- Почему это важно – в свое время великолепно объяснил митрополит Антоний Сурожский (в миру Андрей Борисович Блум, 1914 – 2004) в своей проповеди с весьма романтичным названием «Останется одна любовь…». Вот этот текст (в сокращении):
- Помните, как Петр пошел по волнам, глядя на Христа. И пока он только на Христа глядел, он шел в буре и не тонул; как загляделся на себя, на волны — начал тонуть: поколебалась цельность такой сильной души.
- Добавлю, друзья, что известный своими неординарными и порой очень смелыми взглядами, владыка Антоний произнес слово сие 31 мая 1968 года за литургией в храме святителя Николая в Хамовниках (Москва).
Согласитесь, друзья, что только хорошо зная Писание можно, не задумываясь, назвать их. Но не буду вас томить и сразу назову эти 10 способов любить по-христиански:
1. Слушать, не перебивая (Притч.18:14)
2. Говорить, не обвиняя (Иак.1:19)
3. Давать, не жалея (Притч.21:26)
4. Обещать, не забывая (Притч.13:12)
5. Отвечать, не споря (Притч.17:1; 15:17)
6. Уступать, не претендуя (Еф.4:15)
7. Делать, не жалуясь (Флп.2:14)
8. Верить, не сомневаясь (1 Кор.13:7)
9. Прощать, не упрекая (Кол.3:13)
10. Непрестанно молиться (Еф.6:18; Кол.1:9)
Коротко, мудро, но как же доходчиво сказано! Однако, как считают святые отцы, Священное Писание непременно надо читать. Хотя бы по страничке в день. Особенно во время поста.
Почему это важно – в свое время великолепно объяснил митрополит Антоний Сурожский (в миру Андрей Борисович Блум, 1914 – 2004) в своей проповеди с весьма романтичным названием «Останется одна любовь…». Вот этот текст (в сокращении):
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Святой апостол Павел говорит: Знание упразднится, вера уже не будет иметь места, останется одна любовь… И вот любовь — это итог и единственный пребывающий плод встречи, молитвы: любовь и благодарение, потому что все остальное проходит.
Мы молим Бога о многом, но проходит нужда, или дает нам Господь просимое, и уже мы устремлены дальше и просим о другом. Единственное, что никогда не ветшает, это благодарность за полученное и любовь к тому, кто дал. Вот будем — благодарны. Потому что Господь нам дает так много, так удивительно много! Он нам дает Его знать.
Мы все знаем, как драгоценна для нас мысль о том, что мы в жизни встретили кого-то, кого мы полюбили от всей души, или просто что вокруг нас, около нас есть люди, которые нам дороги без остатка, просто дороги. Что же сказать о том, что нам дана радость так именно знать Господа? Мы, здесь находящиеся, где-то в своем сердце Его когда-то встретили и полюбили в ответ на Его крепкую, жертвенную любовь. Какая это радость!
Сколько миллионов людей теперь, по всему миру, ищут полноты своего сердца, ищут, чем заполнить это глубокое человеческое сердце, ищут заполнить его всем, что дает земля — и сердце остается пусто, потому что сердце слишком глубоко, чтобы земля, земное до предела и до конца и навсегда его заполнило торжеством и радостью.
Господь милостив к нам: Он нас такими сотворил, что только Он может до края наполнить чашу нашей души, так что она переливается радостью, переливается благодарностью, переливается лаской и любовью — не к Нему только, а к людям, ко всем. Она так переливается, что хватает ее не только на любящих нас, но и на ненавидящих нас, так же как у Бога хватает света на всех, и радости, и любви, и крови Сына Его Единородного — на всех. Какое это диво, как это замечательно! Это любовь Божия.
Но любовь Божия как бы еще больше нам дает. Господь не только нам дает Свою любовь, — Он изливает в наши сердца, пропитывает нашу душу, пронизывает самое тело наше благодатью. Дух Святой, Бог и Господь наш, изливается в наши сердца, уча нас любить друг друга так, как нас любит Бог: без остатка, без меры, не взвешивая, просто любить, чего бы это ни стоило.
А любить всегда стоит дорого; потому что любить по-настоящему это значит так отнестись к другому, что твоя жизнь тебе уже не дорога, — его жизнь дорога, его душа дорога, его судьба дорога. Любить — значит войти в такое отношение хоть к одному человеку, — а лучше ко многим — что себя не помнишь. Об этом говорит Господь: отвергни себя; так полюби, чтобы уже не помнился сам себе, чтобы можно было жить, глядя на другого.
Помните, как Петр пошел по волнам, глядя на Христа. И пока он только на Христа глядел, он шел в буре и не тонул; как загляделся на себя, на волны — начал тонуть: поколебалась цельность такой сильной души.
Вот будем хранить радость, которую дает Господь, не только в Его любви, но в изливающейся в нас, пребывающей в нас Божией любви. Станем радоваться и в радости, как говорит пасхальная песнь, обымем друг друга; откроем друг другу не объятия, а сердца наши так широко, чтобы никому там тесно не оказалось.
А тесно бывает многим, часто, в наших сердцах. И потому в жизни трудно бывает многим. И не только тем, для кого не найдется места в чужом сердце, том сердце, которое стало чужое, отчужденное, но и тому, кто сам закрыл сердце, потому что оно сжимается, и больно делается самому себе: жизнь вымирает. Но для того, чтобы любить, надо быть готовым на все. В конечном итоге, кто любит, уже не живет; живет другой — им, а он живет для другого, себя не чует. Как мало бывает мгновений, когда у нас такое чувство по отношению к другому человеку или друг другу.
Не только умирать трудно, — жить трудно. Иногда жить труднее, чем умирать, потому что это значит умирать изо дня в день. Умереть разом порой легче. Вот станем жить такой любовью, такой радостью, такой благодарностью, которая переливалась бы через край на всех, чтобы люди, как в древности, говорили: «Что это за люди?! Какая тайна их радости? Почему они так друг друга любят? Почему они так бесстрашны? Почему никто не бывает ими отвергнут?» Ведь в ранней Церкви сердце каждого человека, ставшего верующим в страшных обстоятельствах жизни, было открыто, отверсто раной Христовой.
Будем любить друг друга так, сколько у каждого есть сил, но изо всех сил без остатка. И будем ждать новой встречи, новой радости, новой молитвы, под сенью Божией Матери, Которая в первый мой приезд милостиво мне допустила здесь служить и дала мне найти здесь семью.
Пусть Господь среди нас пребудет навек. Пусть благословение Божией Матери будет над вами и над вашими далекими, многоязычными, многонародными братьями, среди которых я служу. Пусть нас сроднит Господь там, где нет никакого различия, а есть только люди, которых Бог так возлюбил, что дал Своего Сына для них. Храни вас Господь!».
(Источник: журнал «Мгарский колокол» № 67, август 2008).
Добавлю, друзья, что известный своими неординарными и порой очень смелыми взглядами, владыка Антоний произнес слово сие 31 мая 1968 года за литургией в храме святителя Николая в Хамовниках (Москва).
В заключение приведу очень уж понравившуюся мне цитату, которую случайно увидел на просторах Интернета:
«Мы все не ангелы. И по отношению друг к другу – тоже. И надо понимать, жалеть, проявлять участие, говорить, что любишь, кто бы ни был перед тобой. Хоть пьяница, хоть грешник, но он человек, созданный Богом!!!»