Найти в Дзене

Русские меха для английской контрреволюции

30 января 1649 года случилось неслыханное – английские революционеры казнили короля Карла I. Монарха судили, приговорили к смерти и отрубили ему голову ­– события для мира, видевшего в государях помазанников божиих, почти фантастические. Ладно еще пристукнуть тихо и тайно в каком-нибудь уголке, но чтобы так ­– на потеху толпе возвести на эшафот царственную персону! – такое страшно было даже представить. Но ­– взмах топора, и государева шея лишилась венценосной головы. Тот удар лезвия о плаху наделал много шуму. Его услышали даже в далекой России. В Русском царстве в то время правил царь Алексей Михайлович (батюшка Петра Великого). И, конечно, известие о казни английского короля не прошло мимо него. 1 июня 1649 г. был издан царский указ «О высылке англинских купцов из России, и о приезде их токмо к Архангельску, за многие несправедливые и вредные их для торговли русской поступки, ОСОБЕННО Ж ЗА УЧИНЕННОЕ В АНГЛИИ УБИЙСТВО КОРОЛЯ КАРЛА I». По сути, этим указом английских купцов, ремесленн

30 января 1649 года случилось неслыханное – английские революционеры казнили короля Карла I. Монарха судили, приговорили к смерти и отрубили ему голову ­– события для мира, видевшего в государях помазанников божиих, почти фантастические.

Ладно еще пристукнуть тихо и тайно в каком-нибудь уголке, но чтобы так ­– на потеху толпе возвести на эшафот царственную персону! – такое страшно было даже представить.

Но ­– взмах топора, и государева шея лишилась венценосной головы.

Казнь Карла I. Картина неизвестного автора
Казнь Карла I. Картина неизвестного автора

Тот удар лезвия о плаху наделал много шуму. Его услышали даже в далекой России.

В Русском царстве в то время правил царь Алексей Михайлович (батюшка Петра Великого). И, конечно, известие о казни английского короля не прошло мимо него.

1 июня 1649 г. был издан царский указ «О высылке англинских купцов из России, и о приезде их токмо к Архангельску, за многие несправедливые и вредные их для торговли русской поступки, ОСОБЕННО Ж ЗА УЧИНЕННОЕ В АНГЛИИ УБИЙСТВО КОРОЛЯ КАРЛА I».

По сути, этим указом английских купцов, ремесленников и специалистов высылали из России. Купцам разрешали торговать только в портовом Архангельске. Оно и понятно – англичане, поднявшие руку на своего короля, стали считаться бунтовщиками, цареубийцами и носителями опасных идей.

Не все, конечно.

Со сторонниками короля, пока он был еще жив, и монархии как таковой связи сохранялись. Например, еще в декабре 1648 г. сын Карла I принц Карл (будущий Карл II) обратился к русскому царю с просьбой предоставить сорок тысяч четвертей разного зерна. Его планировали вывезти на десяти кораблях в Ирландию, где тогда находились большие силы роялистов (т.е. монархистов)

А когда революционеры расправились с Карлом I, принц Карл, объявленный английскими контрреволюционерами королем, отправил к Алексею Михайловичу своего посланника «лорда, барона и пэра» Джона Колпепера (Калпепера) с делегацией «посольских дворян и людей 18 человек».

В Москву Колпепер прибыл в мае 1650 года.

Его приняли очень торжественно. В английском источнике – «Сообщение о приеме лорда Колпепера в Москве» – говорится, что впереди посла шли три отряда стрельцов в красных кафтанах, а за послом следовали два кавалерийских полка по тысячи человек в каждом. По обе стороны улиц, по которым двигались англичане к месту своего размещения, стояли солдаты в полном вооружении.

Царь Алексей Михайлович
Царь Алексей Михайлович

Алексей Михайлович удостоил английского посланника аудиенцией, и тот передал русскому государю грамоту от Карла II, в которой говорилось:

«Мы не сомневаемся в том, что вы, ваше императорское величество (Your Imperiall Maty, заметьте ­– императорское), в вашей великой мудрости рассудите, насколько общим делом всех суверенных государей является обеспечение безопасности их собственных персон…».

Трагическая гибель Карла I оценивалась так: «…весь христианский мир от того наполнился ужасом и удивлением».

В общем, русского царя призывали к монаршей и христианской солидарности.

А еще просили у него денег ­– пятьдесят тысяч фунтов стерлингов, что по тогдашнему курсу равнялось ста тысячам рублей. Эти средства на контрреволюцию должны были связать английский и русский престолы «узами вечной благодарности и дружбы».

Алексей Михайлович в ответной грамоте согласился, что революционный вызов страшен не только англичанам:

«Да и по ся места (т.е. «по это время») те изменники в Аглинской земле в волнованье пребывают и своими злыми вымыслами ищут того – не токмо чтоб в вашем королевском достойном наследии помешку учинить, НО И ВСЮ Б МОНАРХИЮ РАЗОРИТЬ».

В общем, монархи всех стран, ужасайтесь!

Словесным выражением сочувствия дело не ограничилось. Заем английским роялистам все-таки дали. Но не пятьдесят тысяч фунтов стерлингов, как они просили, а двадцать тысяч рублей. И не деньгами, а товарами – на три четверти мехами и на одну четверть рожью. Лорд Колпепер пообещал, что Англия обязательно выплатит долг. И, отдадим должное, слово англичане сдержали.

Лорд Джон Колпепер (Калпепер)
Лорд Джон Колпепер (Калпепер)

Но это потом.

А 1 сентября 1650 г. купцы Джон Осборн и Джон Гебдон погрузили в Архангельске на корабли полученные в качестве займа пять тысяч четвертей ржи из «государевых хлебных запасов». Примерно тогда же или чуть раньше английским роялистам были отправлены и русские меха.

Хотя результаты поездки в Россию оказались скромнее, чем планировали английские дипломаты, оказанный им прием и политический настрой русской элиты их порадовал.

На радостях англичане состряпали и запустили в информационное поле фальшивку под названием «Протест царя Алексея Михайловича по поводу казни короля Карла I».

Главной идеей этого мифического «Протеста» был призыв ко всем христианским государям объединиться для подавления английской революции и жестокого наказания бунтовщиков.

И не ради одной лишь Англии, а ради всего человечества, ведь революционеры «надеются погубить весь мир, затопив его кровью и смятением, похоронить монархию в пучине смуты и анархии». Поэтому «для сохранения всеобщего мира во всех христианских государствах» с английским бунтом, бессмысленным и беспощадным, нужно кончать как можно скорее.

Впрочем, пусть документ и фальшив, но его идеи действительно разделялись и русским царем и его окружением, так что определенная база у составителей «Протеста» была.

Но, конечно, Алексей Михайлович не планировал всеевропейский крестовый поход против английской революции. Достаточно было и помощи зерном и мехами.

Английские монархисты довольствовались и этим.

В 1655 г. Карл II направил Алексею Михайловичу еще одну грамоту, в которой благодарил царя за теплый прием лорда Колпепера, выражал русскому государю самые добрые чувства и обещал вернуть долг «как только Богу угодно будет возвратить Стюартам престол».

Богу оказалось угодно восстановить монархическое правление в Англии в 1660 году. На престол взошел как раз Карл II.

Автор: Иван Бирюков

Библиография:

  1. Барг М.А. Английская революция середины XVII века // История Европы. Т.4. Европа нового времени (XVII–XVIII века) – М.: Наука, 1994. С. 35, 40­–41.
  2. Козулин В.Н. Революционная Англия и царская Россия в середине XVII в.: их отношения и восприятие Англии и англичан в этот период русскими дипломатами и правящей элитой // Известия Алтайского государственного университета. 2015. № 3­–2. С. 97–105.
  3. Кондратьев С.В. Английская революция XVII века: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. С. 133, 173.
  4. Рогинский З.И. Миссия Колпепера в Москву (из истории англо-русских отношений в период английской буржуазной революции XVII в.) // Международные связи России в XVII–XVIII вв. (экономика, политика, культура): сборник статей. – М.: Наука, 1966. С. 84–102.