РУССКОЕ ЦАРСТВО. Рассказ о торговле из далёкого 1674 года за авторством Иоганна Филиппа Кильбургера - участника шведского посольства в Москве. Торговля со всеми сторонами света.
Отрывок. Издание 1820 года в переводе. Слог немного исправлен для более привычного чтения. Ниже ссылка на подлинник в исходном виде и озвученный отрывок.
Как Бог не всякого человека наделил всеми дарами, так точно ни одной земли не наделил он всеми вещами, нужными для жизни человеческой. Почему ни одна земля не может обойтись без торговли, дабы товары, которыми она пред прочими землями избыточествует и сама не имеет во всех нужды, могли отпускаться в другое место, а в неё привозятся те вещи, в которых она терпит недостаток. Торговля ещё необходима тем более, что чрез неё добываются деньги, и она способствует благосостоянию государей и подданных, что известно было некоторым городам, как-то, Любеку и Антверпену, за несколько сот лет ещё до сего, а Амстердаму и Гамбургу в прошедшем столетии, и что теперь понимает и разумеет целый свет.
Мне кажется, что Господь Бог, по неизповедимым причинам, сокрывает еще это от понятия Русских и не показывает им выгод, которые имеет земля их более всех земель вселенныя для заведения торговли.
Ибо, во-первых, есть ли другая какая земля, которую Бог поставил бы как Русское царство, таким образом между всех морей света? Торговый город его, известный Архангельск, стоить у Северного моря и пространнаго океана; на Каспийском море есть у него прекрасная гавань, славный город Астрахань; Чёрное море не далеко от завоёванной теперь Киевской области, а Балтийское море также у Русских под руками.
Во-вторых, есть ли где другая земля, которую Бог наделил бы таким множеством прекрасных рек и источников? Я назову только далеко текущую и изобилующую рыбою Волгу, Дон, величественную Сухону и северную Двину, великую реку Обь, Днепр, Двину, Оку, Мезень, Юг, Вагу, Тоболь, Иртыш и множество других, которые все судоходны.
В-третьих, есть ли другой народ, который так спокойно и с меньшею опасностью и издержками мог бы торговать из первых рук со столь многими народами вселенныя, как-то делают и делать могут Русские? Ибо, кроме того, что Голландцы, Англичане, Французы, Испанцы, Норвежцы, Гамбуржцы, Бременцы и Любчане приходят на кораблях в Архангельск; Руссия производит еще торг с Азиятскими народами, Калмыками, Бухарами, Монголами, Китайцами, Индийцами, Персиянами, Дагестанцами, Черкасами, Крымскими, Татарами, Турками, Греками, Армянами, и со всеми почти жителями Востока; так же с Поляками, Литвою и Шведами.
Равным образом, в-четвертых, Руссия имеет у себя много хороших товаров, которые более всего могут привлекать и приводить в цветущее состояние торговлю, как увидим после.
И, в-пятых, она имеет то преимущество, что все её жители, начиная от знатнейших до последних, любят торговлю; от чего также в городе Москве более лавок, нежели в Амстердаме или даже в целом ином государстве. Не спорю, что сии лавки малы и скудны, и что не надобно делать ни какого сравнения, а не то из иной Амстердамской лавки выйдет десять и более Московских; но он доказывают только то, что Русские любят торговлю.
К этому, в-шестых, надобно сказать, что Русские в пище и одежде не только умеренные и неприхотливее прочих Европейских народов; но они и для малого прибытка не жалеют трудов и не боятся затруднительных поездок.
Наконец, в-седьмых, нет ничего такого дурного и малого, чего Русский не умел бы обратить в деньги и пользу, что доказывают лоскутный и живодёрный ряды в Москве.
Но не смотря на все сии выгоды, нельзя сказать, что бы торговля и мануфактуры процветали в Руссии, или, чтобы Русские получали теперь десятую часть той выгоды, какую по здравому рассудку могли бы получать от торговли. Это происходит от того что, или Господь Бог не соблаговолил еще открыть им превосходства их земли, или (чему скорее можно поверить), сами они не хотят еще этого видеть.
Торговлю можно сравнить с птичкой в руках человека: ежели её подавить слишком, то она умрёт; а ежели дать ей волю, она улетит, и хозяин её в том и другом случае останется с убытком. Но последнего Русские ни когда не делали, а первое слишком много. Они стесняют и давят торговлю всевозможным образом; ибо, заводят много казённых монополий и верят дурно образованной и для государственной выгоды вредной коммерц-коллегии, то есть, тем корыстолюбивым гостям, о которых буду я говорить в ч. IV, гл. 3; также налагают на иностранцев большие пошлины и стесняют торговлю тяжкими условиями. Кораблей у них не строят, хотя его Царское Величество все нужные к тому вещи имеет в своём государстве. Не слишком много стараются о дорогах в такой большой земле, также не пекутся об очищении рек и ручьёв, чтобы сделать их удобными для торговли. Иностранные художники боятся приезжать в Руссию, потому что после удерживают их насильно, а подданным не дозволяют ездить в чужие земли и учиться у других: купцы принуждены платить на почте за пересылку писем дорого, как увидим в ч. II. гл. 7. Людям, которые умели бы завести мануфактуры, не помогают надлежащим образом; и есть множество других ещё вещей, затрудняющих торговлю.
Источник (подлинник). Отрывок озвучен: прослушать файл MP3
Теперь вопрос: много ли изменилось по прошествию 350 лет? Похвала приятна, но и без критики никуда. Есть над чем подумать, о чём рассудить и что сделать.
Отрывок. Статья "Археологические раскопки в Москве". Издание 1951 года. Автор Михаил Григорьевич Рабинович, начальник археологической экспедиции. Кандидат исторических наук. В части того, что касается текущей темы:
Москва, стало быть, уже в начальный период своей истории была довольно значительным городом, а не укрепленной усадьбой, как раньше предполагали многие историки.
Торговая пломба XI века с клеймом одного из западногерманских епископов, а также монеты с арабской надписью, чеканенные во второй половине IX века в Средней Азии и в Армении, и другие находки в близлежащих районах города подтверждают, что Москва имела обширные связи с другими странами.
Здесь так же идёт речь о разных народах, с которыми велась торговля - монеты, торговая пломба, 9 - 11 века. Подробнее о статье "Археологические раскопки в Москве" в телеграмм канале.
Размышления. Пусть по определенным причинам наши летописи и скудны на тему деятельности Славян, но с миру по нитке. И торговля, как предмет исследования, может рассказать очень многое о делах минувших дней. И не только о народе в целом, но и об отдельно взятых людях.
Выскажу и я несколько своих мыслей с вопросами. Что же полезного в торговле и какое она имеет дело к созидательному труду? Всё ведь просто: купил-продал. Предлагаю разобраться.
Объём торговли это важно. Товарооборот говорит о количестве и размерах совершаемых сделок между людьми или народами. Но здесь можно схитрить - нарастить показатели товарооборота, продавая в огромных масштабах невозобновляемые богатства. Которые будет невозможно восстановить в ближайшем будущем. Например, редкоземельные ископаемые, продаваемые в виде сырья. Их утрата безвозвратна.
Другое дело продавать товары производства, сумев при этом сберечь своё сырьё, которое докупается в другом месте. Это очень непростая задача, когда необходимо удерживать производство на необходимом уровне, с низкой себестоимостью и при этом с достойной заработной платой. Поддерживать науку, разведку, безопасность, образование и культуру производства. А чтобы всё это окупалось необходимо умело вести торговлю, удерживая и расширяя рынки сбыта. В общем, серьёзный труд со своими провалами и успехами. Требующий интеллекта, воли и много чего ещё.
Получается, что торговля не всегда так плоха, как её рисуют. От чего же это зависит?
Когда цель что-нибудь продать, это одно. Здесь необходимо в одном месте купить подешевле или забрать даром, а в другом месте перепродать и получить за тот же товар побольше денег. Как говорил один персонаж:
Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет
Совсем другое, если цель что-нибудь найти и купить. Из разряда: ступай туда, неведомо куда, принеси то, неведомо что. Вот здесь речь идёт о торговом деле и полноценной, трудоёмкой задаче: изучил -> добыл -> произвёл -> обработал -> доставил -> продал -> купил что-то необходимое и опять в начало цепочки. Кстати, само понятие "купец" от слова купить, а не продать. Видимо основой его деятельности была покупка товара. Например, приобретение какого-нибудь средства производства, которого либо вообще нет, либо ограниченное количество на складах заказчика. Исходя из этого перефразирую приведённую выше фразу:
Чтобы купить что-нибудь нужное, нужно сначала продать что-нибудь ненужное, а у нас товар есть
ВЫВОД: какова цель, таковы и средства. Большие цели в торговле требуют усилий и развития личных навыков: аналитическое мышление, финансовая грамотность, работа в команде, уметь реагировать на быстро меняющуюся обстановку, вести переговоры и желательно на разных языках, умение убеждать и не поддаваться манипуляциям. Есть куда стремиться.
ПРОДОЛЖЕНИЕ: "Славяне и торговля, дохристианские источники"