Найти в Дзене
Незлой

Как я стал электриком

Обычно, электриками становятся люди, которых в детстве лупили электрическим проводом по попе, ударило током, или укусил настоящий электрик. У меня же был свой собственный, уникальный опыт. Был я ещё довольно мал. Лет пяти от роду. Но читать уже умел (научился в четыре года), в школу ещё не ходил (пошёл в шесть лет). Так что возраст точный. В садик я не ходил, может по причине отсутствия мест в садике, а может  и по какой другой причине.  Детских садов тогда на всех не хватало и моим родителям приходилось как-то выкручиваться, чтобы меня пристроить. Летом я был на попечении сестёр и брата, а с началом учебного года, или с мамой в её школе, или с отцом дома или на работе. С отцом было даже интереснее. Он работал фельдшером на скорой помощи и ездить с ним по вызовам на Волге, или на УАЗике-буханке, для пятилетнего пацана было лучше всякого детсада. Отец работал на скорой, по графику день - ночь - отсыпной - выходной и, получается, каждый день какое-то время был дома. Плюс на обед приход

Обычно, электриками становятся люди, которых в детстве лупили электрическим проводом по попе, ударило током, или укусил настоящий электрик.

У меня же был свой собственный, уникальный опыт.

Был я ещё довольно мал. Лет пяти от роду. Но читать уже умел (научился в четыре года), в школу ещё не ходил (пошёл в шесть лет). Так что возраст точный. В садик я не ходил, может по причине отсутствия мест в садике, а может  и по какой другой причине. 

Детских садов тогда на всех не хватало и моим родителям приходилось как-то выкручиваться, чтобы меня пристроить.

Летом я был на попечении сестёр и брата, а с началом учебного года, или с мамой в её школе, или с отцом дома или на работе. С отцом было даже интереснее. Он работал фельдшером на скорой помощи и ездить с ним по вызовам на Волге, или на УАЗике-буханке, для пятилетнего пацана было лучше всякого детсада.

Отец работал на скорой, по графику день - ночь - отсыпной - выходной и, получается, каждый день какое-то время был дома. Плюс на обед приходил и меня заодно покормить успевал. А когда не приходил, что было чаще, я и сам прекрасно мог покормиться. Старший брат и сёстры учились в разные смены и тоже могли приглядывать за мной. Я, вполне самостоятельный молодой человек, никого на свете не боялся и без проблем мог оставаться один дома. Мне даже нравилось оставаться одному. Иногда меня брал с собой на работу отец. Я обожал ездить с ним на вызовы сидя у него на коленях, или на теплом капоте двигателя, буханки - скорой помощи.

Бывшая школа №4. Та самая.
Бывшая школа №4. Та самая.

В старой части города, на самом берегу пруда стояла двухэтажная школа. Старинное, построенное ещё в царские времена красного кирпича здание, где работала учителем моя мама. 

Иногда и она брала меня с собой на работу. Мама сажала меня на заднюю парту, обычно у окна, давала мне какую нибудь книжку, тетрадку и карандаши. И пока она вела урок, я тихонько читал, рисовал или смотрел в окно. Иногда даже засыпал. Как говорится, вёл себя тише воды, ниже травы. Не нарушая процесс обучения.

И вот однажды, выходят все на перемену и я, в том числе, а в коридоре первого этажа рядом с учительской, в углу, стоит деревянная приставная лестница. Высокая, прям почти до потолка. А потолки высоченные! А на этой лестнице на самом верху стоит дядька и копается в электрическом щитке, изредка роняя вниз свой электрический мусор в виде обрывков чёрной тряпочной изоленты и кусочков старой проводки в резино-тканевой изоляции. 

Я стоял как зачарованный, наблюдая за работой настоящего, как его там, не знаю, дядьки, пока он что-то снова не уронил. 

- Ничего не подбирай! - предупредила мама.

Надо сказать, что в детстве я был невероятно упрямым ребёнком и команду ничего не подбирать, воспринял как прямо противоположную. Кусок старого провода с остатками чёрной изоленты тут же оказался у меня в руках. 

- Брось сейчас же! - сказала мама.

Щасс! Я сделал вид что бросил, а сам крепко зажал свой трофей в кулачке. 

Тут прозвенел звонок и все пошли в класс. И я, вместе со всеми, отправился на своё место, где можно было спокойно рассмотреть мою добычу.

Добычей был кусок потемневшего и даже местами позеленевшего от времени многожильного медного провода. Я так сжимал его в своей ладошке, что зелёные крупинки прилипли к коже и я не придумал ничего другого, как лизнуть их языком.

Вау! Это был необыкновенный вкус! Кисло-солёный, непередаваемо щиплющий язычок. Такого за все свои долгие-предолгие пять лет жизни я не пробовал! 

Я раскрыл недочитанную книжку с названием Капитан Суматоха и погрузился в чтение, не забывая, время от времени, облизывать вкусный зелёный проводок. Страницу я не дочитал.

Что было дальше, мне рассказали потом. 

Я просто свалился под парту. Все настоящие ученики переполошились, стали меня доставать оттуда, вызвали скорую, на ней приехал отец и забрал меня. 

На скорой промыли желудок, что ещё делали, даже не знаю. Короче, проснулся я уже дома. Как видите, выжил но это было пока только начало.

Второй опыт близкого знакомства с электричеством случился буквально через пару лет.

Однажды я услышал разговор старшей сестры с мамой на тему электричества. Сестра уже изучала физику и рассказывала маме, что в розетке переменный ток и там одновременно бывает фаза и ноль. Если задеть пальцем фазу, то это будет ай как плохо. А если ноль, то вообще ничего не случится. Главное, подгадать момент, когда фаза сменяется нулём. Ну так я понял на тот момент. Понял, разумеется неправильно.

Я на тот момент, сидел дома за столом и делал уроки. 

Надо сказать, ребёнком я был очень несобранным и постоянно отвлекался на посторонние дела. Сейчас, если не ошибаюсь, это называется СДВГ, но в начале 70-х в нашей стране о таком диагнозе не слыхивали. Поэтому я был просто расзвиздяем. Хотя и не глупым, но инициативным.

В процессе выполнения домашнего задания, моё внимание привлекла находящаяся прямо на уровне моих глаз, розетка. И тут же вспомнились слова про фазу и ноль. 

Надо обязательно проверить, насколько я везунчик и попаду ли я в ноль, как это обязательно должно быть.

Одна проблема, дырочки в розетке маленькие и пальцы туда ну никак не просунуть. Но для настоящих творческих личностей нет нерешаемых задач!

В розетку вставляется вилка от радиоприемника "Октава" у которой контакты с торца идеально доступны для детских пальчиков! Осталось выбрать нужный момент, когда в розетке останется только ноль и не будет фазы. 

Радио уже нагрелось и передавало прогноз свердловского бюро погоды, когда я наконец решился потрогать пальцами электричество. Сначала одним пальцем каждый контакт по очереди. Ничего! Ноль везде! Потом двумя, оба контакта.

Уууууу загудело радио.

Уууууу загудело у меня в голове.

Пальцы прилипли к вилке и не отлипали!

Меня трясло и колбасило. Голова гудела и возникшая в ней тупизна не позволяла сообразить, что дальше делать. Хотя, я подозреваю, тупизна в голове была и раньше, а воздействие переменного тока её только усилило. 

Как долго это продолжалось, не знаю. Мне показалось что вечность, но возможно какие-то секунды до момента, когда я всё же смог отклеиться.

Я сидел на стуле и тяжело дышал. В висках стучало. Пальцы, указательный и средний стали чёрными и я испугался, что они останутся такими навсегда и мне теперь точно попадёт. К счастью, через некоторое время из жутко чёрных они стали синими, а несколько дней и вовсе пришли в норму. Но до этого времени их приходилось прятать от родителей. Чтобы не попало.

Мужчины - это случайно выжившие мальчики. Эта фраза относится и ко мне тоже. Уже во взрослом возрасте я прикинул, стоило мне тогда ногой коснуться батареи и эту историю рассказывать было бы некому. А так, получил бесценный жизненный опыт, впоследствии много раз меня спасавший.

А с электричеством, так или иначе, по жизни связан. Сначала обучение по специальности и работа радиомехаником по ремонту радиоэлектронной аппаратуры. Потом монтажником АКРиУ (КИП), электромонтёром в лаборатории релейной защиты на электростанции, монтажником слаботочки и систем безопасности. 

Ну и напоследок совет: не надо лизать медные провода и совать пальцы в розетку! Иначе, можно стать электриком. Если выживете, разумеется.