Режиссерская цитата к фильму Иоганна Гёте: “Нет рабства безнадёжнее, чем рабство тех рабов, себя кто полагает свободным от оков”.
Главный герой фильма Бруталист - Ласло Тот- одаренный архитектор еврейского происхождения, выпускник легендарной немецкой школы Баухаус, впитавший ее идеи и культурный код.
Баухаус
Вдохновением образа Ласло Тота мог быть Марсель Броер, реальный выпускник Баухауса и известный архитектор и дизайнер.
Учебное заведение Баухаус - архитектурная и художественно-промышленная школа, существовавшая в Германии с 1919 по 1933 год.
Учебное заведение Баухаус - архитектурная и художественно-промышленная школа, существовавшая в Германии с 1919 по 1933 год.
Главными чертами стиля Баухаус в мебельном дизайне и в архитектурных проектах являются строгая геометрия и функциональность.
Интерьеры этого направления отличаются простыми и строгими формами. Цветовая гамма часто сдержанная, нейтральных оттенков. Все подчинено функциональности и минималистичности.
Баухаус оказала большое влияние на развитие дизайна и архитектуры XX столетия. Примеры произведений этого стиля хорошо всем известны, и современное окружение сформировано его идеями. Сталь, стекло и пластик – главные материалы легендарной мебели и предметов Баухаус.
В школе проводили исследования в области физиологии, анатомии, восприятии человеком пространства, деталей жизнедеятельности и заложили ключевое понятие современного дизайна - эргономику.
Ярким изобретением Марселя Броера считается мебель, сконструированная из металлических трубок для каркаса и текстиля для спинки и сиденья. Удобство, легкость конструкции, художественная выразительность сделала символом мебельного дизайна Баухаус кресло Броера, названное в честь Василия Кандинского.
Стол Ласло
Немецкая по корням, разросшаяся в интернациональную, Баухаус была Альма-матер для героя фильма Бруталист. В первой части действия он производит свою версию стула и стола в стиле Броера. Его мебель повторяет геометрию и материалы стиля Баухас.
Вопросы вызывает выбор выбивающейся по стилю фурнитуры на ящиках Ласло. Ручки хотелось бы увидеть более подходящего минималистичного вида.
Мебель Ласло же ярко контрастирует с экспонируемой деревянной мебелью в магазине его брата.
Библиотека Ласло
В следующей части фильма Ласло обновляет библиотеку в доме нового крупного заказчика. Эта мебель также не является примером брутализма, как и первые его стол и стул. Библиотека Ласло Тота также является примером стиля Баухаус: встроенные книжные шкафы с гладкими панелями створок, открытые окна с потоком света и отражений на гладком полу, новый стул-кресло.
Изобретенное для нового пространство кресло также имеет все черты Баухауса: каркас, вдохновленный велосипедной рамой, текстильное сидение, дополнение в виде подставки для чтения.
Это кресло Ласло является аналогом кресла Людвига Мис ван дер Роэ.
Портфолио Ласло
Далее по сюжету фильма мы видим портфолио Ласло времен его жизни до Америки.
Фотографии с примерами работ Ласло – это микс фрагментов, похожих на архитектуру самого здания Баухаус.
И напоминающих другие проекты, например, здание суда города Буффало, США, которое уже относится к брутализму, и было построено позднее событий фильма на момент показа портфолио, в 70х годах.
Брутализм
Брутализм, от лат. brutus — грубый, суровый, — направление послевоенной архитектуры модернизма 1950—1970-х годов.
Для этого направления архитектуры характерно применение в отделке необработанных материалов, минимализм форм, преобладание прямых линий и углов, использование естественного освещения.
Проект Ласло
По сюжету фильма Ласло получает заказ на проектирование и строительства большого проекта - многофункционального здания Института Ван Бюрена.
Марсель Броер, ранее упомянутый, был также, как Ласло Тот венгерским евреем, сбежавшим от нацистов сперва в Великобританию, а потом в США.
В Америке Броер построил в 1961 г церковь аббатства Святого Иоанна.
Также как у Ласло проект Броера - многофункциональное здание с христианской символикой.
Внешний вид коридоров, по которым проходят путь посетители, также напоминает архитектуру мемориала Холокоста Яд-Вашем в Израиле.
Заключение
Фильм Бруталист погружает при просмотре в эстетику дизайна, в контекст событий послевоенной Америки, в процесс создания творения и поиск творца свободы самовыражения и реализации.
Открытым остается вопрос, существует ли полная свобода для автора, впитавшего в себя ключевые идеи немецкой школы дизайна, выросшего в еврейской традиции, бежавшего от нацизма и затем коммунизма в капиталистический мир «перевернутой свободы», создающего затем оммаж памятника Холокосту под видом Института Ван Бюрена с христианской символикой.