Вы любите фильмы-загадки? Я – да, но только если это добрые загадки, или чтобы поразмышлять. Однако так уж получилось, что сегодня расскажу про злую загадку, вернее, скучную и рездражающе недоумённую.
В русской локализации она почему-то называется “Особо опасный пассажир”, хотя оригинальное Flight Risk буквально означает “Риск полёта”, а по смыслу фразы “Риск побега”. Но к названию я ещё вернусь, а пока из меня не посыпались вопросы перейдём к сюжету.
Сюжет
С Вашего позволения процитирую синопсис с Кинопоиска:
Федеральный маршал Мэдолин (Мишель Докери) арестовывает на Аляске скрывающегося финансового преступника Уинстона (Тофер Грейс), который связан с мафией. Он сразу предлагает дать показания против криминального босса в обмен на защиту и свободу. Однако доставить свидетеля из глуши до ближайшего крупного населённого пункта, чтобы потом переправить в Нью-Йорк, можно только на небольшом одномоторном самолёте. После взлёта Мэдолин и Уинстон оказываются в ловушке, поскольку пилот (Марк Уолберг) совсем не тот, за кого себя выдаёт.
В чём загадка, – спросите Вы, – это же просто герметичный триллер?
Но я отвечу, что загадка в количестве вопросов, которые вызывает это кино. Причём вопросы не только по сюжету. Но начну я как раз с них, а другие появятся уже сами.
Персонажи
Сразу вот прям самое очевидное спрошу: куда можно сбежать с летящего самолёта? Прыгнуть с парашютом? Нет. Потому что нет там парашютов. Ладно бы суперджет какой был, да пусть и что-то попроще, но герои летят на старом ведре, которое так и хочется обозвать “кукурузником” – хорошо хоть ремни рабочие.
Но когда герои “грузятся” на борт Мэдолин отказывается снять наручники с Уинстона. Говорит, что тот может попытаться сбежать. Ну да, прямо с самолёта, прямо в полёте. А наручники, чтоб руками не махал и не улетел подальше Аляски.
Кстати, сам Уинстон не производит впечатление опасного человека (к названию вернусь ещё чуть позже), наоборот – это всячески подчёркивается, в том числе внешностью актёра. Он сразу соглашается сотрудничать, едва видит стражей правопорядка. Он труслив и потому чуть болтлив (даже удивительно, как он мог обворовывать мафию). Он даже боится садиться на кровать в отеле Аляски, опасаясь что-то подхватить.
Такой тип побежит, только если ему будут угрожать, и то зависит от обстоятельств. А обстоятельства такие: очень быстро оказывается, что пилот-то “засланный мафией казачок” с плешью, но с самолёта никак не сбежать.
Да не просто киллер, а с явными психопатическими наклонностями (и плешью). Он, например, любит поболтать с жертвами об их мамах (без пошлости, только поугрожать) или дать тысячу и один шанс себя победить, вместо того чтобы выполнить свою работу или хотя бы избавиться от помехи в виде маршала (а она, разумеется, всё время будет мешать).
Но это наверное просто образ такой. Такой, где Уолберг, изображая пилота, выглядит убедительней, чем изображая киллера. Едва маска (и кепка) будет сброшена, он начнёт отчаянно переигрывать, изображая психопата.
И вот этого типа не остановят ни пластиковые стяжки на руках, ни наручники, ни пара пуль в туловище.
Ну а маршал, понятно, что не станет сходу палить в явного преступника, тем более в самолёте, чтобы обезопасить себя или свидетеля. Но можно было как-то ответственней подойти к его обезвреживанию. Ох, а эти её выяснения обстоятельств и отношений по телефону выглядят не то чтобы смешно или глупо, но неубедительно и скучно.
И если Грейс всё время недоигрыавал, а Уолберг скоренько начал переигрывать, то Докери будто весь фильм старалась скрыть изумление по поводу своего присутствия в этой картине. Вот несколько скриншотов в доказательство.
Действие
А его в общем-то и нет. Это вялотекущий триллер, который разбавляют кадры заснеженных гор или побережья. Да пара стычек с плешью Уолберга (кстати, она не искусственная – он ее выбривал для фильма). В остальном – тонна диалогов, которые ближе к финалу начинают раздражать якобы неожиданными сюжетными поворотами.
Ни актёрской игры, ни зрелища, ни саспенса – всё неубедительно и скучно.
Собственно, так можно охарактеризовать и весь фильм в целом. Всё-таки снять интересно герметичное кино нужно ещё постараться, а режиссёр то ли просто стоял в сторонке пока снимали кино, то ли не особо старался, прекрасно понимая, что это просто не его уровень (масштабное у него получается куда лучше). Не спасают от скуки даже живописные кадры, снятые якобы за бортом самолёта.
Кстати, только сейчас вспомнил про единственный экшен-эпизод (хотя нет, есть ещё жёсткая посадка в финале, нарисованная на компьютере). Когда герои во время своей первой стычки уйдут в крутое пике и врежутся на полном ходу в снежную шапку горы. Но самолёт продолжит полёт, как ни в чём не бывало. Даже стыдно стало, что я его кукурузником обозвал…
Создатели и маркетинг
Вот теперь, после всего вышесказанного (и того, о чём я умолчал), вот Вам пара фактов о фильме:
- в декабре 2020 года сценарий дебютанта Джареда Розенберга «Риск полёта» был включён в “Чёрный список” самых популярных нереализованных сценариев Голливуда
- постановщик фильма – лауреат “Оскара” Мэл Гибсон, чья предыдущая режиссёрская работа, военная драма “По соображениям совести” вышла девять лет назад
Всё.
Полагаю, не у меня одного сразу начали роиться в голове вопросы по типу “Как?”, “Зачем?” и… другие.
Пожалуй, только к нашим локализаторам нет вопросов. Если уж даже в оригинале название кажется глуповатым (западные рецензенты и над слоганом “Вам нужен пилот?” посмеивались), то и с российской версией решили не заморачиваться, сделав просто “как обычно”.
Но если честно, за Гибсона немного обидно – как постановщик, он очень хорош. Мне нравятся все его картины, даже дебютный “Человек без лица” (1993), не говоря уже про следующие. Теперь получается, что все за одним несуразным исключением.
Зато понятно, почему его имя старались не упоминать в маркетинговой компании в Америке – наверное, сам не хотел портить впечатление таким позорным возвращением. Тем более что впереди фильм посолиднее – сиквел “Страстей Христовых” (2004). А может он и взялся за этого глупого “Пассажира”, чтобы получить возможность запустить новые “Страсти”?
Вот это загадка, а? Но нам то неведомо, и посмотревшим фильм остается только смириться. Это кино есть, оно такое, каким получилось, и снял его Мел Гибсон. И его не обязательно смотреть, чтобы это знать.
Из самолёта сбежал Кирин59.
Смотрите только Хорошее Кино.
Оценки фильма на момент написания настоящей статьи:
Зрители
Кинопоиск: 5.3 (17,7 тыс. оценок)
IMDb: 5.3 (20 тыс. оценок)
Роттен Томатос, зрители: 62 % (1000+ оценок)
Профессиональные обозреватели
Роттен Томатос, критики: 29 % (115 рецензий)
Метакритик: 38 из 100 (28 рецензий)
Рейтинг кинокритиков в России (по данным Кинопоиска): - (1 рецензия, отрицательная)
Соотношение бюджета / к кассовым сборам (США + мир) в млн. $:
“Особо опасный пассажир” (2023): 26,5 / 43,3 (29,7 + 13,6)