Найти в Дзене
Искусствовед Успенский

Ассамбляж, объект, инсталляция. 2 часть

Первая часть репортажа с выставки здесь В своих работах Соков сталкивал лоб в лоб не только исторически несовместимых героев и персонажей, но и две художе­ственные системы — модернизм и социа­листический реализм. Это происходит в работе «Встреча двух скульптур», или «Ленин — Джакометти». Здесь без Дэвида Линча и его красных комнат очевидно не обошлось. Игорь Макаревич в своем объекте «Паган» буквально основывается на коринфской капители, используя ее как опору для шляпки пластинчатого гриба, на который водружается башня Татлина. Художник повествует о кризисе и искушении архитектуры содержанием. Нетленные пропорции античных ордеров, стимуляторы для преображения реальности и революционный субстрат эпохи авангарда становятся разными уровнями творческого подсознательного. Вдохновение, камлание и визионерство считываются как синонимы, и современные зодчие подсажены, используя сегодняшний сленг, на башню конструктивизма, словно на иглу. Автор ревизует эстетику «нового коринфского», и уподобл

Первая часть репортажа с выставки здесь

Л. Соков. Встреча двух скульптур. 1990
Л. Соков. Встреча двух скульптур. 1990

В своих работах Соков сталкивал лоб в лоб не только исторически несовместимых героев и персонажей, но и две художе­ственные системы — модернизм и социа­листический реализм. Это происходит в работе «Встреча двух скульптур», или «Ленин — Джакометти».

Уильямс Фрэнк. День картошки. 1995
Уильямс Фрэнк. День картошки. 1995

Здесь без Дэвида Линча и его красных комнат очевидно не обошлось.

И. Макаревич. Паган.
И. Макаревич. Паган.

Игорь Макаревич в своем объекте «Паган» буквально основывается на коринфской капители, используя ее как опору для шляпки пластинчатого гриба, на который водружается башня Татлина. Художник повествует о кризисе и искушении архитектуры содержанием. Нетленные пропорции античных ордеров, стимуляторы для преображения реальности и революционный субстрат эпохи авангарда становятся разными уровнями творческого подсознательного. Вдохновение, камлание и визионерство считываются как синонимы, и современные зодчие подсажены, используя сегодняшний сленг, на башню конструктивизма, словно на иглу. Автор ревизует эстетику «нового коринфского», и уподобляется архитекторам этой тенденции (Ч. Мур, Р. Вентури, М. Грейвз, Х. Холляйн, Р. Бофилл и др.) , которые «частично используют вульгарный язык […] клише, стереотипы, условности, банальные выражения, но с осторожностью, в творческом контексте с единственной целью наладить контакт с массовой культурой. Без этого контакта в наше время не существует […] общественно значимой архитектуры» (Ch. Jencks. Abstract Representation).

Объект «Муму – Магритт» Леонида Борисова концептуален: в нем работает не только образ собачки и банки сгущенки, на которой она стоит, как на пъедестале, но и сам измененный художником текст этикетки. Текст участвует на равных с формой в создании образа, выявляя неожиданность появления Муму на таком пьедестале и тем более отнесение ее в Нью-Йорк. В произведениях бельгийского сюрреалиста Магритта изображение и текст вступали в клинч друг с другом. Этот опыт позволяет художнику столкнуть образ из русской классики и художественный прием американского искусства 1960-х, когда появился концептуализм.

А. Флоренский, О. Флоренская. Осетровая-рыба трофей с раздвижным устройством. 1998
А. Флоренский, О. Флоренская. Осетровая-рыба трофей с раздвижным устройством. 1998

Одна из работ Флоренских, которая впервые была показана в мае 1998 года в Летнем саду в составе первой таксидермической выставки - "Передвижной бестиарий".

С. Катран. Хлебный поезд. 2010
С. Катран. Хлебный поезд. 2010
Владислав Стржеминский. Орудия и продукты производства. 1919-1920
Владислав Стржеминский. Орудия и продукты производства. 1919-1920
-22
На переднем плане - В. Издебский. Композиция №1. 1960-е.
На переднем плане - В. Издебский. Композиция №1. 1960-е.

Из аннотации:

Задача авторов не академическая, а дидактическая: на примере коллекции Русского музея (с небольшим включением произведений от авторов и галерей) объяснить зрителю, в чем специфика ассамбляжа, объекта и инсталляции, почему для художественного высказывания понадобились совсем нехудожественные материалы, настоящие предметы и даже выход в реальное пространство. Если ассамбляж и инсталляции охарактеризованы суммарно, то объект авторы выставки подвергли значительной дифференциации, чтобы показать, зачем в качестве материала художник использует вещи, по каким принципам их организует, какие цели преследует, какие расставляет акценты, какие новые идеи воплощает.

Выставка открыта в Мраморном дворце Русского музея до 21 апреля.