Найти в Дзене
В Движении

Страшный и слишком французский: почему амбициозный Renault Vel Satis принес убыток в 18 710 евро с каждого проданного автомобиля

Во Франции, знаете ли, могут и умеют. Умеют создавать потрясающие, я бы даже сказал, выдающиеся автомобили, которые, к сожалению, оказываются мало кому нужны. Таким был Citroen SM — совершенно невероятный как с точки зрения дизайна, так и с точки зрения технологий. И совершенно провальный с точки зрения денег. Недалеко от SM ушел его духовный преемник – XM. И соплатформенный с ним Peugeot 605. Но если говорить о настоящем французском автомобильном провале, грандиознейшем фиаско, то вряд ли что-то может сравниться с такой моделью, как Renault Vel Satis. Революционный хэтчбэк бизнес-класса своим дизайном, оснащением и вместительностью должен был сотрясти сами основы сегмента, заставив выскочек из Германии пожалеть о том, что они вообще когда-то влезли в этот класс. Но как это часто бывает, что-то пошло не так. Впервые серийный вариант Renault Vel Satis был представлен на Женевском автосалоне 2001 года. Имея высоту в 158 см, он был слишком высоким, чтобы выглядеть обычным хэтчбеком,

Во Франции, знаете ли, могут и умеют. Умеют создавать потрясающие, я бы даже сказал, выдающиеся автомобили, которые, к сожалению, оказываются мало кому нужны.

Таким был Citroen SM — совершенно невероятный как с точки зрения дизайна, так и с точки зрения технологий. И совершенно провальный с точки зрения денег.

Недалеко от SM ушел его духовный преемник – XM.

-2

И соплатформенный с ним Peugeot 605.

-3

Но если говорить о настоящем французском автомобильном провале, грандиознейшем фиаско, то вряд ли что-то может сравниться с такой моделью, как Renault Vel Satis.

-4

Революционный хэтчбэк бизнес-класса своим дизайном, оснащением и вместительностью должен был сотрясти сами основы сегмента, заставив выскочек из Германии пожалеть о том, что они вообще когда-то влезли в этот класс. Но как это часто бывает, что-то пошло не так.

Впервые серийный вариант Renault Vel Satis был представлен на Женевском автосалоне 2001 года.

-5

Имея высоту в 158 см, он был слишком высоким, чтобы выглядеть обычным хэтчбеком, и слишком низким, чтобы претендовать на звание минивэна. И уж точно он не был похож на общепринятый в классе стандарт – трехобъемный седан.

-6

К тому же Vel Satis базировался на платформе второго поколения Laguna, которую в середине 90-х решили сделать приоритетной к разработке. Как результат, ничего сверхъестественного в плане ездовых характеристик и управляемости Vel Satis предложить так и не смог.

-7

Отзывы критиков в большинстве своем были просто разгромными. Журнал Car назвал автомобиль уродливым и слишком французским. AutoBuild отметил, что качество сборки и подгонки не соответствует премиум-сегменту.

-8

Top Gear пожаловался на нечеткое рулевое управление, и так далее, и тому подобное. Один из журналистов написал, что Vel Satis был недостаточно уродливым для того, чтобы по-настоящему отличаться от себе подобных. Другой назвал управляемость машины такой же скучной и равнодушной, как парижский официант.

-9

У Vel Satis, конечно, имелись некоторые особенности, выгодно отличавшие его от многих конкурентов. К примеру, отличное оснащение современной электроникой, включая систему адаптивного круиз-контроля, впервые появившуюся на автомобилях Renault.

-10

Или действительно просторный салон с отличной шумоизоляцией, отделкой из настоящего, а не пластмассового дерева и весьма удобными сиденьями. С определенного угла зрения автомобиль даже выглядел весьма солидно.

-11

Vel Satis вряд ли был плохим автомобилем. Он просто был плохим продуктом для выбранной целевой аудитории. И поэтому он провалился в продажах. Даже несмотря на то, что компания установила на Vel Satis чуть более низкую цену, чем немцы просили за свои автомобили E-сегмента.

И несмотря на то, что он стал официальным транспортом президентского кортежа и официальным автомобилем Каннского кинофестиваля.

Renault, конечно же, не планировала продавать Vel Satis какими-то заоблачными тиражами. К примеру, в Великобритании прогнозные годовые продажи составляли всего 3000 единиц.

Концепт Renault Initiale 1995 (будущий Vel Satis)
Концепт Renault Initiale 1995 (будущий Vel Satis)

Но по факту, после того как за 4 года было реализовано лишь 1300 машин, британские дилеры вообще отказались принимать заказы на Vel Satis.

Совокупные прогнозируемые продажи модели также не были сверхоптимистичными, составляя всего 50 000 экземпляров в год.

Но реальность оказалась куда более жестокой. С 2001 по финальный 2009 год завод в Сандувиле построил всего 62 201 экземпляр Vel Satis. И каждый из них, по информации авторитетного журнала Economist, принес производителю убыток в 18 710 евро, что в сумме составляет 1 163 млн.

Vel Satis стал последним автомобилем E-сегмента, который компания Renault разработала самостоятельно с чистого листа. Ведь его прямой преемник, седан Latitude, был, по сути, перелицованной версией модели Samsung SM5, которую разрабатывали корейские специалисты.

-13

Общий тираж Renault Latitude за 5 лет производства составил всего 14,5 тысяч экземпляров. Что касается следующей модели E-класса от Renault, то она получила имя Talisman в честь одноименного концепта, продемонстрированного еще в 2001 году.

Концепт 2001 года
Концепт 2001 года

Тираж Talisman в 20 раз превысил продажи Latitude, однако 290 тысяч экземпляров, реализованных за 9 лет, все равно нельзя назвать рыночным успехом.

-15

Есть мнение, что со временем, году этак в 2030-м, Vel Satis приобретет статус Young Timer, а затем спустя еще пару-тройку десятилетий он все-таки перейдет в когорту эксклюзивных коллекционных классических авто из доэлектрической эпохи.

Ведь существует немало примеров, когда провалившиеся в свое время автомобили спустя годы превращались в настоящие бриллианты для коллекционеров и профессиональных инвесторов. Лично мне в это верится с трудом, но кто знает.