Найти в Дзене

"Ласточка" наших бронетанковых войск…

... эти слова Иосифа Виссарионовича Сталина относятся к танку, который стал самым массовым в истории мирового танкостроения. 12 марта 1940 года начался исторический пробег танка Т-34 из Харькова в Москву для испытаний на подмосковном танковом полигоне в Кубинке. Именно тогда высшее руководство страны увидело будущее "Оружие победы". Родившись в крестьянской семье в Ярославской губернии, Михаил прошел сложный путь: В 1929 году правительство СССР в срочном порядке решило повысить обороноспособность страны. А для это было просто необходимо разрабатывать новое оружие, в том числе и танки. Отправив письмо Сергею Мироновичу Кирову с просьбой посодействовать в получении технического образования, Михаил Ильич отправляется в Ленинград, в Политехнический институт. Кошкин учился на кафедре "Автомобили и тракторы". После окончания института Михаил Ильич становится зам.начальника КБ, а затем и начальником Танкового завода № 183 в Харькове. В карьере Кошкина были модернизации танков БТ-7, появились
Оглавление

... эти слова Иосифа Виссарионовича Сталина относятся к танку, который стал самым массовым в истории мирового танкостроения.

Танк Т-34 в музее.
Танк Т-34 в музее.

12 марта 1940 года начался исторический пробег танка Т-34 из Харькова в Москву для испытаний на подмосковном танковом полигоне в Кубинке. Именно тогда высшее руководство страны увидело будущее "Оружие победы".

Танк Т-34 на Курской дуге...
Танк Т-34 на Курской дуге...

Отцом танка Т-34 смело можно назвать советского конструктора Михаила Ильича Кошкина.

Родившись в крестьянской семье в Ярославской губернии, Михаил прошел сложный путь:

  • работал в карамельном цехе кондитерской фабрики, которую мы сегодня знаем как «Красный Октябрь»,
  • во время Первой Мировой войны будущий конструктор ушел на фронт, где воевал в составе 58-го пехотного полка,
  • вернувшись с фронта, занял пост политработника в университете,
  • в 1924 году он уже был руководителем кондитерской фабрики в Вятке (с 1934 года – Киров).
Кошкин Михаил Ильич. Создатель и первый главный конструктор танка Т-34. (3 декабря 1898 - 26 сентября 1940)
Кошкин Михаил Ильич. Создатель и первый главный конструктор танка Т-34. (3 декабря 1898 - 26 сентября 1940)

В 1929 году правительство СССР в срочном порядке решило повысить обороноспособность страны. А для это было просто необходимо разрабатывать новое оружие, в том числе и танки.

Отправив письмо Сергею Мироновичу Кирову с просьбой посодействовать в получении технического образования, Михаил Ильич отправляется в Ленинград, в Политехнический институт. Кошкин учился на кафедре "Автомобили и тракторы".

После окончания института Михаил Ильич становится зам.начальника КБ, а затем и начальником Танкового завода № 183 в Харькове.

Танк Т-34 на въезде в город воинской славы - Дмитров.
Танк Т-34 на въезде в город воинской славы - Дмитров.

В карьере Кошкина были модернизации танков БТ-7, появились танки А-20, А-32. С доработками этих машин появилось и оружие победы – танк Т-34.

Т-34 на набережной в Волгограде у музея-панорамы"Сталинградская битва".
Т-34 на набережной в Волгограде у музея-панорамы"Сталинградская битва".

Когда танк был готов, настало время испытать его. Для полного завершения испытаний машина должна была пройти по полигонам 2000 километров за довольно короткий срок.

Испытатели понимали, что они не укладываются в поставленные временные рамки, поэтому главный конструктор принял решение: необходимый пробег машины должны получить в пути до столицы.

Башня танка Т-34 на Мамаевом кургане в городе-герое - Волгограде.
Башня танка Т-34 на Мамаевом кургане в городе-герое - Волгограде.

Секретный танкопробег от завода в Харькове до стен Московского Кремля – это 750 километров по сложной дороге: в обход всех крупных городов, не по транспортным артериям, если отсутствовала возможность пересекать реки по льду или вброд – можно воспользоваться мостами (исключительно в ночное время!), так же учитывалось и расписание поездов.

Но, несмотря на все сложности и поломку одного из танков, пробег был завершен в запланированные 5 дней.

17 марта 1940 года, пусть и с опозданием на 7 часов, танки Михаила Кошкина прибыли в Москву, на Ивановскую площадь в Кремле.

После тех.обслуживания машины были представлены руководству страны на Кубинском полигоне.

Колонна танков Т-34 на Параде Победы в Москве. Фото из открытых источников.
Колонна танков Т-34 на Параде Победы в Москве. Фото из открытых источников.

31 марта 1940 года Государственным Комитетом Обороны был подписан протокол о начале серийного производства танка Т-34.

2 апреля того же года образцы боевых машин отправились обратно в Харьков, на родной завод.

К сожалению, Михаил Ильич не узнал о том, какой вклад в победу внесли тридцатьчетверки…

Конструктор Кошкин скончался 26 сентября 1940 года от пневмонии, полученной во время весеннего танкопробега.

Ему было всего 41 год.

Диорама в музее танка Т-34 "лобня. Наступление. 6 декабря 1941 года".
Диорама в музее танка Т-34 "лобня. Наступление. 6 декабря 1941 года".

Если захочется подробнее познакомиться с историей танка Т-34, то это можно сделать в музее, которой находится недалеко от Москвы – в деревне Шолохово на Дмитровском шоссе.

Здесь в 1941 году был один из рубежей обороны и именно отсюда тридцатьчетверки пошли в контрнаступление.

Это единственный в мире военно-исторический музей, который полностью посвящен конкретному образцу военной техники.

Основала музей Лариса Николаевна Васильева – дочь инженера Николая Алексеевича Кучеренко, одного из создателей танка Т-34.

💙

Хороших поездок и приятных путешествий.