Найти в Дзене

Адреасян или Тарковский? Кого кого?

Андрей Тарковский и Сарик Адреасян — это сопоставление двух полярных подходов к кинематографу: коммерческого развлекательного кино и философского авторского высказывания. Разберем ключевые различия. И попробуем это сделать без эмоций, чисто по фактам. 1. Цели и аудитория - Сарик Андреасян ориентируется на массового зрителя. Его фильмы («Беременный», «Любовь в большом городе», «Защитники») — это коммерческие проекты в жанрах комедии, боевика или фэнтези, где важны динамика, зрелищность и доступный массам юмор. Он работает в логике торговой индустрии: развлечь и собрать кассу. - Андрей Тарковский («Сталкер», «Зеркало», «Андрей Рублёв») творил для зрителя, готового погружаться в метафизические размышления. Его кино — медитация о времени, памяти, вере, экзистенциальных поисках. Это кино-поэзия, требующая не пассивного просмотра, а сотворчества. 2. Визуальный язык - Андреасян использует актуальные технологии: быстрый монтаж, CGI-эффекты («Защитники»), яркие цвета, «клиповую» эстетику. Даж

Андрей Тарковский и Сарик Адреасян — это сопоставление двух полярных подходов к кинематографу: коммерческого развлекательного кино и философского авторского высказывания.

Разберем ключевые различия. И попробуем это сделать без эмоций, чисто по фактам.

"Нищий" Андрей Тарковский
"Нищий" Андрей Тарковский

1. Цели и аудитория

- Сарик Андреасян ориентируется на массового зрителя. Его фильмы («Беременный», «Любовь в большом городе», «Защитники») — это коммерческие проекты в жанрах комедии, боевика или фэнтези, где важны динамика, зрелищность и доступный массам юмор. Он работает в логике торговой индустрии: развлечь и собрать кассу.

- Андрей Тарковский («Сталкер», «Зеркало», «Андрей Рублёв») творил для зрителя, готового погружаться в метафизические размышления. Его кино — медитация о времени, памяти, вере, экзистенциальных поисках. Это кино-поэзия, требующая не пассивного просмотра, а сотворчества.

"Состоявшийся" Адреасян на премьере
"Состоявшийся" Адреасян на премьере

2. Визуальный язык

- Андреасян использует актуальные технологии: быстрый монтаж, CGI-эффекты («Защитники»), яркие цвета, «клиповую» эстетику. Даже в якобы драмах («Нефть») он пытается в динамику, близкую к сериальным стандартам.

- Тарковский шёл против действующих правил — длинных планы, статичные кадров, игры с фактурой (вода, огонь, грязь, дождь). Его кадры напоминают живопись («Ностальгия» с горящей свечой в бассейне), а время в его фильмах течёт иначе, подчиняясь внутреннему ритму, а не сюжету.

Андрей Тарковский
Андрей Тарковский

3. Сюжеты и темы

- Андреасян выбирает примитивные и даже нарочито туповатые истории: мужчина, случайно забеременевший («Беременный»), супергерои-националисты («Защитники»). Его темы — бытовые конфликты, любовные перипетии, пародия на стереотипы.

- Тарковский исследует вечные вопросы: связь человека и Бога («Андрей Рублёв»), природа искусства («Жертвоприношение»), память как проклятие и дар («Зеркало»). Даже фантастика у него («Солярис») становится поводом для разговора о человеческой душе.

Кадр из фильма Адреасяна - Карлосон
Кадр из фильма Адреасяна - Карлосон

4. Работа с актерами

- Андреасян снимает звезд (Дмитрий Нагиев, Гарик Харламов), делая ставку на их известность. Иначе в фильмах Андреасяна нечего будет смотреть. Игра актёров должна быть нарочито театральной, как в комедиях начала 90-х или даже 30-х. Пучить глаза, переигрывать мимикой и интонацией - вот эта вот клоунада.

- Тарковский требовал от актеров предельной аскетичности. Эмоции в его фильмах («Сталкер») передаются через паузы, взгляды, молчание. Даже в кульминациях нет надрыва — только тихая интенсивность.

Кадр из фильма Тарковского - Андрей Рублёв
Кадр из фильма Тарковского - Андрей Рублёв

5. Место в культуре

- Андреасян — часть локальной поп-культуры, режиссер, который тупо рубит бабосы и этим кичится. Его фильмы — это фастфуд: доступно и калорийно - смесь дешёвых быстрых углеводов и майонеза.

- Тарковский — признанный классик, перевернувший язык мирового кино. Его влияние чувствуется у Ларса фон Триера, Алехандро Ходоровски, даже в современных арт-хаусных проектах вроде «Довода» Нолана. Он снимал не фильмы, а визуальные притчи.

Кадр из фильма Адреасяна Девушки бывают разные
Кадр из фильма Адреасяна Девушки бывают разные

Итог: два разных полюса:

- Андреасян в ряду с такими деятелями культуры, как Петросян, Тимати, Донцова.

- Тарковский - в ряду с такими, как Жванецкий, Бетховен, Достоевский.

Кадр из фильма Тарковского Иваново Детство
Кадр из фильма Тарковского Иваново Детство

Дальше думайте сами.