В 1594 году 14 апреля по повелению царя Феодора Иоанновича при митрополите Казанском Гермогене был заложен каменный храм в честь явления чудотворного образа Казанской Божией Матери с двумя приделами — Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского, который был закончен и освящен октября 27 дня 1595 года.
Первый каменный собор просуществовал до 1796 года и был снесен ввиду ветхости. На месте старого собора поставили новый Казанский («холодный») собор. Проект этого собора был разработан в 1791 году известным архитектором, одним из основоположников классицизма в русской архитектуре Иваном Егоровичем Старовым. На закладке нового собора 30 мая 1798 года присутствовал император Павел I с великими князьями Александром (будущим императором Александром I) и Константином. Тридцатого мая 1808 года строительство собора Казанской иконы Божией Матери было завершено и он был освящен. Новый храм стал самым ранним и лучшим образцом зрелого классицизма в Казани. Его появление сыграло большую роль в развитии этого стиля в городе, поскольку до того местная архитектура конца XVIII века еще несла черты предшествующей эпохи. Пятиглавый, с вызолоченными крестами и яблоками, собор имел размеры 22 сажени 2 аршина по оси запад — восток, 20 саженей 2 аршина в поперечнике (примерно 48 на 44 м) и 20 саженей и 2 аршина в высоту (около 44 м).
С трех сторон собор украшали колонные портики ионического ордера, увенчанные фронтонами. Барабан центрального купола, обрамленный снаружи трехчетвертными колоннами коринфского ордера, опирался на четыре столба. Главный престол был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, левый придел посвящен святому князю Александру Невскому, правый придел в честь Успения Божией Матери.
Собор возводился под руководством архитектора Ф. Е. Емельянова. Емельянов же стал автором проектов иконостасов для собора (центрального и придела). С возведением нового собора еще более возросла архитектурно-градостроительная значимость монастыря. Он еще активнее, наряду с ансамблем Казанского кремля, стал участвовать в формировании панорамного вида города, особенно со стороны р. Казанка. Именно в этом новом каменном храме в теплое время и находился обретенный в 1579 году образ Пречистой Богородицы вплоть до похищения иконы в 1904 году. Чудотворный образ в рамах стоял в иконостасе слева от царских врат в большом деревянном киоте в виде портика, к которому с боковых сторон вели лестницы, выполненные из вяза.
История строительства собора на этом не закончилась. Знаковое событие произошло еще позже, уже в начале XX века, когда 13 июля 1910 года с визитом в Казань прибыла великая княгиня Елизавета Федоровна. Прямо с теплохода она направилась в монастырь и пожелала побывать на месте непосредственного обретения чудотворной Казанской иконы. Спустившись в неприспособленный подвал под алтарем, она долго молилась, а затем предложила помощь в устройстве этого святого места, находившегося до того времени в запустении.
Указом Святейшего Синода от 27 ноября 1910 года император дал великой княгине звание попечительницы часовни. Для разработки проекта был привлечен еще один знаменитый архитектор — академик Щусев. Сам подземный храм с часовней должен был напоминать (по заданию) древние катакомбы, а отчасти и усыпальницу великого князя Сергея Александровича. Работами в Казани руководил инженер Голышев. В соборе увеличили высоту подземелья почти на метр, расширили коридоры, сделали цементные полы, устроили две печи, оштукатурили стены и своды. Над местом обретения иконы поставили сень и установили иконостас. К весне 1913 года все работы были завершены, и 20 апреля 1913 года в присутствии великой княгини Елизаветы Федоровны состоялось торжественное открытие. Святое место получило название Казанских пещер.
В советское время судьба и собора, и монастыря сложилась трагично. Уже к 1920 году многие строения обители занимали различные военные части и государственные учреждения. Община Казанского монастыря (образованная здесь в 1921 году) была затем преобразована в коллективное товарищество, которое стало арендовать собственные здания у государства, в том числе и собор. Однако в последующие годы правительство молодой республики стало забирать монастырские строения одно за другим на собственные нужды, а от некоторых строений община монастыря отказывалась сама за неимением средств содержать эти здания. Так произошло и с собором. В 1929 году был расторгнут договор в части, касающейся пользования «холодным» собором. Собор был передан в распоряжение Казгорсовета, который устроил там зернохранилище Татхлебсоюза. В том же году была окончательно закрыта и община монастыря. А еще через несколько лет собор был взорван для расчистки территории под строительство на этом месте киностудии (татарского отделения «Востоккино»).
Посетить виртуальную экскурсию Казанского собора Богородицкого монастыря г. Казани, созданную при поддержке генерального спонсора Андрея Калинина ("Вместе по святыням") можно на сайте Фонда «НДК в 3Д»:
https://my.fspc3d.ru/tour/kazan-obitel
При подготовке статьи использованы материалы и фото официальных сайтов Московского Патриархата, Татарстанской митрополии, сайта Правительства Республики Татарстан.
Статья из Журнала Храмоздатель № 6 (10) 2024