Советской системе образования действительно было чем гордиться. Ко второй половине 1930-х годов, после проведённой системы мер, вошедшей в историю как кампания по ликвидации безграмотности, в СССР около 90% взрослого населения страны стало грамотным. В Советском Союзе активно развивались вузы, возникшие ещё до Октябрьской революции 1917 года и возникали новые. Советские педагогические методики перевоспитания детей-сирот, возникшие в 1920-е годы и ассоциирующиеся с именами А.С. Макаренко, Н.К. Крупской и П.П. Блонского, пополнили копилку лучших педагогических систем мира. Доказательством эффективности советской науки становится успешно реализованная космическая программа, в рамках которой именно наша страна запустила первый в мире искусственный спутник Земли (4 октября 1957 года) и первого в мировой истории космонавта – Ю.А. Гагарина (12 апреля 1961 года). Вместе с тем, высокий уровень грамотности среди населения Страны Советов, не всегда гарантировал высокий уровень эрудированности и интеллигентности среди грамотного населения.
Ликвидация безграмотности сделала со временем возможным получение дипломов о высшем образовании людям из сельской глубинки, которые зачастую ставили перед собой не высокую и благую цель перманентного развития личности, а прагматичный вариант продвижения по социальной лестницы советской системы, с последующим получением разнообразных благ – ведомственной квартиры, машины, дачи и высокого дохода.
Хрестоматийной становится ситуация, когда действительно интеллигентными, эрудированными и высокоморальными людьми руководит в разнообразных НИИ и вузах человек, выбившийся из села, умело пользующийся доминирующей коммунистической идеологией, для достижения обоснования своего статуса.
Драматической становилась ситуация, когда инженерно-технический персонал заводов получал зарплату меньше, чем квалифицированный рабочий. Ещё одной очевидной проблемой советского общества становится невозможность поступления в престижные вузы без взяток и блата. Ну и, конечно, одной из ключевых проблем советского периода становится идеологический контроль власти над интеллигенцией – самой мыслящей части общества. Многие из этих проблем невозможно было обсудить в открытую, в условиях тоталитарного режима коммунистической партии, но возможно было саркастически и остроумно обозначить в блестящей форме короткого жанра советского фольклора – анекдоте. Итак, послушаем как это делали в СССР!
В одном из таких анекдотов блестяще подчёркнуто отношение власти к интеллигенции, а также вскрыта сущность внутренней рефлексии, характерной для интеллигента: «Людоед утром жалуется жене: - Ну и ночка у меня была: то сердце кололо, то съеденная бабушка из головы не выходила, то совесть ныла! Жена отвечает: — Сколько раз тебе говорить: не ешь на ночь интеллигентов!».
Диалектический материализм в 1930-е годы был признан философской основой марксизма. 18 июня 1956 года вышло постановление ЦК КПСС, закрепившее обязательное преподавание политической экономии, диалектического и исторического материализма и истории КПСС во всех вузах страны.
В связи с этим появляется следующий анекдот: «Студент медик на выпускном экзамене ничего не может сказать о двух лежащих перед ним скелетах. «Чему же вас учили все эти годы?» - спрашивает преподаватель. Студент задумался и ответил: «Неужели это Маркс и Энгельс?».
Проблема приоритета рабочего класса над «гнилой интеллигенцией» очень хорошо была подмечена в следующем популярном анекдоте: «В НИИ идёт собрание. На повестке дня вопрос: «Кто регулярно измазывает фекальными массами стены туалета?». Слово берёт уборщица баба Маня, которая говорит: «Я знаю кто это! Это – профессор Иванов, потому что он единственный моет руки после посещения туалета!».
Проблема протекционизма и любви к зашифровыванию различных терминов в форму аббревиатур остроумно была обыграна в следующем смешном рассказе: «Кто будет составлять кадры советской науки к 2000-му году? — ВОРы (высокоответственные работники), ЖОРы (жены ответственных работников), ЛОРы (любовницы ответственных работников) и СУКИ (случайно уцелевшие квалифицированные инженеры)».
Проблема назначения на должности руководящих работников в учреждениях образования неразвитых, но выслужившихся по партийной линии людей очень смешно выведена в таком анекдоте: «На уроке истории учительница спрашивает ученика: — Иванов, кто взял Измаил? Иванов (испуганно): — Я не брал, честное слово. Спросите, может быть, это Петров взял! Учительница возмущенно рассказывает об этом разговоре завучу. Завуч успокаивает: — Ну что вы волнуетесь? Это же дети: поиграют и отдадут! Учительница идет к директору и передает ему разговор с завучем. Директор (деловито): — А какой это класс был? — 5-ый «б». — Нет, эти не отдадут!»
Очень точно и актуально звучит следующий анекдот, популярный в 1970-е годы, и посвящённый особенностям взаимоотношения тоталитарной власти и советской интеллигенции:«Пять заповедей советского интеллектуала: 1. Не думай. 2. Если думаешь, не говори. 3. Если думаешь и говоришь, не пиши. 4. Если думаешь, говоришь и пишешь, не подписывай. 5. Если думаешь, говоришь, пишешь и подписываешь, не удивляйся».
Ну, и наконец, анекдот об особенностях поступления в вуз по блату, который стал популярным ещё в 1950-е годы и по-прежнему не утратил своей актуальности:
«Встречаются два бывших одноклассника. Один другому: - Ты знаешь, я поступаю в театральный вуз! Второй ему: – Но, у тебя же нет никаких данных для этого! Как это нет, а дядя!».
Автор статьи:
кандидат исторических наук, доцент,
Блонский Леонид.