Найти в Дзене

Легенда музыкального видео. Почему работы Ирины Мироновой остаются в истории?

Легендарный российский режиссёр-клипмейкер, снявший более 1 000 клипов, чьи работы вошли в золотой фонд музыкальных каналов, основатель авторской видеошколы MIRONOVA online SCHOOL — о выгорании, любимых проектах, арт-книге и своём образе.

— Вы сняли больше тысячи клипов для самых топовых артистов нашей страны. Есть ли у вас любимый проект или клип, который вы создали? Почему именно он?

— Я сняла действительно много клипов — настолько много, что перестала считать их несколько лет назад. К каждому из них я отношусь с большим уважением и любовью, как и к каждому человеку, артисту, который приходит ко мне. Своих студентов я тоже учу начинать снимать клипы не с музыки, которая нравится и которая понятна, и не с человека, которого любишь, а сразу заниматься профессией, которая и заключается в умении найти то особенное в любой музыке и в любом человеке, даже если он ещё не артист, а дебютант, даже если он сам ещё не до конца понимает, кто он. Нужно обнаружить в нём то, что может сделать его большим артистом, раскрыть это, усилить, иногда даже гиперболизировать, но главное — сделать это видимым для всех. Для этого и нужны музыкальные видео. Именно поэтому любимого клипа у меня нет и быть не может. Надеюсь, он никогда не появится и не иссякнет моя любовь к тому делу, которым я занимаюсь.

-2

— Какие фильмы или режиссёры оказали наибольшее влияние на ваше творчество?

— Кино я, конечно, очень люблю и «питаюсь» фильмами как источником законов большой драматургии, которые полезны в любой профессии. Свои сценарии я тоже пишу по правилам кино. Но, в отличие от фильмов, клипы — это всё-таки субпродукт, и он нужен для того, чтобы как максимум популяризировать, а как минимум — сделать видимыми ещё пока неизвестную песню или артиста, сделать так, чтобы зрителям захотелось узнать об этом человеке больше и полюбить его.

-3

Глобально фильм — это уже созданный мир, в который приглашают конкретного артиста. Клипы же делаются ровно наоборот: всё начинается с артиста и его песни. Для режиссёра это данность, точка начала отсчёта. Я соглашаюсь снимать клип для конкретного человека и на конкретную песню и уже вокруг него создаю мир. Но, несмотря на такую достаточно большую, принципиальную разницу, я очень люблю фильмы и многое оттуда беру.

— Что вас вдохновляет при создании музыкальных клипов?

— Сам факт того, что всё возможно сделать видимым, меня очень вдохновляет. В детстве, как и любого ребёнка, меня завораживали мультфильмы. Мне казалось, что за экраном кинескопа существуют другие миры, живут дивные существа. И тогда мама рассказала мне о том, что эти миры созданы людьми и можно стать их автором.

Фактически, получается, я сама себя вдохновляю тем, чем занимаюсь. Когда я осознаю, насколько это круто и удивительно, мне этого запала хватает, чтобы поделиться им с другими и делать это каждый раз с большим вдохновением, с большой радостью, с большой любовью.

-4

С каждым артистом я работаю как с арт-объектом, а с его музыкой — как с источником вдохновения. Моя задача — взять любой материал, не давать ему оценку, а дополнять и приумножать музыкальным клипом его содержание, наполнять метафорами мир, создаваемый музыкой и самим артистом.

— Помимо суперзвёзд, в вашем портфолио есть работы и с молодыми артистами. «Заражаетесь» ли вы от них чем-то? Что в них интересного, настоящего?

— Артисты и люди, которые ко мне обращаются, никогда не являются источником энергии для меня. Моя работа заключается в том, что я сама создаю вокруг артиста мир, наполняю его энергией, делаю его видимым или ещё более заметным. Так было, например, с Дианой Арбениной, которая обратилась ко мне уже будучи суперзвездой с песней «Это не мне». Она поставила передо мной очень чёткую задачу: двинуться вперёд, сделать то, чего она раньше ещё не делала, стать другой собой. Тогда я предложила ей стать блондинкой. Уже сейчас все забыли, что она была брюнеткой. А тогда она сильно сопротивлялась, говорила: «Это не моё». (Созвучно с названием песни — забавно, не так ли?) Однако мы пришли к согласию. Идея всё же оставалась экстравагантной и, как и любая экстравагантная идея, нравилась, но оставляла сомнения. После съёмок Диана планировала вернуться в брюнетку, то есть в себя, выйти из образа. Но как оказалось, это не был просто образ — это и была наша новая Арбенина.

-5

— Какие современные тенденции в клипмейкинге вы считаете наиболее интересными? Как вы относитесь к использованию новых технологий и эффектов в видеоклипах?

— К новым технологиям и эффектам я отношусь хорошо, но считаю их всего лишь одним из слоёв, далеко не самым главным для развития видеотенденций. Техника сегодня меняется со скоростью движения маркетинга: появляются новые софты, программы, обработки, фильтры, — и все начинают их применять. Это прекрасно и говорит о том, что жизнь не останавливается, мы эволюционируем, наши нейроны множатся и что-то изобретают.

-6

Но самый главный гаджет, и самый главный эффект, и самая главная технология должны быть у вас в голове — это ваши знания. Они, мне кажется, и являются на сегодняшний день самой главной современной тенденцией в производстве клипов в том числе. Чем больше ты знаешь и умеешь внутри своей головы и чем больше у тебя опыта, тем быстрее ты будешь двигаться вперёд.

— Каким вы видите будущее музыкальных клипов? Какие изменения ожидаете в ближайшие годы?

— Последние несколько лет я буквально усиливаю уже сформированную тенденцию снимать самих себя в любых своих проявлениях. Я создаю возможности для заказчиков попробовать себя и в музыке, и в кино, и в экспериментальных жанрах. Беру за основу историю жизни человека и создаю из этой истории арт-фильм, чаще всего музыкальный.

-7

Кроме того, история любой жизни, любого человека бесконечно интересна. Стоит только копнуть глубже и посмотреть на это с точки зрения кино. Какой фильм может получиться из твоей жизни? Вот какая базовая тенденция, и думаю, что уже совсем скоро кино о себе будет снимать каждый человек.

— В одном интервью вы сказали, что у вас никогда не было затишья или перерыва и работаете без остановки более 30 лет, а творческие трудности вам не знакомы. Возможно, вы знаете что-то о выгорании?

— Не люблю слово «выгорание». Лень и усталость — вот два ощущения, которые могут возникать каждый день в самый неподходящий момент. Моё умение их преодолеть и закладывает возможность работать так долго.

Не устать, не разочароваться окончательно, не выгореть дотла, не сбежать от того дела, которое ты вдруг перестаёшь любить. Вот этого со мной за 30 лет никогда не было. Да, было непонимание, что делать дальше. Но я никуда не сбегала, не уходила в какой-то творческий многолетний отпуск.  Меня можно занести в Книгу рекордов Гиннесса (Улыбается. — Прим. Ред.), наверное, потому, что, похоже, на всей планете столько клипов не снимает никто! Многие мои соратники, с кем мы начинали, ушли в большое кино или рекламу, я же упрямо продолжаю делать то, что я люблю, и хочу научиться делать ещё лучше.

-8

Я никогда не дам совет «держись» или «соберись» тому, у кого опускаются руки. Надо постараться или как-то вдохновиться, или дождаться своего звёздного часа, или попробовать сделать что-то другое. Вот эта банальная, ненавистная мною фраза «прислушайтесь к себе» действительно работает.

— Вы издали новую книгу, 5 февраля лично представили артбук, собравший в себя бэкстейджи со съёмок самых знаковых музыкальных клипов и арт-фильмов за последние 30 лет. Большинство из них — редкие кадры, которые ранее не были опубликованы. Расскажите об этой книге.

— Фотографии, представленные в книге, я делала намеренно и специально приглашала фотографов на съёмочные площадки. Не как документальную хронику, а как отдельный арт-мир, который существует по своим законам — очень красивым! Люди в костюмах, свет, техника, члены съёмочной группы с горящими глазами, и каждый участник сосредотачивается на ближайшие сутки или двое на максимуме своих возможностей, все работают на пределе интереса, на пределе вовлечённости, на пределе вдохновения — этот процесс завораживает, и его безумно интересно запечатлевать.

-9

За последние годы собралось очень много фотографий, сейчас их уже более 20 000. Они образовали коллекции, которые не раз выставлялись на фотобиеннале. В том числе на моей большой авторской арт-медиа-выставке «I’m MIRONOVA music video monster» в ЦСИ М’АРС.  И вот теперь пришло время моей большой арт-книги, которую я запланировала ещё 18 лет назад. Я делала её без финансовой поддержки, исключительно на свои деньги. Но полностью смогла воплотить изначальную задумку. Обложка, конечно, выглядит достаточно безумно и в то же время очень привлекательно, чтобы любой попавший в книжный магазин увидел эту книгу из любой точки. Она про всех тех людей, кто работал на съёмочных площадках, про всех тех артистов, про меня — ту самую меня, которая посвятила и посвящает свою жизнь клипам. Я таких людей люблю, я их ищу, ценю, уважаю и желаю с ними иметь дело. Эта книга о том, чтобы делать своё дело наилучшим, самым красивым образом, наполняя его смыслами и всем тем, что в тебе есть на данный момент.

Она сделана с посылом о том, что, чем бы вы ни занимались, занимайтесь, пожалуйста, этим наилучшим образом! Надеюсь, она станет вдохновением для многих людей.

— Ваши образы всегда были яркими, отчасти вызывающими, стрижки и причёски — выразительными, в чём-то даже экстремальными. Почему важно меняться?

— У меня никогда не было цели меняться. Изменения происходят сами собой и настигают меня в любом удобном случае, как только я делаю большой шаг вперёд. Однажды я постриглась налысо — и сделала это исключительно из соображения максимального удобства. Это был где-то 2005 год, я стала генеральным продюсером телеканала «Муз-ТВ», и у меня было очень много работы. Кроме всего прочего, я оставалась действующим режиссёром-клипмейкером. Тогда нагрузка оказалась настолько большой, что элементарного времени на то, чтобы просто привести себя в порядок, не находилось. Но при этом хотелось выглядеть аккуратно и ухоженно. Так я оказалась лысой, и причёска очень прижилась ко мне. Она украшает любой образ, делает его более собранным. В моём случае, я бы даже сказала, режиссёрским. Важности меняться я не вижу, если для вас лично в этом нет смысла. Вот я, наверное, останусь уже очень надолго лысой и, наверное, буду меняться в чём-то другом.

-10

— В профайле журнала «Сноб» у вас указано, что вам важно было построить свой дом, оснастить его собственной видеостудией и наполнить произведениями искусства. Какой образ жизни сейчас выбираете? Городской или загородный? В чём его плюсы?

— Моё детство прошло по большей части в доме у бабушки, где выросло 10 детей — мой папа был десятым. У неё было очень много земли, фруктовый сад, огромное фермерское хозяйство. Все всё делали в доме сами! Варили, жарили, парили, валяли валенки, шили полушубки, вязали варежки, шапочки. И вся семья была одета, обута и сыта. Дом был очень большой и красивый. Тогда я и впитала этот образ жизни, когда ты делаешь что-то сам, своим трудом, живёшь в своём доме и получаешь от этого колоссальное удовольствие.

Моему дому на Новорижском шоссе, где мы живём вдвоём с моей дочерью Дарьей, уже 15 лет. Это очень большой и красивый дом с колоннами, настоящая русская усадьба, где я люблю принимать гостей. Я наполнила его произведениями искусства, сделала большую студию и время от времени сдаю этот дом в аренду на пару лет — для того чтобы двигаться вперёд и не оставаться в позавчерашнем дне.

-11

Сейчас мы с Дашей живём на Мясницкой улице, в очень красивом историческом доме, в большой-большой квартире с видом на крыши Москвы. Там мы получаем новые эмоции и энергию, то, что мы в нашем загородном доме не получили бы. Так и ведём такой «кочевой» образ жизни, что позволяет не оставаться на месте и получать новые впечатления.

— Вы сказали, что любите принимать гостей. Как проходят эти встречи? Чем угощаете?

— Гостей принимать правда люблю очень! На каждый наш домашний праздник я формирую компанию таким образом, что бОльшая часть приглашённых — это любимые, дорогие и хорошо знакомые люди из разных профессиональных областей. И к этому нашему уже базовому комплекту я добавляю обязательно новых людей. Тех, кого даже сама ещё не знаю или видела один раз в жизни. С кем-то мы познакомились или в социальных сетях, или как-то виртуально, заочно, но я точно знаю, что очень хочу познакомиться с этим человеком вживую, и специально приглашаю его сразу на праздник в нашу прекрасную компанию, которая мутирует, меняется, растёт и преображается.

-12

В последнее время я практикую каждый раз приглашать какого-то нового шеф-повара, профессионала. Кстати, это стоит недорого — ровно столько же, сколько приготовить ужин самой. Но в том смысле, что я испорчу больше хороших продуктов, чем опытный человек, который создаст удивительные блюда, которые мы с огромным удовольствием будем пробовать.

— Заканчивается зима, наступает пора пробуждения и расцвета природы. Почему вы любите весну?

— Весной я люблю проводить девичники. Традиционно 8 марта я обязательно собираю большое количество неизвестных друг другу женщин — мощных, классных, крутых, точно потенциально интересных друг другу. Для них я становлюсь таким связующим узелочком. Друг от друга мы заряжаемся новыми впечатлениями, идеями и планами. В результате после нашего девичника, который я называю «Spring Cocktail by Ирина Миронова», женщины начинают друг с другом сотрудничать и дружить. Так мы ежегодно проводим 8 Марта.

-13

Я всех поздравляю с наступлением весны и желаю всего нового, того, что даёт любое пробуждение и любой расцвет, в том числе и расцвет природы!