В Парке Победы на Поклонной горе в столице установлена рубка с подводной лодки Л-3 ("Фрунзенец"). Этой высокой чести Л-3 удостоена за то, что ей принадлежит первое место в ВМФ СССР по количеству потопленных судов противника. Всего их было 28, из них 18 на счету капитана 1-го ранга Петра Грищенко. По суммарному тоннажу он уступает лишь Маринеско.
Грищенко еще в годы ВОВ стал легендой Балтийского флота, публикации об его подвигах не сходили со страниц газет. Им восторгались Фадеев и Вишневский, Ольга Берггольц посвятила ему стихотворение, известные прозаики Зонин, Штейн и Крон написали о подводнике романы. Петр Денисович был награжден множеством орденов, а вот Героем СССР так и не стал, хоть к высокому званию его представляли 5 раз! А теперь подробно об уникальных подвигах подводника.
1941 год
Начало ВОВ застало Л-3 на военно-морской базе в Либаве. В 3.30 утра базу и город атаковали немецкие бомбардировщики, но только в 6 утра морякам разрешили открыть ответный огонь. Днем 22 июня Грищенко предложил командованию идти к немецким портам, чтобы на выходе из них поставить мины, их запереть, а также атаковать торпедами. Но его инициативу игнорировали. Лишь 26 июня Петр получил приказ оправиться к Мемелю (Клайпеде), чтобы заминировать фарватер на выходе из порта. Что и было выполнено, вскоре там на минах подорвались транспортник и тральщик.
Только первый поход чуть не стал последним. От взрыва вражеских глубинных бомб лопнул стяжной болт кормовых горизонтальных рулей и субмарина камнем пошла ко дну. Спастись чудом удалось на глубине 90 метров, помог продув главного балласта. Пришлось ночью всплывать и ремонтировать судно. Один раз в ходе похода Л-3 атаковала советская подлодка, спутав с немцами. Было и такое. 15 июля после ремонта и пополнения запаса мин субмарина Грищенко вышла во второй свой поход. Поступил приказ минировать Данцигскую бухту, которую немцы охраняли особенно тщательно.
"Только на третьи сутки нам наконец удалось как следует выявить режим плавания гитлеровских военных кораблей и торговых судов, определить фарватер, а также систему охранения этой важной военно-морской базы противника и поставить мины". Пётр Грищенко, "Схватка под водой".
Подводники шли на глубине позади тральщиков и ставили мины, что было новинкой. Подобной дерзости немцы не ожидали. На минах подорвались и пошли ко дну два транспорта, один из них был с боеприпасами. Гитлеровцы пришли в бешенство. Их сторожевики и катера неделю преследовали подлодку. Она получила сильные повреждения, а потому пришлось ложиться на дно и ремонтировать её прямо под днищами вражеских "посудин".
В середине сентября у острова Гогланд Л-3 в надводном положении вступила в бой с двумя торпедными катерами финнов. Первый же снаряд, выпущенный из пушки, попал в машинное отделение головного катера и тот бы выведен из строя. Погибло несколько моряков, в том числе капитан. Вражеские торпеды прошли мимо. Зимой 1941-1942 г.г. субмарина стояла на Неве. Подводники, получавшие хорошие пайки, делились последним с жителями Ленинграда...
Поход, ставший легендой
Немцы зря время не теряли и стремились запереть Балтфлот в устье Невы. К лету 1942 г. гитлеровцы перегородили Финский залив десятками стальных сетей и сотнями минных полей. Обогнуть их было крайне сложно. Половина подлодок флота гибла при преодолении препятствий, но все же 9 августа 1942 г. Л-3 отправилась в свой четвертый поход. 18 августа ей удалось обнаружить крупный караван немцев, а Грищенко без раздумий атаковал самое большое судно. Это был танкер водоизмещением 15 тыс. тонн и его разорвали на три части две торпеды.
Грищенко всегда бил несколькими торпедами одновременно. Благодаря этому шансы уничтожить судно врага кратно возрастали. Позже данный способ позаимствовал весь подводный флот СССР. Однако субмарину тут же атаковали эсминец и миноносец. Лодку потрясли взрывы десятка глубинных бомб, по ней словно били огромной кувалдой. Часть приборов вышла из строя и тогда командир приказал нырнуть под горящую нефть. Это было крайне опасно, т.к. Л-3 могла попасть под тонущий танкер. Но обошлось и герои ушли от погони.
25 августа лодка прибыла к заданной точке – острову Борнхольм. Там на пути караванов моряки установили два ряда мин. В тот же день субмарина потопила два транспорта, а через несколько дней встретилась с 8 кораблями. Последовал залп двумя торпедами и эсминец затонул в течение 10 минут. После этого Петр атаковал большой транспорт 4 торпедами и его буквально разнесло на части. Остальные суда дали драпу, хоть на Л-3 уже закончились торпеды (их было 12, а также 20 мин). На базе лодку встретили 5-ю зажаренными поросятами. Такова традиция, одно потопленное судно – один поросенок, а все 54 члена экипажа получили ордена.
27 октября 1942 г. Грищенко вышел в свой последний поход. В ходе него были выставлены мины возле портов Мемеля и Либавы, на которых подорвались три немецких судна. 13 ноября был обнаружен вражеский конвой и тут случилось ЧП. При всплытии на перископную глубину перед пуском торпед произошло столкновение с вражеским транспортником. Во время аварии сильно погнулся перископ. Тумба ограждения была наклонена на 30 градусов и вода попала в центральный пост. Как итог, "ослепшей" Л-3 пришлось идти 500 миль под водой до базы. Действия Грищенко признали правильными.
Истинный герой, так и не ставший Героем
9 марта 1943 г. подлодке "Фрунзенец" присвоили звание Гвардейская. Одновременно Грищенко повысили до начальника противолодочной обороны флота вопреки его воле. На этот раз Петр возражать не стал. Однако в 1948 г. после окончания Академии он отказался от высокой должности в штабе флота и потребовал, чтобы его назначили командиром подлодки.
За это он был арестован. Может по этой причине ему не присвоили звание Героя СССР и он не стал адмиралом. А может потому, что на него пачками писали доносы комиссар Баканов, а позже старший политрук Долматов, служившие на Л-3. Кроме того, адмиралы не любили принципиального Грищенко за прямоту и за то, что он не раз указывал начальству на неправильное использование подлодок. В итоге тот же адмирал Трибуц получил выговор от Сталина. Всего же Петра Денисовича 5 раз официально представляли к званию Героя СССР. Но бесполезно!
До начала 80-х годов он жил с семьей в коммуналке. А ведь на счету Грищенко 18 побед: 5 вражеских судов он уничтожил торпедами, а еще 13 взорвались на минах, установленных Л-3. За свои подвиги легендарный подводник был награжден 8-ю орденами. Как вы считаете, справедливо это или нет?
Друзья, я прошу Вас помочь выжить каналу, нажав тут или на кнопку чуть ниже. Давайте будем вместе продвигать отечественный патриотизм!