Постарайтесь вспомнить себя в младенчестве или раннем детстве. Само собой, ничего не получилось, и первые воспоминания относятся к более позднему времени. Так почему же мы не можем вспомнить то время, когда едва научились ходить и говорить, хотя именно в возрасте до трёх лет закладывается фундамент, определяющий дальнейшее формирование ребёнка?
Забытые лучшие годы
Жаль, что мы не помним первые годы своей жизни. Ведь именно тогда нас кормили, одевали и вообще всё делали за нас, а взамен ничего не требовали. Можно было кричать, только потому что мы проголодались. И спать столько, сколько захотим. Практически всё время отводилось на те или иные развлечения или как минимум на ничегонеделание. И никакой работы!
Родители, а также бабушки и дедушки с сожалением могут смотреть на тот факт, что маленькие дети спустя годы не вспомнят, как их качали на качелях или играли вместе с ними. Для взрослых это является ценными воспоминаниями, которые остаются на всю жизнь. Но как бы люди ни старались, их маленькие дети ничего из первых лет жизни помнить не будут.
Попытка разобраться
Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд предположил, что в человеческой психике есть механизм, который скрывает от людей их раннее детство, чтобы таким образом ограждать неокрепшее сознание от травмирующих событий и обстоятельств. Так появился термин «детская амнезия», который объясняет, почему мы не можем вспомнить, что с нами происходило в раннем детстве. Однако это объяснение является лишь теорией, которая не подтверждена соответствующими исследованиями в области работы памяти.
Как бы там ни было, возникает парадокс: раннее детство мы не помним, но именно тогда закладывается основа для будущего развития человека как личности. И тогда появляется закономерный вопрос: «Каким образом ранние события определяют всю нашу жизнь, если мы их не помним?».
На самом деле ребёнку для развития необязательно в подробностях помнить всё, что с ним происходило, поскольку мозг формируется в соответствии с тем, что с ребёнком происходит и какой опыт он получает. Однако существуют исследования, согласно которым даже двухлетние дети могут помнить события, которые с ними произошли несколько месяцев назад. Только проблема в том, что в более взрослом возрасте вспомнить эти события уже не получится. А по данным одного из исследований в этой области, ранние воспоминания так и вовсе продолжают храниться в мозге, даже когда человек уже вырос, просто получить к ним доступ нет никакой возможности.
Ранние воспоминания
Примерно до 7 лет детские воспоминания чаще всего фрагментарные, а первые воспоминания зачастую относятся к возрасту 3-4 года. При этом в разных обществах формирование первых устойчивых воспоминаний значительно отличается.
Согласно имеющимся данным, наиболее ранние воспоминания американцев относятся примерно к 3,5-летнему возрасту, а у китайцев датируются почти 4-летним возрастом. Основная разница самих воспоминаний состоит в том, что воспоминания американцев чаще всего сосредоточены на своей персоне, тогда как в воспоминаниях китайцев в основном присутствуют коллективные действия.
По всей видимости, так происходит, потому что в западной культуре идентичность человека, которая формируется ещё в раннем возрасте, определяется уникальностью своей личности. А в восточной культуре идентичность скорее определяется ролями человека в обществе и отношениями с окружающими. Соответственно, важность воспоминаний для обретения идентичности в разных культурах отличается.
Ранние воспоминания обычно тесно связаны с чем-то важным и особенным, что сильно отличается от повседневной обыденности. Но в то же время ранние воспоминания нередко оказываются на удивление обыкновенными. Например, ребёнок может на всю жизнь запомнить, как однажды он нашёл палку необычной формы или увидел группу муравьёв, бегающих по земле.
Что говорит наука
Воспоминания хранятся не как отдельные файлы на компьютере, а в виде нейронных связей, которые распределены по мозгу. Когда мы что-то вспоминаем, нейронные связи активизируются и укрепляются. Но память о событиях при этом непостоянна, поскольку при каждом обращении к какому-либо воспоминанию оно перезаписывается.
Из-за этой особенности работы памяти могут возникать когнитивные искажения, когда воспоминания о событиях искажаются, а то и вовсе создаются ложные воспоминания. Например, человек может якобы помнить, как его катали в коляске или как он сделал свои первые шаги. В действительности подобные воспоминания являются вымышленными и зачастую основаны на семейных фотографиях и родительских рассказах. Человеческий мозг благодаря эволюции очень хорошо научился дорисовывать и додумывать то, чего мы не видим и не знаем, но очень хотели бы.
Формирование устойчивых воспоминаний начинается примерно на третьем году жизни, потому что именно в этом возрасте мозг ребёнка становится достаточно развит, чтобы начала работать долгосрочная память. А до тех пор у нас чисто физически нет никакой возможности запомнить что-либо так, чтобы вспомнить это спустя много лет — организм для такого просто ещё не готов.
Если свою жизнь примерно до 3-4 лет мы совсем не помним, то многие устойчивые воспоминания, сформированные до 7 лет, с возрастом бесследно стираются из-за разрушения нейронных связей, а этот процесс происходит постоянно. Объясняется это тем, что мозг в этом возрасте активно развивается, уничтожая старые нейронные связи и создавая новые, в результате чего невостребованные воспоминания исчезают. Что-то со временем ещё можно вспомнить, а какие-то воспоминания не вернутся уже никогда. Так или иначе, стёртые детские воспоминания становятся фундаментом, на котором строятся воспоминания уже о взрослой жизни.