Найти в Дзене
Вестник истории

Глава МВД Рейха проявил себя ещё до прихода нацистов: как сложилась его судьба, и за что его называли Тюрингским палачом?

Большинство диктаторских режимов роднит опора на парамилитарные формирования на этапе захвата власти и её укрепления. Это были чернорубашечники в Италии, штурмовики СА в Германии, тонтон-макуты на Гаити. Как правило, после захвата и укрепления власти диктатора, карательные функции от парамилитариев переходят к спецслужбам. В Германии таковыми были СС, СД, Гестапо. Вместе с тем полиция действовала в плотной связке с СС, выполняя те же самые карательные функции в отношении инакомыслящих. МВД Германии было повязано с карателями с самого начала, и стоявший во главе ведомства Вильгельм Фрик, один из первых нацистских депутатов Рейхстага, проявивший себя ещё до прихода нацистов к власти, работал со свойственным ему усердием, не забывая и о пропагандистской деятельности, планомерно превращая немецких полицейских из стражей порядка в палачей.

Оборотень в погонах

Вильгельм Фрик родился в 1877 году. В юности он получил юридическое образование и устроился на службу в полицию, где проявил себя, как добросовестный сотрудник. На войну Фрик не попал – комиссия сочла его негодным к военной службе. В это время он работал над экономическими преступлениями, и в письмах к сестре, озвученных на Нюрнбергском процессе, Фрик рассуждал о евреях-ростовщиках, и это, по мнению обвинителей, укрепило его антисемитские взгляды.

Карьера его шла в гору, при этом до поры никто не замечал, что он симпатизирует ультраправым. Уже в начале 1920-х годов он познакомился с Гитлером, и быстро нашёл с ним общий язык. Так будущий рейхсканцлер получил в союзники высокопоставленного служащего МВД. Повышение Фрика до начальника криминальной полиции Мюнхена было на руку нацистам – уже тогда они планировали устроить путч. Фрик должен был саботировать работу полиции, чтобы никто не смог помешать мятежникам взять власть. В ноябре начался т.н. «пивной путч». Фрик в назначенный день тщательно следил, чтобы полиция не поднялась по тревоге и не разогнала демонстрантов. Он всячески глушил сигналы, поступающие в управление, однако полиция Мюнхена всё же успела поднять тревогу. Прибывшие на место оперативники без колебаний открыли по мятежникам огонь, и путч провалился.

Участники «пивного путча» с взятыми в плен членами городской администрации Мюнхена
Участники «пивного путча» с взятыми в плен членами городской администрации Мюнхена

Казалось, теперь Фрику не миновать тюрьмы по обвинению в государственной измене. И, действительно, в 1924 году он был приговорён к 15 месяцам заключения, но вышел, даже не отбыв полностью наказание. Ему удалось невероятное: сохранить за собой должность государственного служащего, поскольку суд не усмотрел в его действиях преступного умысла. Это был первый звоночек. Фрик вышел сухим из воды. С должностью начальника криминальной полиции пришлось расстаться, но, будучи человеком со связями, он остался в политике и сумел пробиться в Рейхстаг, став одним из первых нацистских депутатов. В бытность парламентёром, он добивался снятия запрета НСДАП, и вскоре добился своего.

Парламентарии вспоминали, что Фрик был умелым оратором и всячески эпатировал публику, привлекая к себе внимание. Он не стеснялся в выражениях: обычным делом было оскорбить оппонента. Не раз в адрес других парламентариев звучали даже прямые угрозы. Так социал-демократ Герхард Зегер, выступая свидетелем в Нюрнберге, рассказал:

«Когда я энергично возразил Фрику по поводу конкретного обсуждавшегося вопроса, он ответил: "Не волнуйтесь, когда мы придем к власти, мы всех вас, ребята, посадим в концентрационные лагеря»

В 1930 году в жизни Фрика происходит крутой поворот – он вернулся на должность министра внутренних дел в Тюрингии. Это был первый нацист на посту министра. В первые же дни Фрик пустился во все тяжкие, проведя чистки рядов в полиции округа. Всех сотрудников еврейского происхождения он увольнял, невзирая на былые заслуги. Взамен ушедшим он набирал единомышленников, тем самым сформировав нацистский костяк в полиции округа. Следующим шагом было увольнение учителей. Причины были всё те же: еврейское происхождение или симпатии к коммунистическим идеям, позже он добрался и до государственных служащих. Фрик был настойчив, и под его давлением правительство округа сократило ведомства, где подавляющим большинством были социал-демократы. Правительство Тюрингии неоднократно жаловалось на произвол главы местного МВД. Дошло до того, что министр внутренних дел Германии Карл Северинг в марте 1930, всего через два месяца после назначения Фрика, заблокировал субсидии тюрингской полиции. Фрик тем временем продолжал свой курс: именно при нём впервые начали изымать из музеев и галерей произведения искусства, запрещать фильмы. Самым громким решением стал запрет романа «На западном фронте без перемен», а следом и книги. Ремарк впервые подвергся травле за своё творчество и за свои взгляды.

Конечно, произвол Фрика не мог остаться незамеченным в центре, и 1 апреля 1931 года в Берлине ему вынесли вотум недоверия, и Фрику пришлось покинуть пост главы МВД Тюрингии. Вернувшись в Рейхстаг, он сумел добиться присвоения Гитлеру немецкого гражданства. С того момента нацисты уже на полном серьёзе готовились брать власть в свои руки.

Чистильщик

30 января 1933 года Пауль фон Гинденбург назначает Гитлера канцлером. В первый кабинет вошли Герман Геринг и Вильгельм Фрик. Как позже заметил американский обвинитель Кемпнер, входивший в группу Роберта Джексона, Фрик стал «мозговым центром администрации, который разработал государственный механизм нацизма и подчинил деятельность этого механизма интересам агрессивной войны». У него был не только практический опыт политической борьбы, но и руководства правоохранительными структурами. Его назначение на должность главы МВД было предсказуемо, при этом Фрик не забывал и о партийной работе, став одним из самых влиятельных соратников Гитлера, которым он безусловно доверял.

«Он способствовал приходу к власти нацистских заговорщиков и укреплению их власти над Германией (...), — перечислял в Нюрнберге обвинения против Фрика американский ведущий юрист Сидни Олдерман, — Он участвовал в планировании и подготовке нацистскими заговорщиками агрессивных войн и войн, нарушающих международные договоры, соглашения и заверения (...); он санкционировал, руководил и принимал участие в военных преступлениях (...) и в преступлениях против человечности (...), включая особенно преступления против отдельных лиц и собственности на оккупированных территориях»
-3

Первыми шагами стало ограничение свободы собраний, затем – ликвидация автономий германских земель. Теперь губернаторы назначались непосредственно в Берлине и должны были безоговорочно подчиняться Гитлеру. Именно жёсткая централизация позволила Фрику развернуть настоящий террор против инакомыслящих, а также лишить всех гражданских прав евреев и коммунистов. Но этого было мало: веря в превосходство «арийской расы», Фрик выступал за «оздоровление» нации путём уничтожения всех «неполноценных» граждан, введя «Закон о предотвращении рождения потомства с наследственными заболеваниями». Именно под этот закон и была подобрана печально известная программа «Т-4». Закон о легализации эвтаназии так и не был принят, но в рамках программы нацисты смогли раскрутить маховик репрессий против инвалидов, психически нездоровых, и других категорий граждан.

На процессе американский обвинитель Олдерман процитировал шокирующее письмо от епископа города Лимбург на имя министра юстиции:

«Несколько раз в неделю в Хадамар прибывают автобусы, на которых привозят этих несчастных в большом количестве. Школьники, которые живут поблизости, уже знают эти автомашины и говорят: “Снова едет эта душегубка”. После прибытия этих автомобилей граждане Хадамара видят дым, который поднимается из трубы крематория, и их мучает постоянная мысль о несчастных жертвах, и это усугубляется тем, что, при определенном направлении ветра, до них доносится ужасный смрад. В результате этого дети, когда ругаются между собой, говорят: “Ты сумасшедший, тебя пошлют в “хадамарскую пекарню””.
Те же лица, которые не хотят жениться или им не представляется для этого возможность, говорят: “Жениться? Никогда! Произвести на свет детей для того, чтобы их могли бросить в эту мясорубку!”. Можно услышать, как старики говорят: “Не посылайте меня в 368 государственную больницу. Когда покончат со слабоумными, придет черед других бесполезных едоков — стариков…”»

В это же время принимаются новые и новые законы. Однако Фрик постепенно теряет своё влияние. На суде он будет утверждать, что его политический вес был потерян ещё в 1937 году. Связано это с тем, что рейхсфюрер СС Гиммлер стремился подмять под себя всю правоохранительную структуру. Фрик этому противился, как мог, однако фюрер благоволил СС, и ему пришлось уступить. В конце концов, Фрик оказался смещён с поста и отправлен в Чехословакию на должность главы оккупационной администрации, сменив Константина фон Нейрата.

Точная причина, по которой он оказался в опале, неизвестна. Вероятно, фюреру не понравилось, что Фрик стал слишком много себе позволять – рейхсминистр предлагал свою программу оздоровления системы. А именно, сократить госаппарат: упразднить ненужные ведомства, сократить количество госслужащих, что резко не понравилось другим министрам. Да и сам фюрер предпочитал держать возле себя аморфную массу, безоговорочно подчиняющуюся его воле. В 1943 году Фрик был уволен с должности и отправлен в Чехословакию, что само по себе равнялось «политической ссылке». Так когда-то Ганс Франк был смещён с поста министра юстиции и поставлен во главе оккупационной администрации Польши.

На скамье подсудимых

Вильгельм Фрик был арестован в мае 1945. В главный список обвиняемых его внесли единогласным решением, как многолетнего главу МВД. Шеф Гестапо Мюллер и рейхсфюрер СС Гиммлер были уже мертвы, однако Кальтенбруннер и Фрик теперь должны были сесть на скамью подсудимых.

Вильгельм Фрик в тюремной камере
Вильгельм Фрик в тюремной камере

Как и прочие обвиняемые, Фрик не признавал своей вины и не считал, что делал что-то противозаконное. Он вместе с Рудольфом Гессом отказался от дачи показаний, подчёркивая, что считает сам факт проведения суда позором, в нарушение всех возможный норм.

Выступление Фрика во время заседания
Выступление Фрика во время заседания

Однако улик у обвинителей было достаточно – это были и документы, подписанные Фриком, и показания свидетелей, и других обвиняемых. В период его правления в Чехословакии высылка евреев в концлагеря приобрела поистине промышленные масштабы. Остановить конвейер смерти смогло только освобождение Чехословакии в мае 1945.

Когда настало время прений, обвинители запросили смертную казнь. Фрик в своём последнем слове сказал:

Каждая раса имеет право защищать себя подобно тому, как это делали евреи в течение тысячелетий. У вас, в Америке, возникнет аналогичная проблема. Нюрнбергские расовые законы служили охранению арийской расы. Повешение... Что ж, я не ожидал ничего иного. Право всегда на стороне сильнейшего.

1 октября 1946 года он был приговорён к смертной казни, а уже через две недели был казнён, сказав на эшафоте «Да здравствует вечная Германия».

(с) Андрей Долохов

Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii

Мы будем очень признательны любой поддержке!