Краткая справка: Фонограф — прибор, который был впервые использован для записи звука. Первым лицензию на него получил Томас Эдисон. Хотя были и другие ученые-изобретатели, которые в той или иной мере изобретали нечто похожее. Всего Эдисон получил 80 патентов, которые усовершенствовали фонограф. Сам фонограф был прародителем граммофона, патефона, проигрывателя и современных цифровых звукозаписывающих устройств.
Рождение звукозаписи: как все начиналось
— Здравствуйте, фонограф! Расскажите, откуда вы появились? Кто вас изобрел?
— Здравствуйте, Книжник! Меня изобрел Томас Эдисон, великий американский изобретатель. Это случилось в 1877 году. Эдисон хотел создать устройство, которое могло бы записывать и воспроизводить звук. И у него это получилось! Я стал первым в мире прибором, способным сохранять и воспроизводить человеческий голос и другие звуки.
— Как господин Эдисон хотел вас использовать?
— Он считал, что меня можно использовать для диктовки и записи писем и обучающих материалов, обучения ораторскому искусству, в качестве говорящих часов, книги для слепых, а также музыкальной шкатулки, записи музыки, голосов членов семьи, речей великих людей.
— И он был прав.
— Прав, но не во всём. Для музыкальной шкатулки меня не стали использовать, запись голоса все-таки была для этого немного отпугивающей. Уже моих потомков стали для этого использовать.
— Где же стали применять фонограф?
— Стали записывать голоса людей, разговоры, письма, тексты для печати. Известные люди диктовали свои речи и статьи. И просто записывали на память потомкам свои голоса. Так теперь можно услышать голоса Петра Ильича Чайковского и Льва Николаевича Толстого.
— Чайковский? Толстой?
— Да. Льву Николаевичу фонограф подарил сам господин Эдисон. Но мы отвлеклись от того, где меня стали использовать. Конечно меня оценили музыканты и стали записывать свои произведения. Так было положено начало музыкальной индустрии. Ученые всего мира оценили изобретения фонографа, так как теперь можно было изучать звуковые волны, акустику и особенности человеческой речи. Это была находка для лингвистов, теперь можно было записать редкие языки, диалекты и спокойно в тиши кабинетов изучать. Этнографы записывали фольклорные песни, обряды, народные традиции.
— Да, прорыв в культуре, науки и технике.
— И это ещё не всё. Студенты смогли оценить новшество, ведь теперь лекции стали записывать на фонограф. А это здорово облегчало жизнь, как пример приведу изучение языков. И в массах фонограф стал прекрасным развлечением, люди стали записывать домашние шутки, звуки природы, музыку. На ярмарках и выставках народ ломился на показы фонографа и развлекался записями своих голосов. В офисах секретари сказали отдельно спасибо господину Эдисону, ведь теперь проще было вести делопроизводство. На фонограф диктовали письма и тексты, а секретарь мог печатать, расшифровывая записи. И опять же напомню про историческую ценность записей, ведь благодаря мне сегодня можно услышать голоса известных исторических личностей.
—Приведите примеры чьи голоса мы можем услышать сегодня? И где мы их можем услышать?
— Петр Ильич Чайковский записал свой голос. Запись плохая, но она сохранилась. Есть около 40 записей голоса Льва Николаевича Толстого. Есть записи самого Томаса Эдисона. Канцлер Германии Отто фон Бисмарк записал несколько речей и стихов на фонограф в 1889 году. Эти записи считаются одними из первых политических аудиодокументов. Английский поэт Альфред Теннисон записал чтение своего стихотворения "The Charge of the Light Brigade" в 1890 году. Знаменитый итальянский тенор Энрико Карузо записал несколько арий на фонограф в начале XX века. Эти записи стали основой для его мировой славы.
Многие из сохранившихся записей оцифрованы и доступны в архивах, музеях и онлайн-ресурсах. Например:
Библиотека Конгресса США (Library of Congress) имеет обширную коллекцию ранних звукозаписей.
Музей Томаса Эдисона в Нью-Джерси хранит оригинальные восковые валики с записями.
YouTube и другие платформы также предлагают оцифрованные версии некоторых записей.
Первый публичный показ: шок, восторг и недоверие
— Когда вас впервые показали публике? Как это происходило?
— Мое первое публичное представление состоялось в 1877 году. Эдисон продемонстрировал меня в своей лаборатории в Менло-Парке, Нью-Джерси. Это было настоящее чудо! Я записал и воспроизвел слова из детской песенки "У Мэри был барашек". Люди были в восторге и не могли поверить, что звук можно сохранить и услышать снова.
— Как сам Эдисон отзывался о своем изобретении?
— Он говорил: ««Никогда я еще не был так ошеломлен в моей жизни. Я всегда боялся вещей, которые работают с первого раза»
— Были какие-то интересные истории, связанные с показом фонографа публике?
— Конечно были. Французский физик Теодор дю Монсель стал инициатором показа фонографа перед «бессмертными» во Французской Академии.
— Бессмертные? Это еще кто?
— Это пожизненно выбранные академики, их всего 40 человек. Быть избранным в академию очень трудно. Бальзак и Золя не смогли этого сделать. Гюго с большим трудом попал, сделав несколько попыток. Академия стоит на страже французского языка.
— Понятно. Вернемся к показу фонографа «бессмертным» академикам.
— Показ проводил один из сотрудников Эдисона венгерский инженер Тивадар Пушкаш. И вот когда из коробки раздался человеческий голос, то профессор филологии Жан Буйяр вскочил со своего места и стал душить Монселя.
— Странная реакция. Почему?
— Профессор кричал: «Негодяй! Вы думаете, мы позволим этому чревовещателю надувать нас?! Как вы могли поверить мошеннику, внушающему, что презренный металл может воспроизводить благородные звуки человеческой речи?»
— Забавно. Хотя я понимаю профессора, ведь до этого было сложно даже представить такое. Запись человеческого голоса. Фантастика.
— Вот именно. В России тоже был интересный случай. При первой публичной демонстрации хозяин фонографа был привлечен к суду. Приговор был суров: три месяца лишения свободы и большой денежный штраф.
— За что?
— За «мошенничество». Не могли поверить, что голос мог звучать из коробки. При этом записан он был на глазах изумленной публики.
— Почему была такая реакция у людей?
— Кто-то видел в этом магию, что-то сверхъестественное. Кто-то считал, что это обман и думали, что внутри фонографа сидит человек или животное, которое может имитировать человеческую речь. Кто-то считал, что это «дьявольская машина» забирает душу человека. Но были и те, кто искренне восхищался техническим прогрессом и активно стали использовать фонограф в своей работе и развлечениях.
Путешествие по миру: как я покорил Европу и Россию
— В какой стране начали выпускать фонографы? Как вы распространялись по миру?
— Сначала меня начали выпускать в США. Эдисон основал компанию Edison Speaking Phonograph Company, которая занималась производством и продажей фонографов. Позже я попал в Европу, где тоже вызвал огромный интерес.
— Когда вы появились в России? Кто первый привез вас туда?
— В Россию меня привезли в конце 1870-х — начале 1880-х годов. Точных данных о том, кто именно был первым, нет, но известно, что фонографы быстро заинтересовали русских ученых, музыкантов и предпринимателей.
— Выпускали ли вас в России? Если да, то где и кто этим занимался?
— Да, в России тоже начали выпускать фонографы. В начале XX века производство было налажено в Санкт-Петербурге и Москве. Например, компания "Граммофон" занималась выпуском устройств, похожих на меня. Однако массовое производство началось позже, с появлением граммофонов и патефонов.
Что я думаю о своем будущем: взгляд из прошлого
— Как вы изменились со временем?
— О, я сильно изменился! Сначала я был простым устройством с восковым валиком, который вращался вручную. Потом появились граммофоны с пластинками, которые звучали громче и дольше. Позже на смену пришли электрические проигрыватели, магнитофоны, а затем и цифровые технологии. Но я горжусь тем, что стал первым шагом в эволюции звукозаписи.
— Как вы думаете, какой след оставили в истории, науке и культуре?
— Я считаю, что мой след огромен. Я открыл эру звукозаписи, которая изменила мир. Благодаря мне люди смогли сохранять музыку, голоса великих людей, исторические события. Я помог ученым изучать звук, а музыкантам — делиться своим искусством с миром. Я стал предшественником всех современных аудиотехнологий.
— Кто сегодня пользуется фонографами?
— Сегодня я — скорее музейный экспонат или предмет коллекционирования. Некоторые энтузиасты и историки техники используют меня для воссоздания старинных записей или просто для того, чтобы почувствовать дух прошлого. Но в повседневной жизни меня заменили более современные устройства.
— Как вы видите свое будущее?
— Я думаю, что буду всегда оставаться символом начала эры звукозаписи. Меня будут помнить, как устройство, которое изменило мир. Возможно, я стану вдохновением для новых технологий, которые будут еще более удивительными. Но я уверен, что мое место в истории уже закреплено.
— Спасибо за беседу, фонограф!
— Спасибо вам! Было приятно вспомнить свои великие дни.
Пишите в комментариях, о чем еще вы хотели бы узнать. Если было интересно, то поставьте лайк и подпишитесь, чтобы не пропустить новые интересные статьи.