Бартитсу — а не Баритсу — было гибридным боевым искусством, которое процветало в Лондоне конца XIX века . Будучи боксером-любителем, Артур Конан Дойл был очарован.
Конан Дойл был превосходным любителем-одиночкой, фехтовальщиком и боксером. Однако его особое мастерство заключалось в японской системе борьбы под названием «барицу», которую он использовал, чтобы сбросить своего заклятого врага, профессора Мориарти, в бурлящие воды Рейхенбахского водопада. Но что это за барицу, о котором говорит Конан Дойл?
Baritsu на самом деле является неправильным написанием слова «bartitsu», боевого искусства, созданного британским инженером Эдвардом-Уильямом Бартоном Райтом (1860-1951). Это неправильное написание, скорее всего, произошло из статьи в The Times 1901 года, в которой упоминались демонстрации, проведенные Бартоном-Райтом по «системе самообороны «baritsu». Два года спустя Конан Дойл опубликовал «Приключение в пустом доме», в котором по просьбе общественности он воскресил великого детектива в сборнике рассказов « Возвращение Шерлока Холмса» , снабдив его «знанием baritsu», чтобы использовать его против Мориарти.
Бартон-Райт создал бартитсу, смесь древнего японского боевого искусства джиу-джитсу и английского и французского бокса, во время визита в Японию по делам в 1880-х годах. Одним из его учителей был профессор Дзигоро Кано, который также разработал дзюдо в том же десятилетии. Несмотря на растущий интерес к японской культуре в Британии, мало кто слышал о дзюдо или джиу-джитсу. Поэтому, желая распространить слово и извлечь выгоду из своих новых навыков, Бартон-Райт вернулся в Лондон в 1898 году и основал клуб бартитсу по адресу 67b Shaftesbury Avenue, London.
Впервые Бартон-Райт был представлен публике в 1899 году на страницах популярного периодического издания Pearson's Magazine . Конан Дойл, страстный любитель бокса, несомненно, знал об интересе, окружавшем Бартона-Райта.
Бартитсу задумывалось как минимально агрессивная форма самообороны и альтернатива огнестрельному оружию. На него сильное влияние оказали принципы джиу-джитсу, в которых противник побеждается за счет своего веса и силы, уступающих его противнику. Бартитсу можно было использовать против любой формы нападения одного или нескольких нападающих. Это новое искусство появилось вовремя, учитывая всплески вооруженных ограблений и краж со взломом в викторианской Англии, за которыми последовали убийства в Уайтчепеле и новые хулиганские страхи 1890-х годов. И становилось все более неприемлемым использовать наступательное оружие, в частности пистолеты, для самообороны.
Бартон-Райт обучал своих читателей повседневным навыкам, показывая им, как защитить себя, используя только пальто, или как выгнать незваного гостя. Его экзотический, но практичный бренд самообороны, основанный на минимальной агрессии, определенно заполнил пробел на рынке.
Большой, электрически освещенный клуб Бартона-Райта привлекал международных экспертов, включая японского джиу-джитсуку Садакадзу Уениши, а также швейцарского борца Армана Шерпийо и изысканно названного Эгертона Касла, который обучал лондонскую актерскую элиту искусству сценического фехтования. Одним из известных гостей был лихой швейцарский метрдотель Пьер Виньи, который ходил по городским улицам Европы в поисках опасных преступников, на которых он мог бы проверить свои навыки. Виньи разработал систему самообороны с тростью, названную la canne , которую Бартон-Райт включил в свой собственный репертуар бартитсу и продвигал в национальных газетах.
Если повторное знакомство с приключениями Холмса подняло боевой дух в мрачные дни англо-бурской войны, то инициативы Бартона-Райта продемонстрировали, что Лондон является мировым центром здоровья, силы и мужской жизненной силы. Помимо привлечения значительного интереса прессы, Бартон-Райт также привлек внимание принца Уэльского, который запросил демонстрацию. Однако Бартон-Райт был вынужден отказаться от этого приглашения, поскольку якобы получил травму в драке с двумя уличными хулиганами.
К сожалению, успех Бартона-Райта не был устойчивым. Несмотря на то, что он был влиятельным учителем, у него было мало дел, и к тому времени, когда «баритсу» появилось в приключениях Конан Дойля в 1903 году, академия Бартона-Райта уже закрылась, отчасти из-за высокой платы за обучение. Затем Бартон-Райт занялся электротерапией, хотя его сомнительные методы лечения привели к тому, что ему пришлось защищаться в дорогостоящих судебных исках. Когда-то он был объектом общественного и королевского внимания, но теперь у него были трудные времена. В 1950 году уважаемый эксперт по дзюдо Гундзи Коидзуми (1885-1965) встретился с удивительно бодрым 90-летним Бартоном-Райтом, который все еще гордился баритсу, но эта случайная встреча не возродила его славу. Бартон-Райт умер в следующем году и был похоронен в могиле для нищих в Кингстоне-на-Темзе.
Хотя Бартон-Райт умер в безвестности, он, несомненно, является ключевой фигурой в истории боевых искусств. Действительно, его необычное смешение защитных искусств опередило джит кун до Брюса Ли на 70 лет. Ученики Бартона-Райта стали успешными джиу-джитсука , писателями и знаменитостями в своем собственном праве. В частности, его помощник Уениши инструктировал Эмили Уоттс, первую женщину, которая преподавала и написала книгу о японских боевых искусствах в 1906 году. Эти инициативы повлияли на джиу-джитсука Эдит Гарруд (1872-1971), чья лондонская школа стала убежищем для «суфражисток джиу-джитсу». Бартон-Райт поднял общественный авторитет восточных боевых искусств, и в 1918 году Коидзуми открыл London Budokwai, старейшую школу дзюдо в Европе. Она и сегодня пользуется успехом.
Интерес к Бартону-Райту сейчас растет. Королевская оружейная палата в Лидсе недавно включила бартитсу в публичные выступления, а известный режиссер театральных боев, историк боевых искусств и бартитсука Тони Вульф регулярно дает уроки этого искусства по всему миру.
Возобновившийся интерес к Конан Дойлу также подчеркнет значимость коллекции Ричарда Боуэна, ресурса, недавно завещанного покойным историком боевых искусств и вице-президентом Budokwai в Университете Бата. Боуэн отвечал за идентификацию бартитсу, и его обширная коллекция источников содержит ценную информацию о викторианских и 20-вековых методах самообороны. Бартитсу становится все более популярным, поскольку люди интересуются не только чтением о Шерлоке Холмсе, но и пониманием «баритсу», упомянутого в приключениях. Можно сказать, что это действительно пример практической истории.