Считается, что впервые львов москвичи увидели во времена Ивана Грозного. Это был подарок английского королевского двора Ивану Васильевичу. Английские львы жили в царском зверинце, который располагался во рву у Воскресенских (или Иверских) ворот на Красной площади. В то время Иверские ворота назывались Львиными. Но еще до появления в городе живых львов, львы каменные и нарисованные часто появлялись на боярских гербах, стенах домов и даже в Храмах Москвы. Хотя часто были они похожи на больших собак с гривой или грифонов. Вероятно, москвичам трудно было представить, что такой огромный сильный зверь всего лишь большая кошка.
Каменные львы, уже похожие на себя, стали появляться в Москве после пожара 1812 года, когда вошли в моду обязательные барельефы на вновь отстраиваемых дворянских особняках.
А в конце XIX века, когда строительством домов занялись новые хозяева жизни – господа купцы, нестеснённые в средствах и любившие всё красивое, львы поселились почти на каждом московском доме.
Сегодня на нашем канале открывается новая рубрика «Охота на московских львов».
Любая охота – дело непростое. Приходиться и побегать за хищником, и ждать в засаде, а иногда и перехитрить соперника. И это в саванне. А что уж говорить о каменных джунглях.
И так начнем.
Улица Арбат, дом 43.
Сегодня этот дом более известен как «дом Окуджавы». Дом был построен в середине XIX века как доходный. Последними хозяевами здания были Авраам и Исаак Рафаиловичи Рафильзоны – иркутские купцы 1-й гильдии, совладельцы самоварной фабрики «ТД Рафильзон и Мильнер». В 1930-х годах дом был реконструирован и надстроен несколькими этажами. Уже в наши 2000-е годы новые владельцы, расположенных во дворе дома офисов, поставили ажурные ворота со львами.
С шумного Арбата уходим в Плотников переулок.
До 1922 года переулок назывался Никольским, по названию церкви Николая Чудотворца в Плотниках, располагавшегося в начале переулка, на месте современного сквера и памятника Булата Окуджавы.
Плотников переулок, дом 15.
Небольшой голубой особняк, когда –то принадлежавший князю Александру Ивановичу Урусову (1843 – 1900) – известному московскому адвокату, театралу и коллекционеру. В 1909 году у наследников князя дом купила Елизавета Николаевна Орлова – потомственная дворянка, потомок декабристов, художница, благотворитель. Елизавета Николаевна одной из первых в Москве стала организовывать (за собственные средства) летние лагеря для бедных детей.
Фасад особняка украшен барельефами с растительным орнаментом и строгими пилястрами (имитация колонн) на высоте второго этажа. Предмет нашей охоты рассмотреть сразу довольно сложно. Львы, хоть и небольшие притаились на крыше, на фасаде мезонина.
Плотников переулок, дом 3
В 1913 году на месте деревянной усадьбы, принадлежавшей некогда полковнице, вдове Екатерине Евгеньевне Окороковой, возводится многоэтажный доходный дом, владельцами которого значатся Кравец Роман Григорьевич и Ахлёстышев Павел Дмитриевич.
Кравец Роман Григорьевич был домовладельцем, инженером –технологом, имевшим собственное строительное бюро. Павел Дмитриевич Ахлёстышев – потомственный дворянин, тверской губернатор, гофмейстер (управляющий делами) двора Его Императорского Величества. Что связывало столь разных людей и почему они вместе решили построить доходный дом – мне выяснить не удалось. Кто был архитектором здания – тоже неизвестно. Оформление фасада дома в Плотниковом переулке очень похоже на другие дома, принадлежавшие Роману Григорьевичу Кравцу, архитектором которых был Густав Августович Гельрих. Поэтому можно предположить, что и дом в Плотником построен Гельрихом.
При первом взгляде на фасад дома сразу обращают на себя внимания классические античные барельефы и морды баранов на эркерах,
но львы всё же есть здесь.
Как и полагается хищникам, они прячутся в засаде - под балконами. Вероятно, охотятся на баранов.
Плотников переулок дом 4/5
Практически напротив дома Кравца – Ахлёстышева, на четной стороне переулка знаменитый «Дом с писателями».
В 1908 году, купив земельный участок на углу Никольского и Малого Успенского переулков у двух сестёр Никифоровой Марии Васильевны и Державиной Юлии Васильевны, супруги Бройдо, строят свой очередной доходный дом. Герман Ефимович Бройдо родился в Москве, окончил в 1892 году Московский Университет, получив степень кандидата коммерческих наук. Вместе с женой Ангелиной Габриэллой Марией (Анжеликой Гастоновной) в девичестве Легран, занялся строительным бизнесом, стал застройщиком. Архитектором дома в Плотниковом переулке стал Николай Иванович Жерихов. Имя скульптора, украсившего дом «писателями» точно неизвестно. Это породило уже в наши дни множество легенд и слухов.
На доме Бройдо мы тоже сможем найти предмет нашей охоты Льва. Правда он Лев Николаевич, но всё же Лев. Поэтому его тоже добавим к наши трофеям.
От дома Бройдо поворачиваем в Глазовский переулок.
Павел Михайлович Глазов происходил из обедневшего дворянского рода Глазовых. От вахмистра дослужился до генерала. Участник русско-турецкой войны 1769 – 1773 гг, приближенный светлейшего князя Григория Потемкина и Екатерины II. В отставку был отправлен Павлом I в конце 1790-х годов. В 1791 году женился на Аграфене Петровне Савёловой. Своих детей у супругов не было. И в 1801 году они усыновили девочку по имени Екатерина. В 16 лет в 1810 году Екатерина Павловна Глазова вышла замуж за майора Владимира Александровича Головина, но вскоре овдовела, её супруг погиб в 1812 году. Екатерина Павловна вернулась в родительский дом, замуж больше никогда не вышла.
Глазовы поселились в нынешнем Глазовском переулке в начале 1800-х годов. Павел Михайлович долгие годы был старостой Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Лёвшине, после войны много жертвовал на восстановление разрушенного Храма. Павел Михайлович Глазов скончался 16 мая 1814 года в возрасте 70 лет и был похоронен в Симоновом монастыре.
По Глазовскому переулку мы пройдём немного до первого перекрестка и повернем направо в Денежный переулок.
Денежный переулок, дом 11
Усадьба корнета Толстого – купца Грачева.
В 1816 году корнет Александр Васильевич Толстой у прапорщицы Марии Семёновны Савиной купил для себя небольшую усадьбу в Денежном переулке. Главный усадебный дом представлял собой типичный московский послепожарный деревянный особняк в модном стиле «ампир» с обязательным фронтоном. В 1884 году усадьбу приобрел потомственный почетный гражданин, купец 2 гильдии Михаил Семёнович Грачёв. При Михаиле Семеновиче особняк капитально ремонтируется и обильно украшается лепниной.
Над окнами появляются Львы,
а на фронтоне держат герб – грифоны.
Денежный переулок, дом 5 строение 1.
Посольство Италии. Особняк Берга.
В 1897 году сахарозаводчик Сергей Павлович Берг на вновь приобретённом участке в Денежном переулке строит для своей семьи новый огромный дом, больше похожий на средневековый замок, чем на московскую усадьбу. Сходство с замком дому придаёт облицовка из светло-серого песчаника и готические замысловатые узоры на фасаде.
Особняк Берга овеян множественными легендами.
Иногда Особняк Берга называют «Домом с грифонами». А поскольку мы условились, что грифоны тоже львы, то поохотимся на них на фасаде замка.
В глубине двора усадьбы, на который, к сожалению, попасть сегодня невозможно, так как это территория посольства, находиться высокая арка, украшенная скульптурными головами трёх лошадей. К огромному сожалению, сфотографировать эту красоту через решетку ограды очень сложно, но всё же попробуем.
И хотя лошади сегодня не предмет нашего рассказа, пройти мимо такого чуда невозможно.
Денежный переулок, дом 7 корпус 2
Вплотную к ограде посольства примыкает высокий светло-розовый дом, немного утопленный в глубине двора - доходный дом Бройдо.
В 1910 году уже знакомые нам супруги Герман Ефимович и Анжелика Гастоновна на приобретённом земельном участке на углу Денежного и Глазовских переулков строят особняк и два доходных дома. Все эти дома в 1913 году покупает золотопромышленник Викторин Яковлевич Бурдаков. В особняке сегодня располагается посольство Чили. Доходный дом, считающийся корпусом 2, по-прежнему жилой дом. Прямо над входной дверью нас встречает гривастый красавец с суровым оскалом.
Над окнами третьего и четвертого этажа – еще несколько хищников.
У эркера второго этажа живет непонятное существо со странной мордой, но судя по наличию хвоста, это всё-таки рыба, а не лев.
От перекрестка Денежного и Глазовского переулков идем по Глазовскому переулку в сторону Садового кольца. С правой стороны – «Особняк Отто Листа».
Глазовский переулок, дом 8.
Прямо на нас из-под самой крыши смотрит мозаичный Лев на фоне восходящего (а может заходящего) солнца.
Это один самых известных московских Львов. В 1898 – 1899 году модный в то время архитектор Лев Николаевич Кекушев строит дом для своей молодой, привезенной из провинции, жены.
Лев Николаевич – один из основоположников московского модерна- был довольно тщеславен. На всех своих постройках он оставлял свою фирменную метку –Льва. Иногда это были большие львы на фасаде или внутри в интерьере здания, иногда маленькие, еле заметные. Но они были всегда. И конечно на собственном доме Лев должен был быть необыкновенным.
Как известно, построенный Кекушевым дом в Глазовском переулке очень приглянулся промышленнику Отто Адольфовичу Листу. Он предложил за особняк Льву Николаевичу сумму, от которой архитектор не смог отказаться. И хотя Отто Адольфович недолго владел особняков в Глазовском переулке, всё же дом вошёл в историю под его именем.
Особняк Листа часто называют «особняком Маргариты» - «Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата».
Действительно и Арбат недалеко, и особняк двухэтажный, и окна выходят в небольшой сад, и выступающий эркер на фасаде. «Он проходит мимо нефтелавки, поворачивает там, где висит покосившийся старый газовый фонарь, и подкрадывается к решетке, за которой он видит пышный, но еще не одетый сад, а в нем — окрашенный луною с того боку, где выступает фонарь с трехстворчатым окном, и темный с другого — готический особняк».
Противники этой версии утверждают, что особняк построен не в готическом стиле, а в стиле модерн, и в этом месте никогда не было поблизости нефтелавки.
Оставим этим жаркие баталии булгаковедам, мы добыли свой трофей, поэтому идем дальше.
Глазовский переулок, дом 9/26. Особняк Маргариты Морозовой
Нечетную сторону Глазовского переулка завершает изящный голубой особняк внушительных размеров. Фасад дома с небольшим приусадебным садиком обращен на Смоленский бульвар.
В 1877 году, выкупив у вдовы потомственного почётного гражданина Елизаветы Петровны Купчинской бывшую усадьбу Глазовых, чаеторговец Константин Семенович Попов строит для себя новый большой дом в стиле ампир.
Ранней весной 1892 года для своей молодой супруги, у жены Попова, особняк выкупает 21-летний купец 1-й гильдии Михаил Абрамович Морозов. После свадебного путешествия, длившегося около полугода, супруги Морозовы Михаил Абрамович и Маргарита Кирилловна поселились в своём доме на Смоленском бульваре.
Особняк Морозовых, так же как и особняк Берга , овеян разного рода мистическими легендами, многие из которых хорошо известны и описание их требует отдельного повествования.
А мы же вновь займемся охотой. И на этот раз она тоже будет удачной. Агрессивные хищники спрятались под самой крышей выступающих частей полукруглого фасада дома.
От особняка Морозовых идем по шумному Смоленскому бульвару против часовой стрелки.
На Зубовской площади (на пересечении Смоленского, Зубовского бульваров и улицы Пречистенки) возвышается 6-этажный доходный дом Лихутина- Жиро.
Улица Пречистенка, дом 39/22
В 1892 году по заказу Николая Лукича Лихутина на пересечении Пречистенки и Зубовской площади был построен 4х этажный доходный дом. В 1913 году новый хозяин Аркадий Клавдиевич Жиро – владелец шёлкопрядильной фабрики, известной в советские времена как «Красная Роза», достраивает еще 2 этажа своего доходного дома.
Самым известным жильцом этого дома был художник Михаил Александрович Врубель. Здесь в 1899-1900 годах были написаны его знаменитые картины «Царевна Лебедь» и «Пан».
С 1991 года в здании располагается бизнес-центр «Пречистенка».
Среди обильного количества декоративных украшений XIX века наших хищников, к сожалению, нет.
Но новые хозяева вероятно решили продолжить традицию своих предшественников- московских купцов - и украсили свой бизнес вот такой замечательной львиной семьёй.
Продолжая прогулку по внутренней стороне Зубовского бульвара, около здания информационного центра «Россия сегодня» по пешеходному переходу переходим Садовое кольцо. Прямо перед нами большой жёлтый особняк – «Дом дворцового ведомства».
Зубовский бульвар, дом 27 строение 1
Дом дворцового ведомства был построен в 1817 году и вплоть до 1917 года являлся служебным жильём для сотрудников царской резиденции в московском Кремле.
Как типичный послепожарный особняк Дом дворцового ведомства построен в классическом стиле «ампир» с фронтоном и колоннами, и богато украшен белыми гипсовыми барельефами. И здесь нам вновь сопутствует удача – на особняке имеются не только львы в достаточном количестве,
но и редкие грифоны.
Зубовский бульвар, дом 37 Студенческое общежитие имени С.В.Лепешкина.
Еще один желто-белый особняк в классическом стиле на Зубовском бульваре, одной стороной выходящий на Дашков переулок.
Построен в 1913 году на средства потомственного почётного гражданина Сергея Васильевича Лепёшкина. Сергей Васильевич происходил из семьи потомственных московских купцов. Благотворительностью занимались еще его родители. Сергей Васильевич получил коммерческое образование в Германии. Вернувшись в Москву, продолжил семейный бизнес и традиции меценатства. Особой его заботой был быт студентов. Вероятно, в годы студенчества Семён Васильевич пришёл к мысли, что неустроенность студенческого быта сильно влияет на качество образования. В 1880 году на свои средства в Филипповском переулке он строит первое в Москве общежитие специально для студентов Университета. 21 декабря 1880 года в Московских Церковных ведомостях появилось объявление: «Г. управляющій министерствомъ народнаго просвѣщенія 18-го ноября текущаго года утвердилъ уставъ перваго студенческаго общежитія при Московскомъ университетѣ. Открытіе общежитія послѣдуетъ немедленно по вводѣ Московскаго университета во владѣніе домомъ, который пожертвовалъ Семенъ Васильевичъ Лепешкинъ для устройства въ немъ безплатныхъ квартиръ для недостаточныхъ студентовъ. Прошенія о помѣщеніи въ общежитіи могутъ быть подаваемы заблаговременно на имя учредителя по вторникамъ, средамъ и пятницамъ, въ 4 часа дня, въ зданіи общежитія, у Арбатскихъ воротъ, Филипповскій переулокъ, домъ Семена Васильевича Лепешкина».
Второе общежитие для московских студентов на средства Лепёшкина было построено на Зубовском бульваре и открыто в 1913 году. Семен Васильевич не дожил несколько месяцев до открытия нового здания.
И снова удача – львы украшают фасад общежития, обращенный на Зубовский бульвар.
Оставив позади дом студентов, мы покидаем Зубовскую площадь, переходя Зубовскую улицу и улицу Бурденко, и идем дальше по Смоленскому бульвару.
Смоленский бульвар, дом 11/2.
На пересечении Смоленского бульвара и 1-го Неопалимовского переулка - большой светло-розовый особняк, превращённый сегодня в бизнес-центр.
И здесь мы снова находим львов. Вот они расположились над окнами первого этажа.
А один даже подрабатывает в охране.
Дата постройки дома и имя первого хозяина точно неизвестны.
В 1875 году хозяевами становятся супруги Львовы: Мария Михайловна и Николай Александрович, внук известного русского архитектора Николая Александровича Львова.
Супруги Львовы были известны в Москве как попечители нескольких благотворительных образовательных обществ и коллекционеры произведений искусства. Несмотря на это, Мария Михайловна и Николай Александрович всерьёз увлекались спиритизмом. На их спиритические сеансы в доме на Смоленском бульваре стремилась попасть вся Москва. Существует легенда, что Лев Николаевич Толстой долго искал знакомства со Львовыми. Наконец он был представлен Львовым и приглашен хозяйкой на очередной спиритический сеанс.
30 декабря 1889 года в Малом театре состоялась премьера написанной Толстым комедии «Плоды просвещения», где Лев Николаевич высмеял Львовых и их спиритический сеанс. И хотя помещики – герои пьесы - носили фамилию Звездинские, все зрители спектакля прекрасно узнавали супругов Львовых. Но возможно, это всего лишь московская легенда.
Николай Александрович Львов скончался 31 марта 1887 года от крупозного воспаления лёгких. Выполняя волю мужа, Мария Михайловна в 1899 году передала Румянцевскому музею семейную коллекцию живописи. Дом на Смоленском бульваре был продан в 1889 году.
И последний на сегодня трофей. Очень редкий экземпляр, не каждый охотник доберется до него, так как он надежно спрятался.
Пресс-папье, фарфор 1820- е годы.
Живет Лёвушка в доме-музее А.С.Пушкина на Арбате – улица Арбат, дом 53. И судя по дате «рождения», возможно этот Лёва был знаком с самим хозяином дома.
На сегодня всё.