Для начала стоит разобраться, что такое спрос и предложение в экономике.
Спрос – это потребность населения в получении товара/услуги за определенную цену.
Предложение – готовность предоставить товар/услугу, на которую есть спрос.
В экономике эти термины очень важны. Спрос представляет собой единичную потребность на товар/услугу для потенциальной сделки.
Говоря про взаимодействие спроса и предложения можно отметить следующее: первичным фактором является спрос, только далее идет предложение. Именно на этой взаимосвязи основывается вся рыночная экономика.
Существует закон спроса и предложения. Он заключается в том, что при снижении цены повышается потребность и уменьшение предложения, в свою очередь, при повышении цены понижается потребность.
Если более подробно рассмотреть спрос, то он представляет собой количество товаров и услуг, которое готовы приобрести покупатели в определенный период и по определенной цене. Спрос формируют исключительно потребители. Также спрос определяется платежеспособностью населения.
Совокупность спроса на конечные товары/услуги, промежутка времени и определенного уровня цен является совокупным спросом. Этот показатель является наиболее значимым в экономике.
В свою очередь совокупный спрос делится на:
1. Повседневный спрос;
2. Периодический спрос;
3. Удовлетворенней спрос;
4. Неудовлетворенный спрос;
5. Формирующийся спрос и др.
Весь объем спроса делится на следующие категории:
1. Потребительский спрос – конечными покупателями являются потребители. Товар/услуга предоставляется определенному лицу и не подлежит дальнейшей продаже.
2. Промежуточный спрос – товары/услуги, которые подлежат дальнейшей продаже.
3. Производственный спрос – материалы, которые приобретаются для производства продуктов и товаров.
На спрос влияют следующие факторы:
• доход потребителей. При производстве товаров выбирается категория населения, для которых данная продукция будет более оптимальной и на основе этих данных формируется цены на товар.
• распределение доходов в стране. К примеру, если большинство населения находится на черте бедности, то более высокий спрос будет на товары первой необходимости.
• стоимость сопутствующих товаров. Сопутствующими товарами являются те товары, которые дополняют основной продукт.
• ожидания. Если в дальнейшем планируется повышение цен на определенную продукцию, то спрос будет больше в настоящий момент времени.
2. Понятие предложения
Предложение представляет собой готовность поставщиков предложить продукцию для продажи на рынке в данный момент и по определенной цене.
На величину предложения в первую очередь влияют ценовые факторы. При низкой цене предложений будет меньше и наоборот. Также объем предложения зависит от производственных возможностей, трудовых ресурсов, потребительской активности, уровня инфляции и др.
Чувствительность объема предложения к изменению цены на рынке называется эластичностью. Когда предложение растет быстрее, чем цены, то оно является эластичным. Это зависит в первую очередь от производственного фактора. Эластичность зависит от времени, которое требуется на изготовление продукции и времени, которое данная продукция может храниться. Также очень важным фактором на производстве является быстрая перестройка под нынешние реалии. Под перестройкой имеется в виду то, насколько быстро при понижении спроса на один продукт, компания сможет подстроиться под рынок и начать производить другую продукцию на основании потребностей населения.
Также для производителя очень важно быстро подстраиваться под цены и рынок. При снижении цены на продаваемый продукт, компания должна увеличить производство товара.
При увеличении производства очень важными факторами являются затраты организации, число производителей и объем трудового ресурса, которые помогут обеспечить бесперебойное производство и необходимый объем продукции.
3. Взаимодействие спроса и предложения
· рынок товаров и услуг является взаимодействием покупателей и продавцов. Продавцы создают продукцию, продают ее и получают прибыль. В свою очередь потребители выбирают товары основываясь на цены, качество и количество продукции. На рынке существует конкуренция, что помогает производителям улучшать свои товары, вводить инновации. На основе этого потребители могут получить наиболее качественный товар, а продавцы получить доход от продажи изготовленной продукции.
Рынок не помогает решить вопросы безработицы и инфляции. Он основывается на удовлетворении только двух сторон сделки – покупателя и продавца. Также рыночные отношения не отвечают за улучшение медицинских услуг и качество образования. Основной целью является получение прибыли.
Существует равновесная цена. Данная цена – это равновесие между объемом спроса и объемом предложения.
В большинстве случаев равновесная цена не является статичной величиной за счет постоянных изменений в объемах спроса и предложения.
Стоит разобраться, как влияет изменение спроса на равновесную цену:
К примеру, при продвижении какого-либо продукта повышается его спрос. На основе этого повышается цена, так как население готово купить данную продукцию по более высокой цене. В случае, если производителю нужно привлечь покупателей на свой товар, цена будет снижаться.
Также же изменения в предложении влияют на равновесную цену.на рост предложений могут повлиять внедрение новых технологий и увеличение производства. В таком случае конкуренция на рынке становится больше и за счет этого равновесная цена снижается.
Понимание спроса и предложения являются основными терминами в экономике. Они помогают производителям подстраиваться под потребности населения, получать большую прибыль и избегать дефицита товаров.
Спрос и предложение постоянно меняются. Это означает, что для успешного производства необходимо обращать внимание на изменение рынка.
Производители вводят инновации в свою деятельность для большей удовлетворенности населения, в чем им помогают выше описанные термины.
Для успешного взаимодействия с рынком просто необходимо понимание данных аспектов.