Найти в Дзене
СПбГАСУ

Выставка работ студентов Санкт-Петербургской академии художеств в СПбГАСУ стала первым шагом в сотрудничестве будущих художников и архитекто

В выставочном зале архитектурного факультета СПбГАСУ открылась выставка «Монументальное искусство в архитектуре». На ней представлены творческие работы студентов мастерской монументальной живописи профессора Александра Быстрова из Санкт-Петербургской академии художеств им. И. Е. Репина. Это событие стало значимым для обоих вузов, для будущих архитекторов и художников, которые намерены совместно развивать синтез искусств в проектировании, то есть включать в концепции архитектурных объектов художественные элементы, к примеру, монументальную живопись, мозаику, витражи.

Первый опыт сотрудничества – в курсовых работах

Как пояснила заведующая кафедрой градостроительства СПбГАСУ Юлия Янковская, в этом году на архитектурном факультете задались вопросом о необходимости творческого обмена и возобновлении концепции «синтеза искусств».

Юлия Янковская
Юлия Янковская

«Для этого в первую очередь необходимо готовить зодчих, которые будут понимать специфику и композиционно-художественные средства монументального искусства и внедрять их в архитектурную среду современного города. В рамках курсового проектирования мы провели эксперимент: в свои проекты ландшафтно-рекреационной среды города студенты кафедры градостроительства включили художественные композиции курсовых и дипломных работ художников-монументалистов, предложенных преподавателями академии. На выставке есть работы, элементы которых наши студенты включили в свои проекты», – пояснила Юлия Янковская. Студентка второго курса кафедры градостроительства СПбГАСУ Екатерина Злотникова в числе таких студентов. Она с однокурсниками в рамках конкурса, объявленного архитектором Борисом Зайцевым, занимается разработкой проекта парка в Гатчине и уже получила первый опыт взаимодействия со студентами Академии художеств.

-3

«Нам было интересно разрабатывать композиционные решения на основе картин. Здесь нужно найти концептуальную идею, понять замысел художника и воплотить её в архитектуре. Это увлекательное творческое направление! Хочется продолжать такое взаимодействие», – рассказала Екатерина.

Её однокурсник Артём Новиков уточнил, что он с ребятами разрабатывал один из участков этого парка и получил интересный опыт в проектировании.

«Обычно работаешь в рамках градостроительной системы, то есть в рамках своей деятельности. Здесь же появляется новая сюжетная привязка. Я использовал эскиз витража "Кони привередливые" студентки четвёртого курса академии Анны Иванян. Меня он привлёк своей динамикой. Художественные элементы уместно внедрять не только на детских площадках, но и общественных пространствах, да и в целом потенциал такого сотрудничества велик, поэтому хочется продолжить взаимодействовать», – отметил Артём.

Выпускница Академии художеств 2024 г. Дарья Попова такое сотрудничество считает полезным для студентов обоих вузов, поскольку они в годы учёбы слабо представляют все тонкости взаимодействия в будущей профессиональной сфере.

«Работая над совместными проектами, мы учимся общаться в рамках профессиональной деятельности, понимать задачи и цели друг друга, находить консенсус. Хочется увеличивать число таких выставок, конкурсов, которые становятся демоверсией совместной профессиональной деятельности художников и архитекторов. На мой взгляд, более правильный подход – начинать работать над проектом одновременно, в единой связке, нежели в готовые проекты вписывать художественные элементы уже готовых картин. А чтобы сложились такие творческие тандемы, нужно начинать дружить уже в годы учёбы», – считает Дарья.

Выставка в гостях

Марина Малютина
Марина Малютина

Открывая выставку, проректор по молодёжной политике СПбГАСУ Марина Малютина назвала такую коллаборацию интересной и даже уникальной, а открытие выставки – большим событием в сотрудничестве двух вузов. «Это первый опыт подобного взаимодействия. Надеюсь, в дальнейшем получится выстроить более тесное сотрудничество, чтобы вместе работать на благо нашего города и развивать профессиональные компетенции студентов», – отметила она.

Декан архитектурного факультета СПбГАСУ Екатерина Возняк выразила готовность к любому сотрудничеству с академией. Декан факультета живописи Санкт-Петербургской академии художеств Илья Зорькин поддержал идею развивать совместную деятельность.

Александр Быстров поблагодарил наш университет за возможность совместить два профессиональных направления, что сегодня необходимо.

«Мы ведём разговор о будущем, которое невозможно без базового профессионального образования и понимания того, какие архитектура и искусство требуются в современном мире. Архитектура, живопись, скульптура и воспитание являются основой нашего труда в академии. В мастерской мы занимается вопросами связи изобразительного искусства и техник, видов, жанров архитектуры. Преподаём студентам разные техники, даём им различные темы, чтобы воспитать в них талантливых мастеров. Придерживаемся классических канонов, но готовы работать также с современной и даже парадоксальной архитектурой, лишённой каких-то законов, продумывая возможность внести в неё красивые художественные идеи. Всё это вкупе поможет нам воспитать сильных и талантливых архитекторов, художников, мастеров своего дела», – рассказал Александр Быстров.

Он пояснил, что на выставке представлены работы студентов третьих-четвёртых курсов мастерской разных лет, а также работы в материале. Витраж, мозаика, сграффито, ручное ткачество, фрески – монументальные техники, которые изучают студенты.

«Когда рассматриваешь представленные работы, становится понятно, что все эскизы созданы под определённую архитектуру, будь то театральное фойе или библиотека, ресторан или исторический музей. Диалог о взаимодействии архитектуры и изобразительного искусства был всегда. Художник и архитектор, воплощающие в своих произведениях идею гармонии, зачастую идут вместе. Во взаимодействии, дополняя друг друга, они ставят задачу преобразования быта, интерьера, окружающей среды. В этом сотворчестве и возникает преображение архитектуры», – считает Александр Быстров.

-5

Член Союза художников России, заведующая кафедрой декоративного искусства и дизайна Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Анна Векслер подчеркнула: студентам важно видеть, что в целом происходит в художественном образовании, поскольку в профессиональной деятельности им предстоит взаимодействовать со специалистами разных направлений. «Выставка – не просто презентация работы мастерской, но и демонстрация ещё одного возможного профессионального пути, коллаборации, новых связей. Хочется, чтобы такие совместные мероприятия стали традиционными и давали возможность решать общие задачи, к примеру, в рамках курсовых и дипломных работ», – сказала она.

Владимир Семенцов
Владимир Семенцов

Профессор кафедры градостроительства СПбГАСУ Владимир Семенцов напомнил, что исторически наш университет и академия художеств тесно связаны друг с другом, к примеру, в подготовке и работе академиков. «Душа радуется, что в архитектуру пришла линия живописи и монументального искусства. Это дополнительный стимул для нашего объединения», – подчеркнул профессор.

Первый заместитель генерального директора Государственного унитарного предприятия дачного обслуживания «Пригородное» Владимир Дёмин считает, что главное в таком взаимодействии – творческий толчок, которого зачастую не хватает градостроителям и архитекторам, стеснённым рамками законов. «Сейчас архитектура и градостроительство находятся на перепутье: к какому архитектурному стилю мы идём? Предположу, что мы идём к новому барокко, которого не может быть без изобразительной составляющей. Тема хорошая, и хочется её развивать», – считает он.

Далее – большая конференция

Доцент кафедры градостроительства СПбГАСУ Михаил Виленский, Владимир Демин, Светлана Бочкарёва, доцент кафедры архитектурного проектирования СПбГАСУ Фёдор Перов
Доцент кафедры градостроительства СПбГАСУ Михаил Виленский, Владимир Демин, Светлана Бочкарёва, доцент кафедры архитектурного проектирования СПбГАСУ Фёдор Перов

Главный архитектор СПбГАСУ Светлана Бочкарёва предложила расширять данное сотрудничество, в частности, в форме мастер-классов, лекций на разных площадках.

Юлия Янковская напомнила, что выставка приурочена к V Национальной (всероссийской) научно-практической конференции с международным участием «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» (РРАН-2025), которая состоится в нашем университете 24–28 марта 2025 г. В её рамках запланирована секция «Монументальное искусство в архитектуре и градостроительстве», где представители ряда архитектурно-художественных школ России обсудят вопросы синтеза искусств и особенности композиционно-художественной подготовки. Кроме того, состоится круглый стол «Архитектура, искусство, технологии – механизмы интеграции в историческом городе», где специалисты обсудят вопросы пограничного, с одной стороны, и связующего – с другой, положения современного архитектора, способного выстраивать диалог как с художником, так и с современными цифровыми технологиями. Организаторами этого круглого стола выступают представители СПбГАСУ, Университета ИТМО и Санкт-Петербургской академии художеств.

Выставка продлится по 4 апреля.

Текст: Любовь Угланова

Фото: Нина Антонова