Найти в Дзене

Андрей Рублёв Тарковского

Сейчас пойдет речь о любимом режиссере Сарика Андреасяна, Андрее Тарковском, и его “Андрее Рублеве”. Фильм, снятый в эпоху “оттепели” в СССР, рассказывает о жизни великого русского иконописца XV века, Андрея Рублева, и его тернистом пути к вере и творчеству. Однако картина выходит далеко за рамки биографии, затрагивая вечные вопросы, актуальные для любого времени. Съёмки фильма длились около двух лет, что было обусловлено сложностью натурных съемок, поиском подходящих локаций и трудностями с финансированием. Тарковский часто импровизировал на съемочной площадке: он мог изменить сценарий или переснять эпизод, если видел, что это поможет добиться лучшего результата. Он был очень требовательным режиссером, который стремился к совершенству. Работа над фильмом сопровождалась постоянным давлением со стороны советских властей, стремившихся ограничить свободу творчества. Кинокартина была снята в 1966 году, но из-за цензуры её выход в прокат затянулся. В СССР фильм смогли увидеть лишь в 1971

Сейчас пойдет речь о любимом режиссере Сарика Андреасяна, Андрее Тарковском, и его “Андрее Рублеве”.

Фильм, снятый в эпоху “оттепели” в СССР, рассказывает о жизни великого русского иконописца XV века, Андрея Рублева, и его тернистом пути к вере и творчеству. Однако картина выходит далеко за рамки биографии, затрагивая вечные вопросы, актуальные для любого времени.

Съёмки фильма длились около двух лет, что было обусловлено сложностью натурных съемок, поиском подходящих локаций и трудностями с финансированием.

Тарковский часто импровизировал на съемочной площадке: он мог изменить сценарий или переснять эпизод, если видел, что это поможет добиться лучшего результата. Он был очень требовательным режиссером, который стремился к совершенству.

режиссер фильма Андрей Тарковский
режиссер фильма Андрей Тарковский

Работа над фильмом сопровождалась постоянным давлением со стороны советских властей, стремившихся ограничить свободу творчества.

Кинокартина была снята в 1966 году, но из-за цензуры её выход в прокат затянулся. В СССР фильм смогли увидеть лишь в 1971 году, в урезанной версии. Полная версия была представлена на Каннском кинофестивале в 1969 году, где получила приз ФИПРЕССИ.

Тарковский и Малявина на Венецианском кинофестивале 1962 год
Тарковский и Малявина на Венецианском кинофестивале 1962 год

Тарковский был известен своим пацифизмом, но в “Андрее Рублёве” насилия очень много. Он подчеркивал, что насилие – это не самоцель, а часть реальности, в которой жил Рублёв. Зритель должен был ощутить ужас эпохи, чтобы понять трагедию героя.

-4

На роль Андрея Рублева пробовались разные актеры, но Тарковский выбрал Анатолия Солоницына, увидев в нем “внутреннюю сосредоточенность” и “способность к глубокому переживанию”. Интересно, что до “Андрея Рублева” Солоницын был малоизвестным актером.

Актер Анатолий Солоницын, воплотивший образ Рублева, глубоко погрузился в роль, изучая историю и иконопись. Он признавался, что работа над фильмом стала для него “духовным опытом”.

Анатолий Солоницын и Андрей Тарковский
Анатолий Солоницын и Андрей Тарковский

Знаменитый советский клоун и актер Юрий Никулин сыграл в фильме эпизодическую, но яркую роль монаха Патрикея. Тарковский хотел показать, что даже в трагическую эпоху люди сохраняли чувство юмора и человечность.

Юрий Никулин и Михаил Кононов
Юрий Никулин и Михаил Кононов

В 1990-е годы была проведена реставрация фильма, в результате которой были восстановлены некоторые вырезанные сцены и улучшено качество изображения и звука. Отреставрированная версия фильма была показана на Венецианском кинофестивале.

Несмотря на всеобщее признание, фильм вызвал неоднозначную реакцию у зрителей и критиков. Некоторые восхищались его глубиной и художественной ценностью, другие – критиковали за жестокость, мрачность и сложность понимания.

“Андрей Рублев” оказал огромное влияние на развитие мирового кино, особенно в жанре авторского кино. Его стиль, глубина и философский подход стали образцом для многих режиссеров.