Найти в Дзене
Роман Шкловский

Надувная лодка с парусом. Что это и зачем

В прошлой статье я писал о швертботе «Вагай», который увидел на выставке «Московское Боут Шоу». Совсем рядом на той же выставке расположился еще один стенд с парусами. Это Питерская фирма “Winboat”, которая делает разнообразные складные РИБы. Это и моторные суда и байдарки и, в том числе, парусные швертботы. Сегодня я хочу рассказать об одной необычной парусной лодочке. Как вы уже поняли, это лодка РИБ c полноценным парусным вооружением. Почему я обратил внимание на эту довольно необычную лодочку? Да просто потому, что у многих, в том числе и у меня были мысли приспособить парус к надувной лодке. Ведь надувнушки есть, наверное, у всех, кто так или иначе любит выходить на воду. Независимо от целей, будь то рыбалка или сплав, или «просто покататься». Неважно. Факт остается фактом, надувные лодки – самый распространенный и самый доступный в нашей стране вид водных судов. И вот среди неисчислимой армии судоводителей этих непритязательных лодок есть определенное количество любителей паруса.
Надувной складной парусник от "Winboat"
Надувной складной парусник от "Winboat"

В прошлой статье я писал о швертботе «Вагай», который увидел на выставке «Московское Боут Шоу». Совсем рядом на той же выставке расположился еще один стенд с парусами. Это Питерская фирма “Winboat”, которая делает разнообразные складные РИБы. Это и моторные суда и байдарки и, в том числе, парусные швертботы.

На стенде "Winboat"
На стенде "Winboat"

Сегодня я хочу рассказать об одной необычной парусной лодочке. Как вы уже поняли, это лодка РИБ c полноценным парусным вооружением.

Складной парусный РИБ на стенде
Складной парусный РИБ на стенде

Почему я обратил внимание на эту довольно необычную лодочку? Да просто потому, что у многих, в том числе и у меня были мысли приспособить парус к надувной лодке. Ведь надувнушки есть, наверное, у всех, кто так или иначе любит выходить на воду. Независимо от целей, будь то рыбалка или сплав, или «просто покататься». Неважно. Факт остается фактом, надувные лодки – самый распространенный и самый доступный в нашей стране вид водных судов.

Все тот же стенд
Все тот же стенд

И вот среди неисчислимой армии судоводителей этих непритязательных лодок есть определенное количество любителей паруса. Тех, кто еще в детстве мечтал почувствовать силу ветра в своих руках, но у кого по разным причинам так и не сложилось. Нет, кто-то все же превратил свои маленькие суденышки в парусники.

Вариантов таких конструкций очень много. И, если раньше о них знали только читатели культового в советские времена журнала «Катера и яхты», то сейчас, в век интернета, достаточно вбить в поисковую строку правильный поисковый запрос, чтобы получить множество вариантов, позволяющих превратить обычную надувную лодку в парусное суденышко. Всё так. Но, как говорится, есть большое «НО».

Нужно обладать желанием, умением и каким-никаким пространством и временем, чтобы заниматься такой, пусть и не очень сложной постройкой. Вот и получается, что у многих, кто в принципе хотел бы походить под парусом опускаются руки. К тому же, надо признать, что для того, чтобы надувная лодка несла парусное вооружение, ей по определению не хватает жесткости корпуса. То есть нужно приспосабливать какие-то рамы для жесткости, элементы крепления для мачты, шверцев и пр. В результате, конструкторский набор такой лодки получается не очень простым, не очень быстрым в сборке и не таким уж и компактным.

Я не хочу сказать, что это все плохо и неправильно. Абсолютно нет! Наоборот, мне самому нравится знакомиться с такими самоделками и во многих случаях восхищаться оригинальным решениям. Я хочу сказать о другом. О том, что это не для каждого. Из тех, кто хочет попробовать ходить под парусом, такими переделками занимаются единицы.

Теперь, давайте вернемся к лодке, которую я хочу сегодня обсудить. Надувной парусный РИБ.

Прогулка под парусом на надувной лодке
Прогулка под парусом на надувной лодке

Что такое РИБ? Это жесткий (обычно пластиковый) корпус и надувные баллоны в качестве бортов. Ну и вы понимаете, чтобы поставить мачту и шверт на такой лодке не нужно никаких дополнительных усилителей жёсткости. Ведь корпус уже и так жесткий. Осталось только сделать в днище швертовый колодец и на том же днище укрепить степс для свободностоящей мачты. И Вуаля! Парусник готов. Ах, да, еще руль навесить на транец. В таком случае превращение надувной лодки в парусное судно и обратно занимает буквально несколько минут.

Поехали кататься
Поехали кататься

Пару слов о технических характеристиках этого парусного РИБа.

  • Длина – 2,75 м.
  • Парусность – 3,2 кв.м.
  • Вес без вооружения – около 36 кг.
  • Габариты лодки в сложенном состоянии (в метрах) – 0.9 х 0,91 х 0,4

Есть еще одна, может быть даже главная особенность этого РИБа. Он складной. Да, так и есть, сам корпус лодки складывается и раскладывается без каких-либо дополнительных креплений. Надеюсь, все помнят, как делать бумажный кораблик из тетрадного листка? Раз согнули, два согнули, три – и кораблик готов. Вот и здесь то же самое. На «раз, два, три» в прямом и переносном смысле.

"Раз согнул, два согнул..."
"Раз согнул, два согнул..."

Расскажу о своих впечатлениях. Эта лодка была у меня чуть больше года. Ходил на ней и в штиль и в довольно свежий ветер с порывами до 15 метров в секунду. Сначала о недостатках. Напомню, что это моя личная оценка, не претендующая на истину в последней инстанции. Предупредил, можно продолжать.

Первый и, на мой взгляд, по сути единственный недостаток… хотя, в общем-то это НЕ недостаток, а скорее неудобство. Так вот. Парусное вооружение этой лодки устроено таким образом, что на воде невозможно убрать парус или хотя бы уменьшить его площадь. Для того, чтобы парус снять, нужно завалить и разобрать мачту.

Больше я недостатков не обнаружил.

Устанавливаю мачту в сборе с парусом
Устанавливаю мачту в сборе с парусом

Перехожу к плюсам.

  1. Лодка великолепно управляется, моментально набирает ход, достаточно малейшего дуновения ветра.
  2. Хорошо лавируется. Я как-то замерял угол подъёма на ветер по спутниковому треку. В среднем получилось 50-55 градусов. То есть, лавировочный угол этой надувнушки приближен к большинству «взрослых» круизеров и составляет около 100-110 градусов.
  3. Лодка очень остойчива. В двенадцатиметровый ветер с порывами до 15 метров в секунду я пытался уложить лодку парусами на воду. Не получилось.
  4. Свободностоящая мачта. При любом порыве достаточно отпустить шкот, чтобы сбросить с паруса ветер и тем самым превратить его в обычный флюгер. И все же. Бывают ситуации, когда хочется парус убрать. Да, хотя бы на той же рыбалке. Но об этом я уже написал выше, не буду повторяться.
  5. Жесткий килеватый корпус помогает легко идти на веслах. Опять же, удобно стоя на твердом днище упражняться, например, со спиннингом
  6. Компактность. Лодка в сложенном состоянии вместе со всем такелажем свободно умещается в багажнике моего «сандеро степвэй». Правда, заднее сиденье приходится складывать
  7. Легкость и быстрота сборки - разборки

Зачем такая лодка?

Ответ прост и очевиден. Кататься под парусом. Именно кататься в любое удобное время и почти на любом водоеме.

Удовольствие от процесса
Удовольствие от процесса

Еще можно приобщать детишек к парусам. Лодка достаточно безопасна и легка в управлении. По крайней мере, мои внуки 9 и 6 лет освоились почти сразу без какой-либо предварительной подготовки.

Дети освоились с управлением очень быстро
Дети освоились с управлением очень быстро

Что же касается путешествий на этой лодке, то почему бы и нет? Один человек с вещами уместится без проблем. Но такое путешествие, как говорится, уже дело вкуса. А если рассматривать, к примеру, сплав по реке, то кроме всего прочего добавятся сложности с логистикой. Несмотря на свою условную компактность, в купе поезда такую лодку не засунешь и в пассажирское такси не возьмешь.

Всегда можно помочь веслами
Всегда можно помочь веслами

Осталось добавить, что такие лодки, помимо описанной, делаются еще в двух размерах- 3,9 и 4,6 метра. Но, я на таких не ходил, и в багажник моего авто они явно не влезут, поэтому, как принято говорить, это совсем другая история.

В крутой бейдевинд
В крутой бейдевинд

Фирма производитель этой лодки - https://www.winboat.ru/