Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Мыслящий танк и страх. Советский мультфильм, который предсказал будущее технологий

Советский мультфильм «Полигон» –произведение, стоящее в тени более известного, но вдохновленного им мультфильма «Ограбление по…». Несмотря на свою краткость – всего десять минут экранного времени – «Полигон» представляет собой уникальное явление в советской анимации, сочетающее в себе новаторские технические решения и глубокий, многослойный смысл, частично предвосхищающий мотивы таких голливудских картин, как фантастический триллер «Сфера» (1989). Заявление о привлеченных в кадр «звёздах Голливуда» в данном контексте, вероятно, является гиперболой, но уникальность мультфильма несомненна и заслуживает подробного рассмотрения. Во-первых, стоит обратить внимание на революционную для своего времени технику анимации, которую можно охарактеризовать как своеобразный аналог многослойной графики в современных цифровых программах. Вместо традиционного метода, где каждый кадр рисуется целиком, авторы «Полигона» использовали технику «фотографики», основанную на применении нескольких слоев целлуло

Советский мультфильм «Полигон» –произведение, стоящее в тени более известного, но вдохновленного им мультфильма «Ограбление по…». Несмотря на свою краткость – всего десять минут экранного времени – «Полигон» представляет собой уникальное явление в советской анимации, сочетающее в себе новаторские технические решения и глубокий, многослойный смысл, частично предвосхищающий мотивы таких голливудских картин, как фантастический триллер «Сфера» (1989).

Заявление о привлеченных в кадр «звёздах Голливуда» в данном контексте, вероятно, является гиперболой, но уникальность мультфильма несомненна и заслуживает подробного рассмотрения. Во-первых, стоит обратить внимание на революционную для своего времени технику анимации, которую можно охарактеризовать как своеобразный аналог многослойной графики в современных цифровых программах.

Кадр из мультфильма «Полигон» (1977)
Кадр из мультфильма «Полигон» (1977)

Вместо традиционного метода, где каждый кадр рисуется целиком, авторы «Полигона» использовали технику «фотографики», основанную на применении нескольких слоев целлулоида с различными изображениями. Каждый слой содержал отдельные элементы композиции – например, задний план, средний план и передний план. Это позволяло создавать эффект глубины резкости, имитируя изменение фокуса камеры, как в обычном кино.

Кадр из мультфильма «Полигон» (1977)
Кадр из мультфильма «Полигон» (1977)

Представьте себе, как это было сложно технически в условиях «древней» анимационной студии: каждый кадр требовал невероятно точной и кропотливой работы с множеством слоёв, необходимо было обеспечить согласованность движения на всех слоях, точно вычислить положение каждого элемента для создания эффекта перспективы. Эта технология давала поразительный результат: мультфильм приобретал необычную реалистичность, близкую к высококачественному художественному кино, при этом сохраняя очарование анимационной техники.

Кадр из мультфильма «Полигон» (1977)
Кадр из мультфильма «Полигон» (1977)

Уникальность «Полигона» заключается не только в визуальной стороне, но и в невероятной точности и плавности анимации, особенно учитывая сложность используемой техники. Сценарий мультфильма принадлежит перу известного советского фантаста Севера Гансовского, автора культового и весьма пугающего произведения «День гнева». Однако в «Полигоне» Гансовский отходит от темы мыслящих животных, создавая историю о танке нового поколения – машине, наделенной уникальными возможностями.

Кадр из мультфильма «Полигон» (1977)
Кадр из мультфильма «Полигон» (1977)

Этот танк способен не просто обнаруживать противника, а предвосхищать его намерения, улавливая скрытые сигналы, отражающие планы и стратегию противника. Более того в особом режиме работы, танк реагирует на отголоски внутреннего страха, на подсознательные реакции врага. Это напоминает современные концепции о распознавании эмоций и предсказания поведения, только в фантастическом сеттинге советского мультфильма.

Кадр из мультфильма «Полигон» (1977)
Кадр из мультфильма «Полигон» (1977)

В десяти минутах экранного времени умещается невероятное количество смысловых уровней. Создатели «Полигона» не ограничиваются простым рассказом о фантастическом оружии. Они затрагивают темы войны, страха, технологического превосходства и ответственности за созданные человеком технологии. Танк в мультфильме – не только боевая машина, но и символ могущества, способного как защитить, так и уничтожить.

Кадр из мультфильма «Полигон» (1977)
Кадр из мультфильма «Полигон» (1977)

Его способность воспринимать страх подчеркивает гуманистический аспект, показывая ценность человеческой жизни и пагубность бесконтрольного развития технологий. Данный глубокий смысл, скрытый за кажущейся простотой сюжета, делает «Полигон» действительно выдающимся произведением, заслуживающим внимания как любителей советской анимации, так и ценителей фантастики и кино в целом.

Кадр из мультфильма «Полигон» (1977)
Кадр из мультфильма «Полигон» (1977)

Небольшая продолжительность мультфильма нисколько не уменьшает его значимость; наоборот, она подчеркивает мастерство режиссеров и аниматоров, умевших в таком коротком времени создать настолько многогранное и запоминающееся произведение. В «Полигоне» сочетается виртуозная техника с глубоким философским подтекстом, что делает его одним из самых уникальных образцов советской мультипликации.