсем другое дело.

Блинов, Александр Борисович. Чистые враки: рассказы / ил. Zilasaule. – М.: Самокат, 2016. – 240 с., ил. – (Для тех, кому за 10)
Блинов, Александр Борисович. Чистые враки: рассказы / ил. Zilasaule. – М.: Самокат, 2016. – 240 с., ил. – (Для тех, кому за 10)

Тут автор, в каком-то смысле подобно дантовскому Вергилию, за руку вводит нас из области добротной юмористической беллетристики в область настоящей литературы. Недаром действие одной из первых историй в книжке про толстого мальчика и одной из последних новелл книжки «Чистые враки» происходит на кладбище, где совсем не страшно, ведь лежащие там родные старики никому не дадут тебя в обиду, а уж тем более - прабабка Кика, руководящая тобой прямо из облаков, где удобно возлежит головой к Арбату, ногами к бассейну «Москва», и дед Петр, оставивший тебе в наследство три царских золотых червонца.

Смешное и грустное, дурашливое и философическое переплетаются в этих сборниках, как уток и основа, составляя, в сущности, единое полотно, где правдивого и выдуманного не различишь. Да и не надо, ведь литература - это и есть (и должна быть!) правдивая ложь, то есть та самая Истина, о которой когда-то беседовали Христос и Пилат, еще не умывший рук.

© Виктор Распопин

Иллюстративный материал из общедоступных сетевых ресурсов,
не содержащих указаний на ограничение для их заимствования.