Кто такая Пегги Гуггенхайм? Представительница богемы, меняющая спутников как перчатки? Взбалмошная американка, сорящая деньгами? Или главная покровительница искусства 20 века?
Пегги Гуггенхайм собрала лучшую коллекцию искусства первой половины прошлого столетия, в которую вошли произведения Пабло Пикассо, Джексона Поллока, Марка Ротко, Марселя Дюшана и др. Обосновавшись в Венеции, она создала один из самых посещаемых сегодня музеев современного искусства в Италии.
Я посвятила себя моей коллекции. Коллекция для меня — тяжелая работа. Я хотела заниматься ею и сделала это делом всей жизни. Я не коллекционер. Я — музей.
Пегги Гуггенхайм
Ранние годы
Пегги Гуггенхайм родилась в Нью-Йорке 26 августа 1898 года. Она была дочерью Бенджамина Гуггенхайма и Флоретты Селигман. Бенджамин Гуггенхайм был одним из семи братьев, которые вместе с отцом Мейером создали семейное состояние в конце 19 века, занимаясь добычей и выплавкой металлов, особенно серебра, меди и свинца. Семья Селигманов была известной династией банкиров. В апреле 1912 года Бенджамин героически погиб на пароходе Титаник во время его первого рейса из Англии в США.
Европа: Париж и Лондон
Пегги, выросшая в Нью-Йорке, отправилась в Европу в 1921 году. Благодаря своему мужу Лоренсу Вейлу (отцу ее двоих детей Синдбада и Пегин, которая стала художницей), она вскоре оказалась в центре парижской богемы и американского общества экспатриантов. Среди ее знакомых того времени были такие знаменитости, как Константин Бранкузи, Джуна Барнс и Марсель Дюшан, которые стали друзьями на всю жизнь.
В 1938 году, в возрасте 39 лет, Пегги открыла в Лондоне художественную галерею, назвав ее Guggenheim Jeune («Младшая Гуггенхайм»). Это стало началом ее карьеры, которая оказала значительное влияние на развитие послевоенного искусства. Ее друг Сэмюэл Беккет убеждал Пегги посвятить себя современному искусству, поскольку это было «живое существо», а Дюшан познакомил ее с художниками и показал разницу между абстрактным и сюрреалистическим искусством.
На первой выставке в галерее были представлены работы Жана Кокто, а вторая стала первой персональной выставкой Василия Кандинского в Великобритании. Далее последовали выставки Ива Танги, Риты Кернн-Ларсен и других художников.
Пегги Гуггенхайм приобрела свою первую работу для коллекции — скульптуру Жана Арпа Head and Shell (около 1933 года).
В 1939 году она задумала открыть современный музей в Лондоне с британским историком искусства Гербертом Ридом в качестве его директора. Музей должен был работать по принципу исторической хронологии, а список художников, составленный Ридом и позднее пересмотренный Дюшаном и Нелли ван Дусбург (вдовой голландского художника Тео ван Дусбурга), стал основой ее коллекции. Однако, из-за войны, проект был отменен.
Мой девиз стал «покупай по картине в день», и я строго его придерживалась.
Пегги Гуггенхайм
Между Парижем и Нью-Йорком
В 1939–1940 годах, отказавшись от своего проекта по созданию музея в Лондоне, Пегги переехала в Париж. Здесь она продолжала пополнять свою коллекцию, решив «покупать по картине в день».
В эти неспокойные времена Гуггенхайм приобрела множество шедевров, включая работы Жоржа Брака, Сальвадора Дали, Робера Делоне, Пита Мондриана, Франсиса Пикабиа и других. Она поразила Фернана Леже, когда купила его картину «Люди в городе» (1919) в день, когда Гитлер вторгся в Норвегию. Пегги также приобрела «Птицу в космосе» Бранкузи (1932–1940), когда немецкие войска приближались к Парижу.
В июле 1941 года Пегги бежала из оккупированной нацистами Франции и вернулась в Нью-Йорк вместе с детьми и Лоренсом Вейлом (с его второй женой Кей Бойл и их детьми), а также с Максом Эрнстом, который вскоре стал ее новым мужем.
Нью-Йорк: Искусство этого века
В октябре 1942 года Пегги открыла свой музей-галерею «Искусство этого века» на Манхэттене по адресу 30 West 57th Street. Галерея, спроектированная австрийским архитектором м, стала важным центром современного искусства в Нью-Йорке.
Об открытии Пегги писала:
Это была настоящая гала-премьера. Мне сшили белое вечернее платье, и я надела одну сережку Танги и одну Колдера, чтобы продемонстрировать равное уважение к сюрреализму и абстракционизму. Мы работали круглые сутки до открытия, и еще несколько строителей оставались в галерее, когда накануне события собралась пресса.
Пегги выпустила каталог, отредактированный Андре Бретоном, с обложкой, разработанной Максом Эрнстом. В галерее она выставила свою коллекцию картин кубистов, абстракционистов и сюрреалистов, а также проводила временные выставки ведущих европейских художников. Пегги Гуггенхайм начала показывать работы молодых американцев, таких как Уильям Базиотис, Роберт Мазервелл, Джексон Поллок, Марк Ротко, Клиффорд Стилл и других.
В 1943 году Пегги организовала первую персональную выставку Джексона Поллока. Она активно продвигала и продавала его картины, а также заказала его крупнейшую работу — Mural (1943), которую позже передала Университету Айовы. Гуггенхайм организовала важные выставки, посвященные женщинам-художницам, и персональные выставки Ирен Райс Перейру и Джанет Собель.
Искусство этого века» стало важным центром авангардной деятельности. Молодые американские художники основали в Нью-Йорке новую школу живописи, которую Роберт Котс, критик Нью-Йоркера, назвал абстрактным экспрессионизмом.
Пегги Гуггенхайм
Возвращение в Европу: Венеция
После окончания Второй мировой войны Пегги вернулась в Европу, где впервые выставила свою коллекцию на Венецианской биеннале 1948 года в греческом павильоне. Страна находилась в гражданской войне, и выставка стала важным событием. Работы таких художников, как Аршил Горки, Поллок и Ротко, были впервые показаны в Европе. Присутствие кубистского, абстрактного и сюрреалистического искусства сделало павильон наиболее связным обзором модернизма, который когда-либо показывали в Италии.
Пегги Гуггенхайм приобрела Палаццо Веньер деи Леони, незаконченное здание середины 18 века на Гранд-канале в Венеции, где она провела остаток своей жизни. В 1949 году Пегги организовала выставку современной скульптуры, а в 1950 году — первую европейскую выставку работ Джексона Поллока. Позднее коллекция Гуггенхайм путешествовала по городам Европы, включая Флоренцию, Милан, Амстердам, Брюссель и Цюрих. С 1951 года Пегги открывала свой дом и коллекцию для публики несколько раз в неделю весной, летом и в начале осени.
В течение своей жизни в Венеции Пегги продолжала собирать произведения искусства и поддерживать художников, таких как итальянцы Эдмондо Баччи, Пьеро Дорацио, Танкреди Пармеджани и Эмилио Ведова, а также работы Марины Аполлонио, Карела Аппеля, Фрэнсиса Бэкона, Кензо Окады и других. Гуггенхайм предоставила Танкреди ежемесячную стипендию и студию в подвале своего палаццо, а в 1954 году организовала персональную выставку его работ у себя дома. В 1962 году Венеция присвоила Пегги звание почетного гражданина города.
Наследие Гуггенхайм
В 1969 году Музей Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке пригласил Пегги показать свою коллекцию.
В 1970 году она пожертвовала палаццо, а в 1976 году — и свою коллекцию Фонду Соломона Гуггенхайма. Фонд был основан в 1937 году дядей Пегги, Соломоном, с целью содействовать пониманию искусства и создания музеев, начиная с Музея Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке, который был спроектирован Фрэнком Ллойдом Райтом и открылся в 1959 году.
Пегги умерла 23 декабря 1979 года. С тех пор, под надзором Фонда, коллекция Гуггенхайм является одним из самых значительных музеев современного искусства в мире.
Понравилась статья? Поддержите канал лайком и подпиской. Спасибо! ♥
Еще больше искусства:
• Сайт: https://artstudiolo.com/
• Telegram: https://t.me/artstudiolo
• YouTube: https://www.youtube.com/@artstudiolo
• RuTube: https://rutube.ru/channel/48924131/
• Записаться на индивидуальные занятия по истории искусства: https://forms.gle/p3YaMLRocjjZrSV66