1606 – 1607 годы
Россия
Сразу же после поражения войск Ивана Исаевича Болотникова под Москвой царь Василий Шуйский разослал своих воевод на города, которые присягнули «царю Дмитрию» (смотри публикацию «Появление Болотникова»).
Князь Иван Иванович Шуйский выступил на Серпухов и захватил город.
Князь Никита Андреевич Хованский был направлен к Калуге, 20 декабря 1606 года подошёл к ней, но понёс потери и отступил от города. Ему в помощь пришли воеводы: князь Федор Иванович Мстиславский, князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, князь Борис Петрович Татев.
Князь Иван Михайлович Воротынский выступил на мордву, на город Арзамас, взял его штурмом и пошёл в Алексин. Из Алексина Иван Михайлович Воротынский выступил к Туле. Однако, у города Тула князь Андрей Телятевский, враг Шуйского и воевода Тулы, не разгромил, а разогнал войско Воротынского. Сам Иван Михайлович едва унёс ноги с небольшим числом людей. Бежал в Алексин.
Князь Иван Андреевич Хованский с войском пошёл на Михайлов и осадил город.
Князь Андрей Васильевич Хилков пошёл к Венёву и осадил город, но был отбит и города не взял.
Окольничий Артемий Васильевич Измайлов повёл отряды к Козельску.
Войска Шуйского, которые подошли к Калуге, попытались взять город штурмом. Для этого наметали гору деревянную у укреплений Калуги, чтобы зажечь их. Болотников со своими воинами устроил ночную вылазку. Гору взорвали и нанесли большие потери осаждавшим.
К Михайлову из северских городов подошли отряды на помощь. При их появлении михайловцы сделали вылазку и разбили царские войска под городом. В наказание за поражение, князь Иван Хованский был отставлен с поста наместника Переяславля Рязанского и оставлен в Москве. Наместником Переяславля Рязанского стал князь Борис Михайлович Лыков. Его помощником - Прокопий Ляпунов.
Жители Венёва, сделав вылазку, отогнали от своего города князя Андрей Хилкова. Последний отошёл к Кашире.
В Москву же пришла весть, что из Северской земли на помощь Ивану Болотникову к Калуге князь Василий Масальский и князь Григорий Шаховской ведут войско в 40 тысяч, из которых 10.000 это запорожцы. Против них из-под Калуги были посланы воеводы: боярин Иван Никитович Романов и князь Даниила Иванович Мезецкий с отрядами.
На реке Вырке отряды Масальского были атакованы войсками Романова и Мезецкого. Сутки шёл бой. В ходе сражения князь Василий Масальский был убит (вар.: попал раненым в плен и умер в Москве). Его войско разбито. Шаховской бежал. Часть пленных Романов и Мезецкий увели с собой, часть посадили на бочки с порохом и взорвали. После чего вернулись под Калугу.
Тех пленных, которых после этой битвы отправили в Москву, по велению Василия Шуйского утопили.
Когда под Калугой Болотникову из лагеря царских войск начали кричать о поражении и смерти князя Масальского, Болотников приказал вывести на стены и повесить на глазах осаждающих группу лиц, засланных в Калугу для сбора информации людьми Шуйского, а также повара, который взялся отравить Ивана Исаевича.
В дни осады Калуги к Василию Шуйскому пришёл некий немец по имени Фридрих Фидлер, родом из Кёнигсберга. Он предложил царю Василию Ивановичу отправиться в Калугу и отравить Ивана Болотникова, если царь за это подарит Фидлеру на первый раз (авансом) 100 талеров (вар.: 1000 польских флоринов) и коня, а после смерти Болотникова даст в награду 100 душ крестьян и 300 талеров (вар.: 300 флоринов) ежегодного оклада. Шуйский согласился, если Фидлер принесёт клятву, которая всех верующих, кто её слышал, приводила в ужас, что выполнит обещанное. Фидлер согласился и принёс эту клятву*. После этого, получив деньги и коня, Фидлер взял яд и отправился в Калугу. В Калуге в присутствии многих людей, Фидлер вручил Болотникову яд, заявив, что это подарок Василия Шуйского, и что воевода может употребить его как хочет**. Болотников богато наградил Фидлера. Зато все немцы возненавидели Фидлера, так как, с их точки зрения, он своим поступком опозорил немецкую нацию в глазах русских.
В январе 1607 года в Москве был обезглавлен один священник, распространявший подмётные листы о том, что царь Дмитрий ещё жив.
(Источники: Аноним, Конрад Буссов, Масса, Мартин Бер, Новый летописец, Пескаревский летописец, Татищев, т. 4)
* Два источника привели текст этой клятвы. Вот он:
(по Мартину Беру): «Во имя пресвятой и преславной Троицы, во имя предвечного Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа святого, я, Фридрих Фидлер, даю сию клятву в том, что хочу погубить ядом врага царю Василию Ивановичу и всему царству Русскому, Ивана Болотникова; если же того не исполню и обману моего государя, да лишит меня Господь навсегда участия в небесном блаженстве; да отринет меня навеки от своего милосердия единородный сын Божий Иисус Христос, кровь свою за нас проливший; да не будет подкреплять душу мою сила св. Духа; да покинут меня все ангелы, христиан охраняющие. Пусть обратятся во вред мне стихии мира сего, созданный на пользу человека; пусть земля поглотит меня живого; да будут земные произрастания мне отравою, а не пищею; да овладеет телом и душою моею Диавол. Если даже духовный отец разрешит меня от клятвы, которую исполнить я раздумал бы, да будет таковое разрешение недействительно. Но нет! я сдержу свое слово и сим ядом погублю Ивана Болотникова, уповая на Божью помощь и св. Евангелие».
(по Конраду Буссову): «Я, Фридрих Фидлер, клянусь святой и приснославной троицей, предвечным богом отцом, предвечным богом сыном, предвечным богом духом святым, что изведу ядом врага Шуйского и земли Русской Ивана Болотникова. Если же я этого не исполню, а из корысти обману государя моего Шуйского, то пусть я лишусь на веки вечные царствия небесного, пусть предвечный бог отец вовек не будет ко мне милостив, пусть драгоценное заступничество за меня бога сына Иисуса Христа, спасителя нашего, будет напрасным и тщетным, пусть дух святой отведет от меня силу и могущество свое и вовек не осенит меня своим утешением, пусть отступятся от меня сподвижники божий, святые ангелы, охраняющие меня и всех христиан, пусть стихии, сотворенные на пользу мне и всем людям, будут враждебны мне, пусть я провалюсь живым сквозь землю, пусть злаки и пища будут мне не подкреплением, а отравой, и пусть дьявол возьмет мои тело и душу на вечные мучения и странствия, и если я даже в мыслях своих скажу: “Вот я возьму у своего господина деньги и обману его и все-таки не сделаю того, в чем поклялся — и пойду к своему духовнику и попрошу отпустить мне этот грех, то пусть ни один слуга божий на всем свете не сможет дать мне отпущение, которое имело бы силу очистить меня от такого греха, если я не исполню того, что пообещал. Но я исполню все без хитрости, обмана и лукавства и этим ядом изведу и погублю Ивана Болотникова. Клянусь богом и святым евангелием».
**Когда позднее, после падения Тулы, Фидлер попал в руки Шуйского, то по велению царя его и еще 52 немца сослали в Сибирь. Среди них сына Конрада Буссова.