Найти в Дзене
Школа Жизни

Почему я не рекомендую к просмотру фильм Алексея Германа-младшего «Воздух»?: Личный взгляд неискушенного зрителя

    Кадр из фильма «Воздух», 2023 г., кинокомпания «Метрафильмс», «Амедиа продакшн»
Кадр из фильма «Воздух», 2023 г., кинокомпания «Метрафильмс», «Амедиа продакшн»

Финиш. Причем полный. Хотя ещё до просмотра, по одному хронометражу фильма, можно было понять, что чего-то стоящего от «творцов» «Воздуха» ждать, по крайней мере, наивно. Что там говорил один из наших признанных классиков по поводу краткости? «Краткость — сестра таланта». Поэтому уже из того, что фильм тянется более полутора сотен минут, можно легко понять, что талантами от создателей этого «киношедёвра» даже не пахнет.

При этом совершенно неясно — зачем? Зачем тонкий пласт собственных мыслей, которые сценарист и режиссер хотели бы донести до своего зрителя, микронным слоем размазывается на такую огромную временную основу? Размазывается, размазывается…

И к концу фильма ты уже начинаешь сомневаться: а были ли у создателей «Воздуха» какие-то свои, не заимствованные у взрослых дядь и теть, мысли, о которых нам всем уже давным-давно? Вообще-то, зритель ходит в кинотеатр не за кашей-размазней. Её и в столовке за значительно меньшие деньги можно. В кинотеатр приходят за более качественным блюдом, концентрированным и насыщенным по своему вкусу.

   Кадр из фильма «Воздух», 2023 г., кинокомпания «Метрафильмс», «Амедиа продакшн»
Кадр из фильма «Воздух», 2023 г., кинокомпания «Метрафильмс», «Амедиа продакшн»

И как на мой взгляд… Который, естественно, может отличаться от взглядов сценариста и режиссера. Более того, скорее всего, он будет сильно им противоречить. Поэтому если кто ищет «правильные» рецензии на фильм «Воздух», дальше можно и не читать.

Ну, а если кому интересно моё личное мнение зрителя, то сократить фильм, как минимум, вдвое… Да легче легкого!

К чему в «Воздухе» сцена с убийством лошади? Чтобы научить Женю стрелять в «живое»? Сначала в лошадь. Потом в немцев. А её надо учить стрелять? Не верю. Я не верю этому сценарному посылу. Тому, что девушка, которая мечтает выжить, дожить до Победы, а после неё вернуться и убить… Слышите — убить?! Убить воспитателя, насиловавшего её в детском доме. Т. е воспитателя, нашего советского гражданина, она убить может, а врага, вероломно напавшего на её Родину — нет, не может?! Не верю.

   Кадр из фильма «Воздух», 2023 г., кинокомпания «Метрафильмс», «Амедиа продакшн»
Кадр из фильма «Воздух», 2023 г., кинокомпания «Метрафильмс», «Амедиа продакшн»

Сцена с убийством лошади совершенно надумана. Её спокойно можно вырезать, т. к. никакой смысловой нагрузки она не несет. Более того, вносит диссонанс между заявленным и демонстрируемым характерами главной героини. А характер-то должен, вообще-то, быть цельным. А цельности-то при том, что есть, не получается.

Или сцена с совместным полетом подполковника Астафьева и Жени. К чему она? Чтобы показать, как закрепляются навыки, полученные на уроке с убийством лошади?! Или напомнить эпизод из нашей советской киноклассики, как капитан Титаренко в фильме «В бой идут одни старики» отучает старшего лейтенанта Скворцова от боязни боя? Больше похоже на последнее, потому как после таких жестоких уроков тема должна быть усвоена намертво. А если нет, тогда зачем он вообще, этот злополучный эпизод с лошадью?

Точно так же, как зачем сцены уличных боев в Сталинграде? Опять аллюзия на «В бой идут одни старики», где капитан Титаренко, попав на сбитом трофейном «Мессере» в расположение наших частей, собственным кулаком доказывает, что он — свой, а не чужой? Или здесь нам лучше вспомнить об «Убить Билла», свет нашего Квентина, который Тарантино, и где кровь брызжет прямо в снимающую камеру?

Нет, кровь раненого немецкого ефрейтора, которого добивает Женя, в нашу камеру не брызжет, но добивает она его, действительно, геройски, раз двадцать втыкая в живую и дергающуюся плоть… Вот только что втыкает? А-ааа… Скорее всего, стальной кортик, с крылышками и пропеллером в основании рукоятки, штатное вооружение всех «красных соколов» в годы Великой Отечественной. Или все-таки перочинный ножик для заточки карандашей, когда-то подаренный Жене её репрессированным, а потом и расстрелянным отцом?

Кстати, о расстрелянных отце, матери… Последнюю-то за что? Она, как я понял, не писала министру (или наркому?!) о том, что у нас плохие авиационные двигатели, от которых перегревшееся масло брызжет прямо в лицо пилоту. Или сериал «АЛЖИР», что нам не так давно показывали, это все сказки? И народ на стройках народного хозяйства от «Беломорканала» до карагандинских шахт стране был не нужен? Нет, совершенно не нужен. Расстреливали всех, вплоть до грудных детей. А Жене просто повезло. Приглянулась она воспитателю. Который её потом насиловал.

   Кадр из фильма «Воздух», 2023 г., кинокомпания «Метрафильмс», «Амедиа продакшн»
Кадр из фильма «Воздух», 2023 г., кинокомпания «Метрафильмс», «Амедиа продакшн»

Опоздал. Опоздал творческий коллектив с созданием «Воздуха» лет на 25−30. Вот тогда, в 90-х, на ура воспринимался посыл о том, что в той стране, из которой мы только что вышли, разбежавшись по суверенным республикам, все было до ужаса плохо. Просто черным-черно.

Сейчас-то посыл у Партии и Правительства о той стране, совершенно иной. Диаметрально противоположный. Только потерявши, мол, плачут. И благодарные подданные совершенно иными проблемами пичкаются, которые режиссер и сценарист как-то мимо себя пропустили. Не пропустили бы, Женю не воспитатель… Воспитательница насиловала бы. Вот такой вариант сегодня актуален.

И, видимо, понимая свою отсталость от жизни и чтобы убедить нас, что нет, плохо все было, вот вам, в качестве бесплатного бонуса от творческого коллектива: сцена попытки изнасилования Жени сослуживцем, пилотом другой эскадрильи этого же полка. Было, мол, такое в Рабоче-Крестьянской Красной армии, которая буквально через два года станет армией-освободительницей.

Поэтому вот, смотрите, смотрите, уважаемые зрители. Запоминайте. А потом и выводы делайте. Уже сами. Кто знает, может, истории о поголовном изнасиловании девушек и женщин Гданьска… Да и не только его. И других европейских городов и сел. Может, все эти истории — далеко не миф?.. Вот, посмотрите, посмотрите.

   Кадр из фильма «Воздух», 2023 г., кинокомпания «Метрафильмс», «Амедиа продакшн»
Кадр из фильма «Воздух», 2023 г., кинокомпания «Метрафильмс», «Амедиа продакшн»

К этому нас старательно подводят создатели фильма?! В котором чего только нет: и убитые на Дороге жизни женщины и дети, и похороны в братских могилах в блокадном Ленинграде, и партизанские отряды, и бои в Сталинграде, и освобождение Белоруссии летом 1944-го…

Так это фильм о женщинах на войне или киноэпопея «Освобождение»? До того, как приступать к съемкам, не грех, вообще-то, определиться: а что, собственно, снимаем — киноэпопею или фильм? А то в итоге получится у вас «Воздух». Ни то ни сё. Для эпопеи как-то мелковато. Для фильма — затянуто, с кучей второстепенных, малозначимых для собственно фильма эпизодов.

А актеры-то — живые люди, которые понимают и чувствуют. В том числе и по поводу того, в чем им приходится сниматься. Может, поэтому так и играют — отбывая номер, крайне малоубедительно.

Вот, например, один из главных. Подполковник (потом полковник) Алексей Астафьев в исполнении Сергея Безрукова со своей вечной трубочкой в зубах. Трубочкой… И это — командир полка истребителей. Видимо, и сценарист, и режиссер, а вслед за ними и сам актер, забыли о знаменитом (!) девизе одного из лучших советских летчиков-истребителей ВОВ, Александра Покрышкина: «Высота, скорость, манёвр, огонь!»

   Кадр из фильма «Воздух», 2023 г., кинокомпания «Метрафильмс», «Амедиа продакшн»
Кадр из фильма «Воздух», 2023 г., кинокомпания «Метрафильмс», «Амедиа продакшн»

Скорость! Понимаете, скорость… А какая скорость у курителя трубки? Неспешно набить трубку отборным табаком, желательно с запахом спелой вишни (и где он только такой находил на фоне блокадного Ленинграда?!), неспешно её раскурить и… Усевшись со свежим номером газеты «Правда» у жарко растопленного камина, неспешно покуривать душистый табачок, глядя на горящий огонь и думая о вечном…

Нет, конечно! Есть в фильме и что-то хорошее. Например, сцены воздушных боев. Кстати, многие это отмечают. Согласен. Хорошая, качественная и очень добротная работа. Но это — фон, на котором должны раскрываться характеры героев фильма, разворачиваться его сюжет и… Самое главное: внятно излагаться те мысли, которые сценарист и режиссер хотели бы донести до зрителя своим произведением… А ни первого, ни второго, ни третьего лично я так и не увидел. Как ни старался.

Нет, так-то, после того как пройдут последние кадры, в фильме есть две надписи. О женщинах на войне. И о родных режиссера. Но это — текст. А я же не в библиотекупришел. И фильм не три минуты длится. А остальные два часа (за вычетом сцен воздушных боев) — это что? О чем? Я думал — фильм о женщинах на войне.

Сценарист и режиссер, скорее всего, до сих пор так и думают. Блажен, кто верует…

Автор — Константин Кучер

Источник — ШколаЖизни.ру