В начале было ДРЕВО. Дуб на далёком острове или берёза с осиной, а порой и целая роща. Главное - это было дерево. Вот и у скандинавов было дерево, и дерево это - ЯСЕНЬ! При том, что в Норвегии и Швеции преобладали ели, сосны и берёзы, а в Дании - буки и дубы, в скандинавских лесах можно встретить иву, ольху, пихту, клён, осину... Но мировое древо, модель Вселенной, основа всех миров и дом всем существам от БОГОВ до ЧУДОВИЩ или от ЧУДОВИЩ до БОГОВ - всё же ЯСЕНЬ - Иггдрасиль. И, хотя древо как вертикальная основа мироздания - придумка не скандинавов, столь гармоничное и логическое построение не встретишь больше нигде. Если только у Толкина в его Средиземье, которое своей структурой очень и очень напоминает нам тот самый, овеянный легендами Иггдрасиль.
Объединенные Иггдрасилем. Одно, пусть и невероятно магическое, древо сумело "объединить" огромного змея (дракона) Нидхёгга, активную в движении белку Рататоск, орла, ястреба, оленей и козу, наделённых магическими свойствами и умениями. Но самое уникальное - Иггдрасиль сумел "объединить" ДЕВЯТЬ миров, которые словно планеты на орбитах, то сближались, то отдалялись, то двигались строго по своему "эллипсу". А ещё в модели Иггдрасиля ужились боги, люди, великаны и существа, наделённые волшебными свойствами.
Верх, низ и строго по центру. Венчает Иггдрасиль АСГАРД - жилище великих богов, где первый бог - ОДИН! Асгард прекрасен! В город небесных богов - АСОВ - ведёт радужный мост - БИВРЁСТ. Мост охраняет его вечный страж, сын великого Одина - Хеймдалль. По мосту этому, кроме богов, могут пройти только избранные герои, викинги, погибшие в бою. Именно они пируют и тренируются в ВАЛЬХАЛЛЕ, ожидая последней битвы. Заходит порой в Вальхаллу и сам Один, чтобы выпить мёда со своими викингами. Бог поэтов и скальдов БРАГИ в Вальхалле частый гость, да и Тор, вернувшись в "небесный город", обязательно заглянет в чертог для павших в бою викингов.
Но не одна Вальхалла украшает Асгард. В "небесном городе" у каждого бога СВОЙ именной чертог, украшенный драгоценными камнями и руническими письменами. Асгард - это верх Иггдрасиля. В самом низу, в глубоком подземелье традиционно - царство мёртвых - ХЕЛЬХЕЙМ. Правит там богиня Хель, основные цвета которой - мрачно-синий и кроваво-красный. Вход в Хельхейм охраняет огромный чёрный пёс с четырьмя алыми глазами - ГАРМ.
По центру Иггдрасиля, конечно же, мир людей - МИДГАРД. Окружён Мидгард великим океаном, и именно в этом океане, ухватив себя зубами за хвост, живёт Ёрмунганд, огромный змей, страшное чудовище.
А ещё Мидгард окружён крепкими стенами, которые защищают его от нападений великанов. Тех самых великанов, с которыми постоянно бьётся могучий ТОР, лучший сын Одина. Правитель Мидгарда назывался КОНУНГОМ. Конунг считался избранный самими богами, поэтому не только был военной властью, но вершил правосудие и служил богам. Для древних скандинавов МИДГАРД был примером порядка и борьбы с хаосом. Но МИДГАРДУ суждено будет погибнуть в водах Великого океана, чтобы потом возродиться вновь.
Ванахейм и Альвхейм. Между Асгардом и Мидгардом расположились два "божественных" мира - ВАНАХЕЙМ и АЛЬВХЕЙМ. Ванахейм - это мир ВАНОВ. Ваны, как и асы, тоже боги, только связанные с землёй, а не с небом. Вооружённый конфликт между ванами и асами, перемирие и обмен заложниками - ключевое событие скандинавской мифологии. Мир ванов - Ванахейм - очень живописен: леса, луга, яркие цветы и прозрачные реки. А ещё - плодородные земли и свежий воздух. Именно там правит могучий бог Ньёрд, повелитель морской стихии и смелых ветров. Именно оттуда пришли в Асгард заложниками его дети - Фрейер и Фрейя.
Альвхейм ещё более живописен и прекрасен. Цветы там необыкновенной красоты, водяные струи словно жемчуг, на лесных тропинках свет и тень играют друг с другом. Живут там прекрасные ЭЛЬФЫ, а в горах обрёл долгожданную свободу Вёлунд - бог-кузнец и, возможно, король эльфов. Судьба Вёлунда полна драматических событий, но талант его сумел раскрыться в полной мере. Ведь именно Вёлунд создавал удивительные артефакты, а металл и самоцветные камни приобретали в его руках характер.
Остальные четыре мира. Остальные ЧЕТЫРЕ мира расположились между Мидгардом и Хельхеймом. ЁТУНХЕЙМ - неуютный, каменисто-пустынный мир ВЕЛИКАНОВ и их правителя - Трюма. Великаны Ётунхейма - это обыкновенные великаны или "каменистые" великаны. Это у MARVEL они почему то стали ледяными 😉. Но у "Старшей Эдды" по этому вопросу другое - правильное - мнение. В скандинавской мифологии Ётунхейм противопоставлен Мидгарду. И, хотя великаны Ётунхейма являются носителями древней мудрости, их мир - это мир хаоса и беспорядков. В Железном лесу Ётунхейма обитают ведьмы и даже женщины-тролли. Именно из Ётунхейма пришли НОРНЫ, которые поселились у корней Иггдрасиля в своём чертоге и "поделили" время на прошлое, настоящее и будущее. Самый большой город Ётунхейма - УТГАРД. Это настоящая крепость на окраине мира, в которой побывал сам Тор.
МУСПЕЛЬХЕЙМ - "огненная земля". Этот мир словно бы постоянно пребывает в состоянии извержения вулкана. Земля залита лавой, пылает пламя, на небе нет ни солнца, ни луны, следовательно, ни дня, ни ночи. Воздух пропитан дымом, а великан-правитель Сурт охраняет эти земли от врагов с пылающим мечом в руках. Он и его огненные воины ждут, терпеливо ждут, когда настанет время последней битвы.
Огненным великанам противопоставлены великаны ледяные. Ледяные великаны - это НИФЛИ, прямые потомки инеистых великанов, созданий духов инея и теней холода. И место жительства этих великанов-потомков - НИФЛЬХЕЙМ. Пейзажи Нифльхейма очень напоминают арктические пейзажи в период полярной ночи. Таинственная красота снега, льдов и тумана способна внушить ужас и очаровать одновременно. НИФЛИ - враждебны и суровы, у них ледяные сердца, в которых живёт только ненависть, они могут повелевать стихиями, явно наслаждаясь масштабами разрушений и смертей.
И, наконец, СВАРТАЛЬВХЕЙМ! Мир, который является зеркальным отражением Альвхейма. Этот непростой мир пронизан магией и волшебством. Только это ПОДЗЕМЕЛЬЕ, таинственное и мрачное, как подсознание человека. Время там течёт медленно, лето мало чем отличается от зимы, весны и осени нет вообще. В Свартальвхейме есть горы, пещеры, подземные реки и озёра. Жители этого мира - дверги (цверги, гномы), великие умельцы и мастера. Ведь легендарные копьё ОДИНА, молот ТОРА и ожерелье ФРЕЙИ родом из Свартальвхейма.
Иггдрасиль и великий Один. Вот и все ДЕВЯТЬ миров ИГГДРАСИЛЯ. И пока Сурт не взмахнул своим пылающим мечом, "скандинавский ясень" продолжал удивлять не только своей чёткой логикой и умелой гармонией, но и МУДРОСТЬЮ. Один - верховный бог скандинавов - за познанием мудрости обратился к источнику МИМИРА, который питал корни Иггдрасиля. Мудрость познал, правда, отдал за это свой глаз.
Но ещё не менее важно для ОДИНА оказалось познать МАГИЮ и доказать самому себе и другим богам своё исключительно право быть первым и главным. Смелость и отвага у скандинавских богов от самих викингов. Видимо поэтому Один жертвует глазом, бог войны ТЮР вкладывает свою руку в пасть Фенрира, Хёд (сын Одина и Фригг) слепой от рождения, совершает мужественные поступки (это я не про смерть Бальдра 😉). И, видимо поэтому, желая большего, ОДИН пронзил сам себя копьём и "приковал" этим самым копьём к Иггдрасилю. И только через девять дней мучений, страданий и бесконечного терпения, Одину открылась тайна магии и знание РУН. И вот тогда великий ОДИН решил, что достаточно. Он познал МУДРОСТЬ и обрёл власть над РУНАМИ, а значит над основами и законами мироздания.
Таким образом Один и Иггдрасиль оказались очень тесно связаны, а человечество получило руны, с которыми не расстаётся до сих пор 😉. Как же были правы викинги, когда пели:
Лучший ас - это Один!
Лучший конь - Слейпнир,
Лучший мост - Биврёст,
Скальд лучший - Браги,
А корабль - Скидбладнир.
Лучший ястреб - Хаброк,
А Гарм - лучший пёс!
Дерево лучшее - ясень ИГГДРАСИЛЬ...