Тульский кремль в целом мне удалось рассмотреть позавчера, но тогда мне не вышло изучить местные осадные дворы. Итак, что же это такое – осадные дворы...
Читайте предыдущий эпизод дневника (Тула. Июнь 2023 года. День 3. Эпизод 1/3):
Мы зашли во двор Якова и Дмитрия Писаревых.
Реконструированные осадные дворы появились в кремле в 2020 году. Их всего два, а в конце XVI века было 129. Осадными их называли, поскольку они нужны для проживания в период осады города. По этой причине они и располагались в кремле. В конце XVII века часть осадных дворов в Тульском кремле опустела, а ещё через век они вовсе исчезли – разобрали на дрова, должно быть, поскольку никакой постоянной военной угрозы жителям Тулы уже никто не представлял.
Благодаря археологическим раскопкам XXI века историкам удалось получить дополнительные данные об устройстве дворов, о которых сохранилось очень мало сведений. Разве что планировка кремля на момент конца XVI века с указанием владельцев дворов и их расположения была полезной – эти сведения сохранились в писцовых книгах.
Во дворе Писаревых было три домика: двухэтажный жилой дом, сарай и мастерская дворника. Последняя перед нами.
Писаревы были дворянами, и в основном такими дворами владели либо дворяне, либо духовенство, либо дети боярские. Детьми боярскими в Позднее Средневековье на Руси называли служилую сословную группу, которая не принадлежала к боярам или дворянам и несла чаще всего воинскую повинность, в Российской империи их всех слили в единое сословие дворянства.
Можно догадаться, что привилегированные люди постоянно в этих дворах не жили, ведь это было запасное жильё на случай осады Тулы. Постоянно здесь жили дворники. Под этим словом понимали не мужиков с метлой, которые собирают мусор, а людей, населяющих двор и занимающихся всем хозяйством в нём. Это были простые работяги, бравшие участки земли в осадных дворах в аренду, а в свободное от поддержания двора время работавшие плотниками, сапожниками, портными или иными ремесленниками. Среди дворников встречались даже скоморохи.
На реконструированных домиках висят таблички с описанием зданий. Для современного человека, живущего в городской квартире, будет непросто понять, что такое клеть, подклет, пятистенок. Хорошо, что слово «изба» пока не надо объяснять.
В жилом доме, как нам рассказывают, на первом этаже дворник Писаревых и жил. Для хозяев же предназначалось пространство второго этажа.
Второй двор, принадлежавший Якову Крюкову, побольше. Тут шесть построек: двухэтажный жилой дом, мастерская дворника, отдельно дом для проживания дворника, амбар, сарай и хозяйственная постройка, совмещающая сени, амбар и клеть. На фото слева – мастерская, далее – сарай, и далее – построенная вплотную хозяйственная постройка. Между мастерской и сараем есть проход, но на фото они как будто сливаются.
На некоторых планах сарай и постройку справа считают одним зданием. И вот вам ещё одно словечко из лексикона терминов деревянного зодчества: сарай, пристроенный к хозяйственному зданию, называют «сарай прирубом», где «прируб», собственно, и означает пристройку, стоящую вплотную к основному зданию.
В амбар не зайти, закрыто на замок. Пословица над входом намекает, что это неспроста, ибо внутри не пусто. Запасливый был Крюков, однако.
В тех домиках, куда можно зайти, ничего особенного, никакого интерьера нет.
Для понимания размера – фото жилого дома Якова Крюкова.
После прогулки по дворам обратим ещё раз внимание на план осадных дворов Тульского кремля, который находится на стенде рядом. Фото этого стенда я делал позавчера. Затем сопоставим широкие и узкие пешеходные дорожки вокруг с этим планом, и тогда окажется, что дорожки в этой части кремля совпадают с границами дворов по плану. То-то я думаю, почему они такие путанные и бессистемные? А система есть.
В некоторые башни кремля можно зайти внутрь, там организованы выставочные пространства. Но сегодня выходной, так что и это отложим на следующий раз.
Из кремля выйдем на Казанскую набережную и полюбуемся на её благоустройство. Своё имя она получила от храма Казанской иконы Божией Матери, который был разобран на кирпичи в 1929 году. Мы стоим на пешеходном мостике, соединяющем Казанскую набережную перед кремлём с Оружейным островом, как иногда называют остров, где расположился завод. Завод работает и сегодня, поэтому его территория закрыта для простых смертных.
Старое русло Упы завод использовал для своих нужд до начала XX века, когда полностью перешёл на электричество. Русло обмелело и загрязнилось, за десятилетия обросло травой и грязью, и набережная представляла не очень-то привлекательное зрелище. Вот такое:
Не узнаёте? А место то же самое: слева завод, справа виднеются стены кремля.
Двигаемся дальше. К северо-западу от кремля раньше располагалась упомянутая Казанская церковь XIX века. Казанский храм, как видим на старой открытке, доминировал над округой, но теперь его нет. Зато есть другой памятник архитектуры.
Вот он. Название здания будет навевать скуку, но из песни слов не выкинешь. Сейчас здесь находится Машиностроительный колледж имени Никиты Демидова, а до него – школа фабрично-заводского ученичества Тульского оружейного завода, сокращённо ФЗУ № 1. Но не этим ценно здание, а узнаваемым стилем конструктивизма, а конструктивизм, товарищи, надо беречь. Не так уж много зданий этого передового направления осталось в российских городах, особенно в Туле.
Рядом есть другое конструктивистское здание, созданное в то же время, на рубеже 1920–1930-х годов. Это бывшая фабрика-кухня – по сути, крупный комбинат питания с городской столовой. Сейчас там поселился Сбербанк, пошловато остеклил фасад и налепил на него огромные буквы своего названия. Комментировать это уродство я не буду и даже фотографировать не хочу.
В остальном же заметно благоустройство территории. Всего лишь несколько лет назад мы стояли бы на проезжей части, а мимо нас по улице Металлистов ехал бы плотный поток машин от площади Ленина к Зареченскому мосту.
Теперь же вся улица Металлистов стала пешеходной. Порадуемся за туляков, которым к 500-летнему юбилею Тульского кремля сделали немало подарков. Пешеходной улица стала в 2018 году, а к юбилею кремля привели в порядок ряд исторических зданий, превратив Металлистов в туристический квартал с музеями и кафе.
Всё это должно нам напомнить о дореволюционных временах, когда улица называлась Пятницкой и здесь жили зажиточные купцы, стоял гостиный двор, две цирюльни, питейный дом, несколько трактиров и, конечно, общество трезвости. Чтобы из трактиров сразу туда, ага. Металлисты здесь поселились, когда выгнали местных панков в 1920-е годы в одном здании прописалось местное отделение Московского общества по обработке металлов. Улицу заасфальтировали, лавки закрыли, купцов в советские годы, понятное дело, не было.
С удовольствием прошёлся бы по многим местным музеям, но, как уже говорил, сегодня у большинства выходной. Разве что в доме под номером 1 работает выставочное пространство музея-заповедника «Куликово поле». Куликово поле, как вы помните, расположено в Тульской области, поэтому в самой Туле после реконструкции улицы Металлистов музей-заповедник занял парочку зданий в качестве своих филиалов. Именно здесь расположен их научный центр «Археология и реставрация», но для обычных посетителей работает небольшой выставочный зал, а также проводятся лекции и иные просветительские мероприятия.
Само здание построено в середине XIX века для нужд Казанской церкви, здесь жили настоятели того храма. В эпоху СССР здесь был сначала вытрезвитель (кстати, один из первых в стране) и другие учреждения, а после них дольше всего – дезинфекционная станция.
В холле здания небольшой плакат отвечает на четыре глупых вопроса об археологии.
В выставочном зале работает выставка «Сабля: тысяча лет истории». На примере довольно небольшого числа экспонатов авторы постарались показать историю сабли с VII до XVII века. Часть экспонатов – местные находки, раскопанные в Тульской области. Что самое интересное, происхождение у них отнюдь не тульское.
Вот этот фрагмент клинка сабли, датированной примерно XV–XVI веками, найден в районе посёлка Озёрный, пригорода Тулы, но изготовлен на Ближнем Востоке в Мамлюкском султанате на территории современных Египта или Сирии. Впрочем, таких экспонатов здесь мало, основная масса – северокавказского происхождения, найденная в том же регионе.
Например, эти клинки сабель VII–XII веков. Да, это клинки сабель, а не помятые окаменевшие кожаные ремни, как можно издалека подумать. Дело в том, что в этот период на Северном Кавказе существовал Хазарский каганат, и у хазар, как и у некоторых других культур того времени и тех мест, был распространён обычай «похорон» сабли. Если хозяин сабли умирал, то саблю следовало тоже отправить на тот свет – вещь полезная, человеку пригодится и там. Но чтобы сабля умерла, её нужно было согнуть и поломать тут, тогда в загробном мире она окажется целой.
Выставка, как уже сказал, небольшая, но сделана с интересом, что показывают хорошо подобранные и красиво оформленные тексты с инфографикой.
А дальше мы пройдёмся по улице Металлистов и завершим прогулку на другом берегу Упы.
Это был эпизод 2/3 из дневника «Тула. Июнь 2023 года. День 3». Продолжение здесь:
Все эпизоды цикла: