Найти в Дзене

Россия выступает за справедливый миропорядок

Особая ответственность за выработку контуров будущего человечества на принципах равноправия и взаимного уважения лежит на великих державах.

Ялтинская конференция (4–11 февраля 1945 г.) – вторая по счёту многосторонняя встреча лидеров трёх стран антигитлеровской коалиции, посвящённая установлению послевоенного мирового порядка.
Ялтинская конференция (4–11 февраля 1945 г.) – вторая по счёту многосторонняя встреча лидеров трёх стран антигитлеровской коалиции, посвящённая установлению послевоенного мирового порядка.

В мировой политике со сменой на капитанском мостике в США повеяло ветром перемен. Новая администрация ведущей державы Запада заявила, что хочет на востоке Европы не вой­ны, а мира. Россия тоже за мир и готова к честному разговору с учётом всех первопричин украинского конфликта и необходимости обеспечения безопасности Российской Федерации. В повестке дня – обстоятельный российско-американский диалог.

В экспертном сообществе сегодня высказывается мнение, что в год 80-летия Ялтинской конференции 1945 года актуальным становится вопрос о проведении новой встречи руководителей ведущих мировых держав. Этой теме посвящено интервью, которое дал «Красной звезде» руководитель Центра военно-дипломатического анализа и оценок профессор Дипломатической академии МИД России, доктор исторических наук Владимир ВИНОКУРОВ.
– Владимир Иванович, Ялтинская конференция 1945 года вновь на слуху…
– В этом нет ничего удивительного. Ведь недавно мы отметили 80 лет со времени проведения этой конференции, которая практически стала символом окончания Второй мировой войны и определила основы мироустройства на многие десятилетия вперёд. А сегодня, когда, с одной стороны, человечество вновь оказалось на пороге фундаментальных геополитических перемен, а с другой – растёт опасность новой мировой войны, в экспертном сообществе стал обсуждаться вопрос, а не подошло ли время проведения «Ялты 2.0».
Как известно, военной прелюдией исторической встречи в верхах в Ялте, а она проходила, напомню, с 4 по 11 февраля 1945 года, стали события на советско-германском фронте. Конференция проходила в период, когда в результате успешно проведённых наступательных стратегических операций Красной Армии от фашистской оккупации были освобождены территории Советского Союза и ряда стран Европы. Как раз 3 февраля завершилась Висло-Одерская операция, в разгаре были Западно-Карпатская и Восточно-Прусская операции – вой­на против гитлеровской Германии вступила в завершающую стадию.
В этих условиях в Ялте встретились лидеры Советского Союза, Соединённых Штатов и Великобритании – Сталин, Рузвельт и Черчилль, чтобы договориться о послевоенном мировом порядке. Участники встречи долго не могли прийти к соглашению о месте её проведения. Черчилль предлагал, как выяснили историки, встретиться в Великобритании. Рассматривались и иные места проведения: Аляска, Мальта, Афины, Каир, Рим. Однако Москва настоятельно требовала организации встречи именно в Советском Союзе, чтобы иностранные делегации смогли своими глазами увидеть, что творили нацисты и какой нанесли урон гражданам СССР. В итоге выбор был сделан в пользу крымского города Ялты.
– У каждой из трёх стран была своя позиция относительно обсуждаемых вопросов…
– Да, СССР планировал создать в Восточной Европе свою сферу влияния, обоснованно мотивируя это тем, что она исторически служила плацдармом для вторжения в Россию. США рассчитывали на вступление Советского Союза в войну против Японии, чтобы приблизить её конец и сократить американские потери при высадке на японские острова. Для Великобритании ключевым вопросом было установление своего влияния в Восточной Европе, что явно шло вразрез с советской идеей.
Возникла ситуация, в которой де-факто США и СССР оказались в ситуативном союзе против Великобритании. Это произошло, несмотря на то что с идеологической, экономической и военно-политической точек зрения англосаксонские державы – США и Великобритания – были намного ближе друг к другу, чем к социалистической стране.
Сталин исходил из того, что находится в более сильной позиции и может выдвигать требования к союзникам, аргументируя это основным вкладом СССР в военный разгром Германии и нашими огромными потерями. Союзники отчасти с этим были согласны. Это способствовало, например, соглашению о праве вето для постоянных членов будущего Совбеза ООН, чтобы наша страна могла блокировать нежелательные для себя решения. Также было принято решение о предоставлении отдельных мест в ООН Белорусской и Украинской ССР – республикам, наиболее пострадавшим от нацистской оккупации.

Дух Ялты – это дух здравого смысла, осознание ведущими мировыми державами лежащей на них особой ответственности за судьбу человечества

В Ялте единогласным решением были определены планы союзников относительно условий капитуляции Германии и её послевоенного устройства. Было заявлено, что «непреклонной целью» трёх держав «является уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, что Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир всего мира». Для этого был предусмотрен целый комплекс мер, «включая полное разоружение, демилитаризацию и расчленение Германии». Главы СССР, США и Великобритании также подписали в Ялте совместную «Декларацию об освобождённой Европе», которая предусматривала уничтожение союзных нацистам властей в оккупированных Германией странах и установление демократических учреждений на основе всеобщих выборов.
Были приняты и другие решения, касающиеся ключевых вопросов относительно окончания Второй мировой и послевоенного устройства. Ялтинская конференция определила контуры не только послевоенной Европы, но во многом и мира в целом на полвека вперёд. Достигнутые в Крыму договорённости были подтверждены и развиты в ходе Потсдамской мирной конференции в июле – августе 1945 года. И некоторые их элементы, такие как Организация Объединённых Наций, существуют и до сих пор. Создание ООН – новой международной организации для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, обладающей для этого широчайшими полномочиями, – стало, несомненно, одним из ключевых моментов Ялтинской конференции. Во многом благодаря этой организации миру до сих пор удаётся избегать глобальных конфликтов.
– А что конкретно подтолкнуло экспертное сообщество к разговорам о необходимости проведения «второй Ялты»?
– Причин тому, на мой взгляд, несколько. Но в первую очередь я бы назвал украинский конфликт. Ни для кого не секрет, что его подготовил и спровоцировал коллективный Запад. Прежде всего элиты Великобритании и Евросоюза, которые нашли поддержку со стороны заокеанского истеблишмента, точнее, той его части, выразителем интересов которой является Демократическая партия США. Её представитель – Джо Байден – занимал на тот момент пост в Белом доме.
Цель понятна: попытаться руками украинских радикальных националистов, по своей идеологической сути необандеровцев, ненавидящих Россию, максимально ослабить, а если получится, то и разрушить нашу страну. По западной терминологии, нанести нам стратегическое поражение. Но не вышло. Победы им не видать, а вот киевский режим близок к военной катастрофе, людские ресурсы на исходе… Однако это не устаивает либеральные глобалистские круги, продолжающие цепляться за этот конфликт и готовые к шагам, которые увеличат опасность новой мировой войны со всеми её катастрофическими последствиями. В кругах Республиканской партии США такую опасность осознали, отсюда и наметившийся поворот в политике заокеанской державы, приостановка военной помощи необандеровскому режиму.
Первый шаг в направлении улучшения отношений двух ядерных держав уже сделан – начались российско-американские контакты по восстановлению отношений между двумя странами, что, в свою очередь, может положительно сказаться на урегулировании украинского конфликта. Тем более что США пришли к пониманию, судя по заявлениям американских официальных представителей, – у однополярного мира нет будущего и нужно искать точки соприкосновения с другими народами и странами, а не конфликтовать с ними.
Налицо и другие радикальные изменения, которые происходят на планете. Наблюдаются подъём и возрастание роли новых государств мирового уровня, прежде всего Китая и Индии, а также региональных держав, таких как Бразилия, ЮАР, Индонезия, Иран. Вместе с тем имеют место углубление неравенства в мировом сообществе, нестабильность, расширение зон конфликтов. Наконец, нарастают глобальные проблемы, решение которых требует объединённых усилий мирового сообщества. Всё это в целом и породило дискуссию о необходимости проведения «второй Ялты», опираясь на сохранившийся, как принято говорить, дух Ялты – дух здравого смысла, осознание ведущими мировыми державами лежащей на них особой ответственности за судьбу человечества.
– И в каком формате такая встреча должна, на ваш взгляд, проходить?
– Предложений на этот счёт раздаётся много, в том числе порой не совсем реалистичных. Мне думается, прежде всего важно возродить дух Ялты. Буквальное повторение ялтинского формата, безусловно, исключено. Великобритания – это уже не перворазрядная мировая держава, к тому же её элиты настроены на конфронтацию с нашей страной. В Лондоне не проявляют заинтересованности в поиске компромиссов с Москвой. Кроме того, повторюсь, сегодня возникли новые центры экономической, политической, военной силы – Китай, Индия, Бразилия.
Один из гипотетических вариантов «Ялты 2.0» заключается в проведении её в два этапа. Вначале происходит встреча лидеров ключевых ядерных держав, в ходе которой вырабатываются основы создания нового миропорядка – устойчивой системы международных отношений, опирающейся на международное право и базирующейся на принципах равноправия, взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела государств. На втором этапе – широкая международная конференция, в которой наряду с отдельными странами участвуют ведущие многосторонние структуры. Конференция рассмотрела бы выработанные великими державами предложения о контурах нового миропорядка. Там же можно было бы обсудить и вопрос о реформе ООН.
Конечно, многое будет зависеть, будем откровенны, от позиции США, новая администрация которых проводит сейчас переоценку приоритетов внешнеполитического курса страны. Далеко не всё однозначно в этом плане, в Вашингтоне дают о себе знать настроения в пользу политики отстаивания национальных интересов с позиции силы, антироссийские санкции пока не отменены. Москва, подчеркну, не раз заявляла, что готова к равноправному диалогу с администрацией США – диалогу на основе уважения интересов России.
– Вы затронули тему реформы ООН, поясните, пожалуйста, а в чём здесь проблема?
– Как я уже отмечал, ООН выдержала проверку времени и на сегодня практически осталась единственной структурой из тех, что были созданы по решению Ялтинской конференции. Нет сомнений, что она будет оставаться ключевой структурой и при дальнейшем формировании многополярного мира. Во всяком случае, Россия, как заявляют её официальные представители, будет и дальше отстаивать центральную координирующую роль ООН в мировых делах, основополагающие принципы Устава и главную ответственность Совета Безопасности за поддержание международного мира.
Вместе с тем в Совете Безопасности сегодня представлены далеко не все страны, которые несут особую ответственность в мировой экономике, мировых финансах, мировой политике, военных раскладах. Наша страна выступает в поддержку процесса реформы Совбеза ООН и не считает, что этот орган должен оставаться в неизменном виде. В повестке дня его расширение за счёт стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Что касается механизма работы соглашения о праве вето постоянных членов Совета Безопасности, то, как отмечал глава МИД России Сергей Лавров, он стал результатом извлечённого урока из опыта Лиги наций, где все имели один голос, что не позволяло крупным странам, более влиятельным по объективным причинам, реализовывать свою особую ответственность. Ныне, как и в 1945 году, вопрос особой ответственности ведущих мировых держав за судьбу человечества крайне актуален.

Владимир КУЗАРЬ, «Красная звезда»