Попробуйте лечь и не двигаться. Совсем. Не шевелить ни одним пальцем, не почесывать там, где зудит, не менять позу, если затекла нога или рука… Надолго ли вас хватит? Человек не может совсем не двигаться. Даже если он не любит заниматься физкультурой и предпочитает проводить время на диване, он все равно совершает минимальный набор движений. Встает, ходит, жует, разговаривает, тянется за нужными предметами и так далее. Но даже этого недостаточно для здоровья и хорошего самочувствия.
Сегодня все больше людей встраивают спорт в повседневную жизнь – будь то танцы, бег, растяжка, плавание в бассейне или силовые тренировки в зале. Да и 10 000 шагов никто не отменял, хотя уже давно известно, что это маркетинговый ход от создателей «умных» фитнес-часов. Специалисты говорят, что и 7000 шагов в день достаточно, а вот 3000 шагов – уже маловато. Цифры условные, но они дают ориентиры и понимание, как о себе заботиться через движение.
Для тех, кто столкнулся с серьезными заболеваниями или травмами, существует реабилитационная гимнастика, или ЛФК (лечебная физическая культура) – комплекс упражнений, разработанный врачами-реабилитологами, который помогает человеку восстановить функции организма, разработать ту или иную часть тела или улучшить общее состояние после операции, болезни или травмы.
А что делать, если человек сам, без внешней помощи, не может передвигаться? И не только передвигаться – он не может пошевелить даже пальцем или жевать и проглатывать пищу. То есть в принципе не имеет возможности инициировать движение в теле. Или, например, может ходить, но не в состоянии самостоятельно делать какие бы то ни было физические упражнения. А если в дополнение к этому у него отсутствуют навыки речи?
Для поддержания здоровья и двигательного развития людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и, в частности, с тяжелыми нарушениями и была разработана адаптивная физическая культура (АФК). Она выглядит по-разному.
В ассоциации «Краски этого мира» 14 подопечных с ТМНР – тяжелыми множественными нарушениями развития. Большинство из них передвигаются на колясках, те, кто ходит, самостоятельно физкультурой заниматься не могут. А движение людям с особенностями жизненно необходимо. Без него в теле неподвижного человека развиваются опасные осложнения, вплоть до отказа органов и систем организма.
Ребят с ТМНР невозможно объединить в группу, так как заболевания у всех разные. У кого-то проблемы с центральной нервной системой и опорно-двигательным аппаратом, у кого-то – патологии иммунной системы, генетические заболевания, эпилепсия – все эти недуги требуют индивидуального подхода. АФК помогает выравнивать тело, его положение в пространстве, убирает зажимы в мышцах, в общем, приближает организм к анатомической норме и улучшает самочувствие ребят.
Такая работа требует ювелирного подхода и осторожности – ведь часто приходится иметь дело с органами, в которые установлены специальные устройства (например, шунт или гастростома), или с диагнозом «остеопороз» – в этом случае даже легкое неверное движение может спровоцировать перелом.
А еще нужно много терпения. На занятии с Петром Войтенком, инструктором по АФК, подопечный «Красок» Илья «бунтует», отказывается сотрудничать и «ругается», как может, старается махать руками и сопротивляться. Людям с ментальными нарушениями трудно понять, зачем нужны эти занятия. Впрочем, кто из нас радостно бежит на тренировки и с готовностью, без внутреннего сопротивления, выполняет сложные упражнения, напрягается и потеет? Если у здорового человека возникают проблемы с мотивацией, когда он прекрасно понимает пользу физкультуры, то ребенок с ТМНР тем более не всегда способен осознать, зачем ему доставляют такие неудобства. И умение «договориться» с неговорящим подростком – тоже важная часть работы специалиста по АФК.
А для кого-то АФК – почти полноценный спорт с учетом особенностей организма, например, адаптивную физкультуру применяют для подготовки паралимпийцев к соревнованиям. Это настоящее искусство: разработать и подобрать подходящие упражнения индивидуально под человека с разными ограничениями – например, с ампутированными конечностями, отсутствием зрения или слуха. Этим занимаются специально обученные педагоги.
С некоторыми детьми «Красок этого мира» работает педагог Татьяна Ковалевская. Она не только помогает разнообразно двигаться, но и превращает рутинную гимнастику в интересное событие. Саша, подопечная «Красок», учится танцевать с обручем или гимнастическими поями, играет с мячом, прыгает. Татьяна подтверждает, что таким детям нужен индивидуальный подход, потому что проблемы и особенности у всех разные. Конкретно Саше необходимы растяжки, и Татьяна подбирает подходящие упражнения для развития гибкости.
«Ребята зачастую очень плохо ориентируются в собственном теле, – добавляет Татьяна, – поэтому движения и игры, которые помогают изучать и представлять схему собственного тела (где у тебя мизинец правой ноги, а где левое плечо), развивают их и двигательные, и бытовые способности».
Сегодня специалисты сходятся во мнении, что регулярные занятия адаптивной физкультурой для детей с ТМНР гораздо эффективнее выездной курсовой реабилитации, после которой ребенок на долгое время остается без необходимой поддержки движением – до следующего курса. К тому же на родителей ложится дополнительная нагрузка по организации поездок и пребывания с особыми детьми в реабилитационных центрах. Да, там с ребенком работают специалисты, и состояние его может улучшиться. Но если не поддерживать заданную реабилитологами «планку» занятий по возвращении домой, все усилия могут сойти на «нет».
Адаптивная физкультура – тот вид работы с телом, который можно – и нужно – применять регулярно. Такие занятия помогают Илье и Мише, подопечным «Красок» с диагнозом ДЦП, замедляют процесс деформации позвоночника и развитие контрактур от недостатка движения и жизни в коляске. С АФК Миша увереннее держит в руке кисть – а это важно, ведь он талантливый художник. А Алиса, девушка с синдромом Драве, страдающая от частых приступов эпилепсии, чувствует себя лучше и восстанавливает нарушенную координацию при ходьбе. АФК для «красочных» ребят - это профилактика серьезных осложнений и изнуряющих болей от нехватки движения. И для этого с ними еженедельно работает Петр Войтенок.
«Краски этого мира» открыли сбор средств на продолжение занятий Миши, Ильи и Алисы с Петром. Здесь – все подробности и ссылка на сбор.
Поможем «красочным» ребятам жить полноценной насыщенной жизнью без боли. Учиться в школе, быть крепче, ровнее и чувствовать себя лучше!