Часть 8. КАКИМ ТЫ БЫЛ, ТАКИМ ТЫ И ОСТАЛСЯ?
Все иллюстрации и документы находятся в свободном доступе. При указании даты по старому стилю даётся примечание.
Наконец-то подошло к завершению изучение первичных документов. Просматривая их, я невольно думал, что не очень образованные, но искренние люди, определяли название своим убеждениям под влиянием своего окружения, обстоятельств, и лишь позднее занимали более твёрдую позицию. О некоторых из них, перешедших от анархистов к большевикам, я коротко и расскажу.
И первый из них — всемирно известный писатель Ярослав Гашек. В гражданскую он сражался на стороне красных. об одном эпизоде его службы очень советую прочесть рассказ «Как я был комендантом Бугульмы». Вот таким был Гашек в 1918 году:
Его боевой товарищ, Иосиф Поспишил, описывал в воспоминаниях: «В рядах чехословацких добровольцев против мятежников» (http://www.fsa.chat.ru/history/1918/Pospishil.htm) следующий эпизод:
«Будучи в Самаре, чехословацкие коммунисты принимали активное участие и в политической жизни города, по мере своих сил помогая русским большевикам в их борьбе против влияния на массы враждебных партий. Мне вспоминается одно многолюдное собрание, на которое явились меньшевики, левые эсеры, максималисты и анархисты, которые особенно бурно выступали со своими демагогическими призывами. Им отвечал Гашек. В начале речи он представился как один из бывших деятелей анархистского движения в Чехии. Такое начало вызвало аплодисменты анархистов. Однако дальнейшая часть речи явилась как бы холодным душем, он подверг уничтожающей критике анархистские идеи».
Следующий эпизод представляет нам не менее известного в СССР и России человека:
Сразу хочу оговориться: знаю, что его настоящая фамилия — Чепаев, именно под ней он и стал Красным героем:
Чепаев, Василий Иванович
Начальник 25 стрелковой дивизии.
За отличие в бою в октябре 1918 года, где благодаря его творческой инициативе были взяты гор. Самара и др. пункты. Удержание среднего Поволжья и очистка от колчаковцев Самаро - Уфимского района обязаны его храбрости и самоотвержению, что особенно ярко выразилось в бою 8 июня 1919 г., где он, будучи ранен в голову, остался в строю. (Пр. Р. В. С. Р. 17 июля 1919 г. № 137). стр. 33
Желающие могут ознакомиться с брошюрой полностью: https://disk.yandex.ru/i/JmgEXIFTDRn_zw
Изменение фамилии, приписываемое Фурманову, тем не менее, произошло раньше, в Академии Генерального Штаба. Вот личное дело Василия Ивановича:
Иван Семенович Кутяков (советский военачальник, 1897 — 1938), в своих книгах о Чапаеве, под началом которого служил, а потом и возглавлял Чапаевскую дивизию, «Боевой путь Чапаева» (https://disk.yandex.ru/i/Ub3OKMy-ICo3Zw) и «С Чапаевым по уральским степям» (https://disk.yandex.ru/d/-7uHOa3NkX0osA), поведал немало интересного. Таким был Иван Семёнович:
Уже подзабыто, но и два брата Чапаева отдали жизнь за народное дело.
В 1904 году во время русско-японской войны в солдаты угнали Андрея. Он участвовал в войне, и, хотя японские пули пощадили его, погиб в Сибири в революцию 1905 года. Во всех источниках указывается, что его казнили за «подстрекательство против царя», в остальном сведения расходятся.
Григорий, красный военком, участник империалистической войны — вступил в ряды партии большевиков с первых дней революции. Мятеж 9 февраля 1918 года застало его на посту военного комиссара города Балаково.Григорий Чапаев явился на площадь с группой красногвардейцев. Восставшие сразу же открыли огонь. Григорий Чапаев был тяжело ранен. Уже раненого Григория озверевшее кулачье после зверских пыток убило. Мятеж подавил отряд Василия Ивановича, который и схоронил брата.
Василий Иванович мечтал о будущей счастливой поре строительства новой жизни:
«Среди большевиков выявились тогда первые организаторы коммун и артелей, среди них был легендарный начдив В. И. Чапаев. Он лично организовывал коммуны в бывших помещичьих и купеческих экономиях… В. И. Чапаев нередко собирал вокруг себя своих товарищей и мечтал о том, «как только разгромим врагов Советской власти, организуем коммуну, будем работать так же честно и самоотверженно, как воюем...» (Медведев Е.И., «Гражданская война в Среднем Поволжье», стр. 223-224, https://disk.yandex.ru/i/FoRQGVDOXgOoDw)
Начинал свой путь к будущему Чапаев как анархист-коммунист в Саратове, переломным же стал момент, вероятно, сентября 1917 года:
«Солдаты, главным образом из батраков и бедноты, стали группами записываться в организацию. Прибежавшие с фронта солдаты, расходясь по деревням, способствовали организации там ячеек. Вот как, рассказывает о приеме в организацию тов. Михайлов. «Необходимо отметить, что доступ в нашу партию был совершенно свободен. Желающему было достаточно заявить устно или письменно о своем намерении войти в организацию, приобрести за 10 коп. партийную программу и он записывался в списки членов партии и получал билет. Вступали в нашу организацию и работали заодно некоторые члены других партий. Помню такой случай: заходит человек с военной выправкой, крученые усы, большая лохматая шапка, в форме фельдфебеля.
«Здесь комитет партии большевиков?›.
Получив утвердительный ответ, продолжает: «Я приехал из Саратова, состоял там в федерации анархистов-коммунистов. Тут такой организации нет, поэтому я желаю вступить членом вашей партии». Так стал большевиком будущей герой восточного фронта и гроза, бело-казаков, Василий Иванович Чепаев» (https://disk.yandex.ru/i/4JtIW—d7NXTFg стр. 182)
В знаменитый фильм «Чапаев» вошли переработанные реальные эпизоды гражданской войны:
Эпизод с «бузой»:
«Утром 1-го июля в Разинском полку взбунтовались бойцы 1-го батальона. К ним присоединились другие роты, за исключением второго батальона и пешей разведки. Начался митинг. Бойцы требовали нательное белье и обувь. Комиссар бригады тов. Белолипов начал уговаривать, но его никто не слушал. На митинг пришел Чапаев. Он выступил с речью и в резкой форме приказал разойтись по окопам. Тотчас же раздались выстрелы и начались провокационные крики. Возбужденные бойцы лезли в палатку Чапаева с винтовками на перевес. Чапаев выхватил револьвер и загородил собой вход в нее. Командир первого батальона тов. Грибаков с группой преданных ему бойцов, боясь гибели Чапаева, встал на дороге. Раздался провокационный выстрел и тяжело ранил тов. Грибакова. В это время командный состав бросился на помощь к Чапаеву, который был в сильном возбуждении и хотел уже стреляться. В 12 часов бойцы разошлись на обед, и этот инцидент был исчерпан. Виновника ранения т. Грибакова выяснить так и не удалось».
Эпизод с «психической атакой»:
«9 июня ранним утром, на огромном поле высокой ржи, перед расположением Пугачевского полка показались ударные офицерские батальоны. Они шли взводными и ротными колоннами, размеренным парадным шагом. Над колоннами горделиво развевались знамена. Офицеры и юнкера были одеты в парадные чёрные мундиры с георгиевскими крестами на груди.
Тихо, без лязга оружия, без голоса, шли чёрные колонны. Они вырастали в серых утренних сумерках, охватывая все поле. Было ясно, что они надеялись захватить красных бойцов сонными и переколоть, перестрелять их в окопах...
Вот перед ними уже показались холмики свеже взрытой земли... Окопы... Чёрные колонны невольно прибавили шаг. Но, окопов достигнуть им не удалось. Чапаевцы подпустили колчаковцев вплотную и разом, по команде, открыли уничтожающий пулемётный огонь, буквально, скосив, вместе с рожью. офицерские батальоны. К 8 часам, т. е. через 3 часа после начала атаки, бой кончился».
Эпизод гибели Василия Ивановича и «Петьки» (Исаева):
«Охрану Лбищенска с момента его занятия нами несла, как указывалось выше, дивизионная школа тов. Чекова в составе 600 человек… Около часу ночи 20-й кавалерийский корпус генерала Сладкова подошёл к самому Лбищенску. 6-я кавалерийская дивизия полковника Бородина наносила удар с запада и севера, а 2-я кавалерийская дивизия с юга…
Василия Ивановича под убийственным огнём белых опустили в бурную реку… Истекающий кровью Чапаев под ливнем вражеских пуль находит все же силы добраться до середины реки. Но тут шальная пуля наносит ему второе ранение в голову и останавливает жизнь замечательного человека и одного из лучших и храбрейших бойцов и командиров Красной армии.
В то время, когда Василий Иванович боролся ещё с волнами реки, его порученец Петя Исаев, находясь на берегу, отстреливался от врага, отводя его удары от Чапаева. Исаев надеялся, что Василий Иванович доплывёт до другого берега. Увидев гибель любимого командира и сам не имея возможности спастись, он пустил себе пулю в висок со словами: «Чапаевцы умирают, но в плен не сдаются!»
Надо сказать, что под стать Чапаеву был и комиссар дивизии Фурманов Дмитрий Андреевич.
Вот в этой книге «Путь к большевизму 1917–1918 (Иваново-Вознесенск)». Л.: Прибой, 1927., в дневнике (его хронологические рамки: 2.3.1917 г. – 13.11.1918 г.) известный писатель излагает повседневную жизнь различных иваново-вознесенских организаций (в т.ч. анархистов) и собственные размышления на этот счет, так как сам прошел все этапы «партийного» становления от «беспартийности» до правых эсеров – эсеров–максималистов – анархистов–синдикалистов – социал-демократов (большевиков) и некоторое время был одним из руководителей местной организации анархистов-синдикалистов (с весны 1917 г. по 1–2.7.1918 г.).
Предыдущую часть вы можете прочитать здесь: https://dzen.ru/a/Ze30S1hR4wuMwsbb