Найти в Дзене

Журнал "Крестьянка" в годы Великой Отечественной войны

«Крестьянка»– советский журнал для женщин, издававшийся ЦК РКП(б) с 1922 г. Адресатом были жительницы села, которым предстояло наладить новую жизнь в новой стране. Так что в первую очередь редакция затрагивала в публикациях общественно-политические темы, вопросы и проблемы сельского хозяйства, домоводства, материнства и ухода за детьми, здоровья. Печатались в журнале и очерки из жизни советских и иностранных крестьянок, довольно развит был литературно-художественный отдел. Периодичность выхода журнала – преимущественно два раза в месяц, но в разные годы были попытки выпускать издание и один раз в месяц, и три. К «Крестьянке» выпускались различные приложения: «Долой неграмотность» (1920-е), выкройки одежды (1925–1936), цветные репродукции картин (с 1937). Как и в журнале «Работница», военная тематика в «Крестьянке» присутствовала на страницах с первого года издания. Опыт участия женщин в Гражданской войне был активно использован в пропаганде военной подготовки в изданиях для женщин, осо

«Крестьянка»– советский журнал для женщин, издававшийся ЦК РКП(б) с 1922 г. Адресатом были жительницы села, которым предстояло наладить новую жизнь в новой стране. Так что в первую очередь редакция затрагивала в публикациях общественно-политические темы, вопросы и проблемы сельского хозяйства, домоводства, материнства и ухода за детьми, здоровья.

-2

Печатались в журнале и очерки из жизни советских и иностранных крестьянок, довольно развит был литературно-художественный отдел.

Периодичность выхода журнала – преимущественно два раза в месяц, но в разные годы были попытки выпускать издание и один раз в месяц, и три.

К «Крестьянке» выпускались различные приложения: «Долой неграмотность» (1920-е), выкройки одежды (1925–1936), цветные репродукции картин (с 1937).

Как и в журнале «Работница», военная тематика в «Крестьянке» присутствовала на страницах с первого года издания. Опыт участия женщин в Гражданской войне был активно использован в пропаганде военной подготовки в изданиях для женщин, особенно в период 1930–1940-х гг. Образ женщины-героини в публикациях 1920-х гг. представлен более реалистично, чем в последующие годы: на страницах «Крестьянки» реальные истории сопровождались фотографиями героинь публикаций. Здесь еще можно найти сведения, которые в дальнейшем скрывала цензура: о последствиях контузий, ранений, об инвалидности женщин, их попадании в плен.

В 1930-е Гражданская война представляется в печати почти героическим эпосом – не только в женских журналах. Подробности реальных боевых действий исчезают из рассказов героинь, стираются все драматические события, связанные со смертью близких, ранениями, потерей здоровья.

Образ героини Гражданской войны, которая пошла воевать за советскую власть, лейтмотивом проходил практически через все очерки или рассказы, опубликованные журналом в 1930-е гг. Война романтизировалась печатью, главной задачей этого было вовлечение женщин в процесс военного обучения, что с успехом достигалось за счет новых поколений девушек, выросших в период между Гражданской и Отечественной войнами. Воспитанные в рамках новой идеологии, в условиях тотального контроля печати, о войне они знали лишь то, что публиковала пресса того времени.

Издание пропагандировало различные виды военной подготовки к вспомогательной службе в армии: стрельба, медподготовка, конный и парашютный спорт. Много публикаций посвящено освоению женщинами мужских и военных профессий (к 1933 г. в Союзе было более 25 000 женщин-трактористок).

Что касается периода Великой Отечественной войны, уже в № 13–14 за июль 1941 г. мы читаем письма работниц совхозов, полных решимости трудиться на благо фронта и тыла.

-3

В тылу все мужские работы легли на плечи прекрасного пола: кадровый вопрос стоял остро, необходимо было в короткие сроки обучить многочисленный состав будущих работниц, взамен ушедших на войну мужчин. На предприятиях более 50 % работающих – женщины, а на селе это соотношение доходило до 75 % : «Заменим мужей, отцов, братьев, ушедших на фронт» (1941. № 13-14), «Трактористки» (1943. № 6).

В разделе «В помощь фронту» публиковались материалы о выполнении планов крестьянами, находившимися в тылу и обеспечивающими фронт продовольствием: «На колхозных фермах» (1943. № 6), «Хлеб государству – вклад в победу» (1944. № 8-9).

Конечно же, печатались статьи о сборе металлолома, продуктов, теплых вещей для фронта: «Все для фронта, все для победы!», «Собирайте металлический лом!» (1941. № 16), «Наши подарки родным бойцам» (1942. № 1-2).

С первых месяцев войны в «Крестьянке» публиковались прикладные рекомендации, характерные для военного времени: «Научись тушить зажигательные бомбы» (1941. № 1), «Как сделать простое убежище» (1941. № 13-14), «Как оказать первую помощь» (1941. № 15 ).

Женщины в годы Великой Отечественной войны внесли значительный вклад в Победу, сражаясь на фронте наравне с мужчинами, освоив практически все традиционно мужские военные профессии: летчик, связист, разведчик, шофер, репортер, снайпер; массово трудились во фронтовой медицине и т. д.: "По страницам армейских газет" (1941. № 17), «Их окружают любовь и забота» (1942. № 17-18).

В разные периоды Великой Отечественной воевало от 600 тыс. до 1 млн женщин, 80 тыс. из них – советские офицеры.

Во время войны основной задачей журнала «Крестьянка» стала мобилизация трудящихся женщин на обеспечение успехов армии и тыла. Для этого в программу журнала были включены передовые статьи о ходе войны и об участии в ней женского населения, очерки о женщинах-фронтовиках: «На боевом посту» (1942. № 15), «Фашистская Италия под ударами союзников» (1943. № 6), «На защиту любимой родины» (1943. № 7), «Сто тысяч километров в воздухе» (1943. № 8), «Как мы форсировали Днепр» (1944. № 5-6).

Ряд публикаций посвящен участницам партизанского движения, организовывавшим саботажные действия против врага и собиравшим разведывательную информацию: «Поймали диверсанта», «Крестьяне задержали фашистских разведчиков» (1941. № 16), «Верная дочь советского народа Лиза Чайкина» (1942. №4), «Месть старой колхозницы», «Рассказы о Зине Моргуновой» (1943. № 7-8).

Отдельного внимания заслуживают агитационные плакаты, печатавшиеся на задних сторонках обложек журнала: «Разгромим фашистских налетчиков» (1941. № 15), «Ты чем помог фронту?» (1941. № 17 )., «Вперед – на разгром врага!».

Не обходится журнал и без сводок о жертвах фашистских злодеяний, рассказывая читательницам об издевательствах гитлеровцев над населением – не только Союза, но и Западной Европы: «Что несет Гитлер крестьянам» (1941. № 16), «Что несут фашисты» (1941. № 13-14), «Народы Европы борются за свое освобождение (1941. № 15),

В отличие от «Работницы» (см. наш материал), в «Крестьянке» публикации о массовых пытках, насилии, убийствах сопровождаются большим количеством фотографий, лишенных цензуры мирного времени: на снимках изувеченные трупы замученных людей, в том числе детские... : «Как нас грабили», «Отомстить убийцам», фотографии из статьи «Залечим раны, нанесенные фашистами» (1942. № 1-2), «Зверства фашистов» (1942. № 5), «Детоубийцы» (1942. № 14) и др.

Из Советского Союза в Германию на принудительные работы в военный период нацисты угнали более 5 млн человек, из них женщин 3,3 млн. Основная возрастная категория советских остарбайтеров – 16–26 лет. «Крестьянка» не проходит мимо этой темы, публикуя письма девушек, насильно отправленных в плен: «В рабстве» (1943. № 7-8),

И несмотря на все это, фашисты представлены в журнале не как непобедимая сила, а смешными и жалкими злодеями, обреченными на поражение. В рисунках и художественных текстах часто использовались гипербола, гротеск и сатира, чтобы подчеркнуть уродливость фашистской идеологии. Карикатуристы создавали язвительные образы Гитлера, Геббельса и других нацистских лидеров, высмеивая их амбиции, жестокость, боевую и политическую некомпетентность: задняя сторона обложки (1941. № 16), внутренняя сторона задней обложки (1942. № 1-2), задняя сторона обложки (1943. № 10) и др.

О ходе войны и боевых действиях в «Крестьянке» информации практически не было, но с середины 1943 г. публикуются статьи об освобождении отдельных городов и районов от оккупации, возрождении разбомбленных городов и сел: «Город-герой возрождается в жизни» (1943. № 11-12), "Великая победа под Ленинградом" (1942. № 2-3), "Освобожденный Севастополь" (1944. № 5-6), "Сталинград восстает из пепла" (1944. № 7), "Ленинград" (1944. № 10) и др.

Война вызвала рост численности детей-сирот. В первые же военные месяцы происходит экстренная эвакуация детей из прифронтовой и фронтовой зон – так что в тылу возникает острая необходимость в постройке новых детских домов, уже существующие уплотняются в 2–3 раза. В первой половине 1943 г. в детских домах Союза насчитывалось более 300 тыс. детей, в 1944 г. – уже более 530 тыс. "Крестьянка" не обходит стороной тему детей-сирот, рассказывая о семьях, взявших ребят на воспитание: «Забота о детях» (1942. № 5), «А так ли в вашем колхозе?» (1943. № 6), «В колхозных детяслях»(1944. № 7).

Приближающееся окончание войны с ее катастрофическими демографическими последствиями возвело на пьедестал образ женщины-матери. Этому способствовало как законодательство (Указ от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства»), так и воспевание материнства в прессе тех лет: «Забота государства о матерях и детях» (1944. № 8-9), «Честь и слава матери-героине» (1944. № 8-9), «Прасковья Емельянова вырастила и воспитала одиннадцать детей» (1944. № 10).

Небольшой литературный раздел журнала присутствовал в каждом номере, здесь печатались рассказы и стихотворения известных советских писателей и поэтов: З. Александрова «Боевые подруги», А. Сурков «Дума солдатки» (1943. № 7)., П. Кудрявцев «Письмо» (1942. № 5), В. Инбер «Прекрасен, юн…» (1943. № 9), Н. Берендгоф «Партизанка» (1942. № 7), И. Френкель «Давай закурим» (1942. № 11).

Вопросы сельского хозяйства, проблемы сева и сбора урожая, ухода за скотом и т. д. не прекращались освещаться в «Крестьянке» в военные годы: задняя сторонка обложки «Весенний сев – тот же фронт» (1942. № 7), «Засыпка и хранение семян в колхозе» (1943. № 9), «Как заложить плодовый сад» (1944. № 1) и др.

Полезные советы по кулинарии, домоводству, воспитанию детей тоже постепенно возвращаются на страницы издания: «Полезные советы» (1943. № 10) и др.

К сожалению, в фондах нашей библиотеки отсутствуют номера издания за 1945 г.; так что на примерах номеров 1941–1944 гг. мы попытались показать, что «Крестьянка» в годы Великой Отечественной войны была не просто журналом, а верным товарищем советской женщины, оставшейся в тылу. Страницы издания наполнены практическими советами по ведению сельского хозяйства, позволявшими увеличить производительность труда в сложных условиях. Одновременно с этим журнал транслировал патриотические лозунги, призывал к самоотверженному труду во имя Победы и формировал образ советской женщины-героини, способной преодолеть любые трудности.

Важным аспектом работы журнала являлась его нацеленность на поддержку морального духа крестьянок. В каждом номере напоминалось о важности веры в Победу, о необходимости поддерживать связь с фронтом и о надежде на скорое возвращение мужей и сыновей.

В конце нашего небольшого обзора предлагаем взглянуть на обложки «Крестьянки» военного периода:

Ведущий библиотекарь отдела книгохранения О. А. Недомовная

Читайте и другие наши статьи на канале Челябинской публичной библиотеки:

· Журналы для прекрасных дам: женская периодика XIX века и первых лет советской власти

· 100 лет Дню защитника Отечества: журнальная ретроспектива

· Май сорок пятого: День Победы в журнальной прессе

· Послевоенное строительство на Южном Урале

· Журнал «Работница» в годы Великой Отечественной войны