Найти в Дзене
Липецкая киностудия

Субъективность времени: параллели между кино Тарковского и теорией относительности Эйнштейна.

Поэтическое кино Андрея Тарковского и теория относительности Альберта Эйнштейна, на первый взгляд, кажутся далекими друг от друга. Однако, при более глубоком рассмотрении, откроются удивительные параллели в их подходе к пониманию фундаментальной природы времени. Оба бросают вызов классическому представлению о времени как об абсолютной величине, текущей равномерно и независимо от наблюдателя.

Сопоставление кино Андрея Тарковского и теории относительности Альберта Эйнштейна.
Сопоставление кино Андрея Тарковского и теории относительности Альберта Эйнштейна.

Основные принципы теории относительности Эйнштейна и теории кино Тарковского.

Классическая физика, господствовавшая до начала XX века, исходила из концепции абсолютного времени и пространства. Исаак Ньютон представлял время как «истинное, математическое и абсолютное», текущее равномерно само по себе, независимо от чего-либо внешнего. В этой парадигме время было универсальным фоном, на котором разворачивались все физические процессы. Теория относительности Эйнштейна, вначале специальная, а затем общая, совершила революцию в понимании времени и пространства. Время перестало быть абсолютным и становится относительным. Оно зависит от скорости движения наблюдателя и от гравитационного поля, может «растягиваться» и «сжиматься», что делает его субъективным и изменчивым.

«Постоянство памяти» (Сальвадор Дали, 1931).
«Постоянство памяти» (Сальвадор Дали, 1931).

Следствия теории относительности:

Замедление времени (временная дилатация): Время течёт медленнее для движущегося наблюдателя по сравнению с неподвижным. Чем быстрее движется наблюдатель, тем сильнее замедляется время для него. Это не иллюзия, а реальный физический эффект.

Пространство и время объединены: Пространство и время не являются независимыми сущностями, а образуют четырёхмерный континуум (пространство-время).

Время зависит от гравитации: Гравитация – это не сила, а искривление пространства-времени под воздействием массы и энергии. Чем сильнее гравитационное поле, тем медленнее течёт время. Это явление называется гравитационным замедлением времени.

Гравитационное поле Земли.
Гравитационное поле Земли.
Парадокс теории кино Тарковского заключается в том, что, стремясь к максимально реалистичному, объективному отображению времени, он пришёл к его субъективизму.

Тарковский стремился к работе со временем внутри кадра, ваянию из времени, где каждый кадр – это не просто элемент действия, а самоценное произведение искусства, выражающее определённое настроение, ощущение времени и погружающее зрителя в медитативное состояние созерцания. Для достижения этой цели он использовал приёмы, которые создают ощущение времени:

Длинные планы: Тарковский часто использовал очень длинные планы, позволяющие зрителю погрузиться в атмосферу кадра, наблюдать за течением времени внутри него.

Медленный темп: Фильмы Тарковского отличаются медленным темпом повествования, что создаёт ощущение замедления времени, погружает в состояние размышления и созерцания.

Сны и воспоминания: Тарковский активно использовал сны, воспоминания и субъективные видения героев, размывая границы между реальностью и внутренним миром.

Поэтическая образность и символизм: Образы воды, огня, земли, ветра, природы, часто встречающиеся в фильмах Тарковского, создают ощущение вечности, циклического времени, выходящего за рамки линейного человеческого восприятия.

«Андрей Рублёв» (1966) - время течёт неравномерно: сцены битв и разрушений сменяются длительными медитативными эпизодами, где время словно останавливается. Длинный план горящего города, снятый с высоты птичьего полёта, передает не только масштаб катастрофы, но и ощущение безысходности, вечности разрушения. Время здесь замирает в ужасе и бессилии.

Сравнение понимания времени в теории относительности Эйнштейна и теории кино Тарковского.

Несмотря на разницу в подходах, и Эйнштейн, и Тарковский приходят к пониманию времени как субъективной и относительной реальности.

1. Нелинейность времени:

Эйнштейн: Пространство-время искривлено и динамично, время не течёт линейно и равномерно. Оно может замедляться, ускоряться, изменяться под воздействием гравитации и движения.

Тарковский: Время в его фильмах часто нелинейно, фрагментарно, оно перетекает из прошлого в настоящее, смешивается со снами и воспоминаниями. Тарковский стремится к погружению в иррациональный, психологический мир.

2. Субъективность времени:

Эйнштейн: Время не является универсальной, объективной сущностью, а зависит от состояния наблюдателя (его скорости, системы отсчёта, гравитационного поля). Время течёт по-разному для разных наблюдателей.

Тарковский: Время всегда субъективно, оно определяется внутренним миром героев, их психологическим состоянием, воспоминаниями, мечтами. Время – это материал, из которого «ваяется» фильм, и этот материал формируется через призму субъективного восприятия. Например, время в «Зеркале» – это время памяти, время сознания; время в «Сталкере» – это время, подчинённое законам иррационального, психологического пространства.

«Солярис» (1972) - время является инструментом исследования человеческой памяти и сознания. Герои сталкиваются с материализацией своих воспоминаний, прошлое и настоящее сливаются. Длительные планы океана, отражающего небо и облака, создают ощущение бездонности, тайны и безвременья, подчеркивающие психологическое состояние героя, теряющего связь с реальностью.

Волновая природа времени.

В кино Тарковского время перестаёт быть линейным потоком «кадров-частиц», а становится волнообразным, непрерывным потоком сознания, эмоций, впечатлений.

Времени становятся присущи волновые свойства:

Ритм и атмосфера: Вместо динамичного ритма монтажа, фильмы Тарковского создают медитативный ритм, подобный волнам. Атмосфера фильма, наполненная звуками природы, шорохами, отражениями в воде, также создаёт ощущение волнообразной текучести времени.

Повторения и эхо: В фильмах Тарковского часто встречаются повторяющиеся образы, мотивы, звуки, которые создают эффект «эха времени», как волны, отражающиеся друг от друга. Например, повторяющиеся образы воды и зеркал в «Зеркале» создают ощущение цикличности и нелинейности времени.

Непрерывность: Длинные планы и медленный темп создают ощущение непрерывности времени, в отличии от дискретности классического монтажа. Время течёт непрерывно, как волна, перенося зрителя из одного состояния в другое.

В классической теории монтажа художественный образ выражается через трёхмерное пространство кадра, которое несёт информацию, а кадр длится столько времени, сколько нужно, чтобы эту информацию зрителю передать.

В теории кино Тарковского художественный образ выражается через четырёхмерное пространство-время (пространственно-временной континуум), где время наравне с пространством выступает материалом для ваяния режиссёром художественного образа. Замедление и ускорение времени может не только передавать дополнительные смыслы, информацию зрителю, но и погружать его в различные состояния, формировать у зрителя собственный чувственный опыт.

Подход Тарковского позволяет не только получить информацию, которую несёт конкретный фрагмент фильма, но и почувствовать её, перейдя в состояние, близкое к состоянию героя, для чего нужно время; это аналогично разнице между тем, как услышать: «Пожар!», и почувствовать его пламя своей рукой.

«Сталкер» (1979) - время в Зоне кажется иным, чем за её пределами. Медленные панорамы, показывающие пустынный, загадочный ландшафт Зоны, создают чувство таинственности, неопределенности и растянутого времени, которое кажется одновременно вечным и невероятно хрупким.

Подход теории кино Тарковского к теории классического монтажа в призме подхода теории Эйнштейна к классической физике.

Схожесть подхода Тарковского к теории классического монтажа и теории относительности Эйнштейна к классической физике заключается в революционном отрицании доминирующих парадигм и предложении принципиально нового видения.

1. Теория Эйнштейна vs. Классическая физика:

• Классическая физика (Ньютон): Основана на концепциях абсолютного времени и пространства, детерминизма. Время – это универсальный, объективный фон, на котором разворачиваются физические процессы.

• Теория относительности (Эйнштейн): Отрицает абсолютность времени и пространства, предлагает концепцию относительного, субъективного времени, зависящего от движения и гравитации. Время становится динамичным, нелинейным, связанным с пространством и материей.

2. Теория Тарковского vs. Классический монтаж:

• Классический монтаж «движение-образ» (Эйзенштейн): Основан на принципах динамизма и столкновения кадров, манипулирование эмоциями зрителя осуществляется через ритм и темп монтажа. Ключевую роль играет монтажная склейка, создающая дополнительные смыслы, которых нет в самих кадрах (эффект Кулешова). Время в классическом монтаже линейно.

• Ваяние временем, монтаж «время-образ» (Тарковский): Ключевую роль играет сам кадр, который заключает смыслы внутри себя через ритм времени, погружает зрителя в медитативное состояние, выражает субъективность и психологизм времени. Время не просто фиксирует историю, а является самоценным материалом художественного выражения, частью художественного образа.

В обоих случаях – и в кино, и в физике – происходит смена парадигмы. Тарковский революционизирует кинематограф, отказываясь от традиционных приёмов и предлагая новый язык кино, основанный на субъективности времени. Эйнштейн революционизирует физику, отвергая классические представления о времени и пространстве и предлагая новую картину мира, основанную на относительности.

«Ностальгия» (1983) - время становится метафорой внутреннего состояния героя, его тоски по Родине. Время здесь циклично и, как волна, возвращается к своим истокам.

Идеи Эйнштейна как ключ к пониманию смыслов в кино Тарковского.

Теория относительности Эйнштейна не только даёт научное обоснование субъективности времени, но и помогает глубже понять смыслы в фильмах Тарковского. Идеи Эйнштейна позволяют рассмотреть кинематографическое время Тарковского не просто как художественный приём, а как отражение фундаментальных свойств реальности.

Релятивность восприятия: Теория относительности подчёркивает, что восприятие реальности всегда относительно, зависит от позиции наблюдателя. В фильмах Тарковского мы видим мир глазами героев, их субъективное восприятие формирует время и пространство фильма. Как и в теории относительности, нет объективной реальности, есть только реальность, воспринимаемая наблюдателем.

Время как измерение сознания: Теория относительности показывает, что время – это не просто внешний фон, а неотъемлемая часть пространства-времени. Кино Тарковского показывает, что время также неотъемлемая часть сознания. Время формируется сознанием, памятью, эмоциями героев.

Связь с вечностью и трансцендентностью: Теория относительности, рассматривая время в космическом масштабе, подводит к ощущению вечности и трансцендентности. Фильмы Тарковского также обращаются к вечным вопросам бытия, смерти, духовности, используя субъективное время как средство погружения в эти глубинные смыслы.

Вывод.

Сходство понимания времени в кино Андрея Тарковского и в теории относительности Альберта Эйнштейна поразительно. Оба отказываются от линейного, механистического представления о времени и приходят к пониманию времени как субъективной, относительной и нелинейной реальности. Кино Тарковского становится визуальным воплощением идей Эйнштейна, показывая нам время не как объективный поток, а как живую, дышащую субстанцию, неразрывно связанную с сознанием и бытием человека. И в этом – одна из главных причин глубины и непреходящей ценности искусства Андрея Тарковского.

Эдуард Ковзан, кинорежиссёр.

#фильмы #кино #авторскоекино #региональноекино #кинопроизводство #липецкаякиностудия #липецк #липецкаяобласть