Вы когда-нибудь хотели управлять поездом, проектировать энергосистемы или разрабатывать инновационные технологии? Если да, то факультету транспортных и энергетических систем ПГУПС есть, что вам предложить. Четыре направления подготовки в рамках бакалавриата и две специальности в рамках специалитета. Сложнее всего поступить на «Приборостроение», проще всего – на «Подвижной состав железных дорог». Что еще нужно знать о факультете? Расскажет заместитель декана по учебной работе Максим Панченко.
Смотри полное видео в группе ВК «Гид по вузам | Поступай или проиграешь»
Как формируется группа
– Какие сложности характерны для работы с промышленным оборудованием? И как с этими сложностями справляются студенты?
Как и в любых других профессиях, в теплоэнергетике есть определенные сложности и нюансы, которые надо учитывать. Это высокое давление, высокая температура, низкая температура. В связи с этим перед тем как использовать те или иные установки, необходимо сдать экзамен по промышленной безопасности.
Основная «сложность» заключается в том, что необходимо иметь большой багаж знаний. Здесь необходимо знание термодинамики, нагнетательных установок, кондиционирования, гидрогазодинамики, гидродинамики и многого, многого другого. Это лишь неполный перечень. С одной стороны, вопрос сложный, с другой, интересный.
Студенты, которые получили образование, выходят с большим багажом знаний и могут работать в самых разных направлениях, связанных с теплоснабжением тех или иных предприятий, зданий. Все здания необходимо отапливать. И соответствующий уровень зарплаты.
– Правильно ли я понимаю, что ребятам, которые сами по себе достаточно творческие и часто переключаются с одной вещи на другую, освоить и систематизировать необходимые знания достаточно сложно? Все-таки теплоэнергетика – это системность, внимательность и грамотный подход.
Да, у нас набирается только одна группа по данному направлению, так как необходимо отобрать лучших студентов. Они обучаются здесь четыре года. Здесь есть необходимые лабораторные установки, есть компетентные преподаватели, которые дают знания в течение всего периода обучения. И уже на выходе останется, как я сказал, сдать экзамен, после чего можно приступать к работе на технических установках.
Целевое обучение
– Слово «теплоэнергетика» ассоциируется у меня с большими организациями. С чем-то наподобие «Газпрома», например. Какие компании-партнеры есть у факультета? И как часто они предлагают целевые места?
У нас, конечно же, много партнеров. Мы взаимодействуем и с «Газпромом», и с ТГК-1, с компанией «Ридан». Наши студенты также работают в различных конструкторских проектных бюро. Например, это Ленгипротранс.
По части целевого набора основным заказчиком у нас является РЖД, а именно дирекция по тепловодоснабжению. Мест выделяется немного. Конечно, они все заполняются сразу же.
В целом потребность в работниках в теплоэнергетике есть. Поэтому многие студенты уже на третьем курсе начинают работать. По сути, выходя из университета, они уже имеют компетенции, которые позволяют им сразу влиться в ту или иную организацию.
Три пути к получению свидетельств
– Нужны ли какие-то дополнительные действия, чтобы выпускники вуза получили доступ к локомотивам?
Скажем так, у студентов есть три варианта. Первый вариант – у нас есть круглогодичные студенческие отряды, которые позволяют в процессе учебы пройти курсы и получить свидетельство. Возможно также получение того или иного свидетельства при прохождении практики. Здесь все зависит от того, какая практика, как она организована. Третий путь – это уже после окончания университета пройти соответствующие курсы. Наш университет такие не проводит, так как нет лицензии. Подготовка происходит при РЖД. Можно получить необходимое свидетельство и дальше уже пойти работать помощником машиниста тепловоза, электровоза либо моторвагонного подвижного состава.
Узлы и агрегаты
– Мы находимся в аудитории для практических занятий, которая похожа на настоящий автосервис. Насколько я понимаю, здесь изучают внутренности транспорта. Это выставочные экспонаты или их можно разбирать, собирать?
Это реальные узлы и агрегаты автомобиля. Здесь студенты получают практические знания на основе той теории, которую им дали. В частности, я сам лично веду занятия. Вот, например, у нас двигатель, который специально сделан для разборки. То есть студенты приходят и в течение либо одного, либо двух занятий его полностью разбирают, смотрят, что находится внутри, собирают.
Помимо этого, здесь у нас коробка передач механическая, есть автомат, который тоже они перебирают и смотрят, что находится внутри. Есть также готовые узлы. Мы их не разбираем. Но по крайней мере с точки зрения конструкции можно все увидеть и где-то что-то покрутить.
Здесь в основном все для изучения конструкции, а двигатели, на которых проводятся лабораторные работы, находятся в соседней аудитории. Там есть и бензиновый двигатель, есть дизельный двигатель, на котором студенты могут снять параметры, посмотреть те или иные данные, исследовать их, проанализировать. Один двигатель сделан специально для того, чтобы преподаватель мог задать неисправности, а студенты должны их найти. На это отводится какое-то время. Соответственно, они группой ищут ту или иную неисправность.
Техникум vs вуз
– Поясните, пожалуйста, с профессиональной точки зрения: в чем разница между освоением программы в техникуме и в вузе? Насколько разные выходят специалисты?
Специалисты выходят разные. Если мы берем техникум, то это в первую очередь рабочая профессия. То есть они приходят в различные СТО и уже руками ремонтируют, собирают те или иные узлы. Если мы берем университет, то, помимо рабочей профессии, они еще получают более глубокие теоретические знания. Не просто «сломалось – надо отремонтировать». Они еще исследуют, почему то или иное устройство работает, как оно работает. Это дает им возможность реализовать себя не только в рабочих профессиях, но и в инженерных, проектировочных, наладочных.
Твой «Гид по вузам»
Какие олимпиады стоит писать? Как выбрать школу, вуз в Петербурге? Как подготовиться к ЕГЭ? Какой список документов необходим для поступления? На все эти вопросы смогут ответить эксперты СМИ «Гид по вузам».
Мы предлагаем индивидуальный подход и профессиональные консультации, чтобы помочь вам определиться с выбором школы, будущей профессии и подготовиться к выпускным экзаменам. Наши юридические услуги помогут абитуриентам и их родителям защитить свои права, а видеоконтент о вузах и школах ответит на многие вопросы.
Пишите на электронную почту pr@gidvuz.ru или звоните по телефону единой линии поддержки +7 (921) 956-17-71. Мы находимся в центре Петербурга по адресу: 8-Советская ул., д. 17/19 (м. Площадь Восстания).
Больше интересных и полезных материалов о высшем образовании в Санкт-Петербурге на YouTube-канале, ТГ-канале и ВК-сообществе.