Хоккеист Борис Михайлов: "Он мог с любой травмой выйти на лед". Кто этот хоккеист, который даже играл как-то в паре с Александром Рагулиным? И снова всем здравствуйте друзья, Вы на канале «Истории спорта». Вызов брошен, вызов принят, как говорится. Сегодня снова Вам предлагаем отгадать Мистера «Х». В прошлый раз Вы отгадали легко и быстро? Получится ли так в этот раз? Возможно, потому что сегодняшний герой очень известен в мире хоккея. Да что там известен, легендарен. Но попытаемся максимально усложнить для вас загадку. В истории советского хоккея были разные игроки - яркие нападающие-бомбардиры, чьи имена не сходили с первых полос газет, и те, кто делал свою работу тихо и надежно, оставаясь в тени громких имен, но при этом становясь незаменимыми звеньями великих команд. Как обычный сибирский парень попал в элиту хоккейного мира? Что позволило ему стать одним из немногих омичей, завоевавших титул чемпиона мира? Почему именно его тренеры выбирали для персональной опеки самых опасных нападающих противника? Что отличало этого хоккеиста от других игроков его поколения? Была ли это уникальная скорость, о которой говорили все его современники, или особый бойцовский характер, заставлявший его выходить на лед даже с незалеченными травмами? Как ему удалось стать ключевым звеном "Крыльев Советов" в их легендарном чемпионском сезоне 1973/74, когда команда без громких звезд смогла обойти признанных фаворитов? Какие воспоминания остались у него о легендарных Суперсериях против канадцев, в которых он принимал участие? Каково было советскому хоккеисту противостоять лучшим профессионалам Северной Америки, и что он вынес из этого опыта? Чем обернулась для него жизнь после завершения спортивной карьеры?
ПУТЬ В ХОККЕЙ И ПЕРВЫЕ ПОБЕДЫ
Этот хоккеист родился в середине 1940-х годов в Омске. Как и многие мальчики его времени, летом он играл в футбол, а зимой увлекался хоккеем. В футболе он даже защищал честь своего города на областных соревнованиях. Однако, когда ему исполнилось 16 лет, хоккей стал его приоритетом. Уже в 17 лет он начал выступать за команду мастеров, представляя Омск.
Когда пришло время служить в армии в 1964 году, этот хоккеист попал в СКА (Новосибирск). За три года, проведенные в этом клубе, он привлек внимание тренеров из армейского клуба, где ему предложили перейти. Несмотря на предварительную договоренность о переходе в московский клуб, возможности выбора у него не осталось.
«Простой, порядочный парень. Классный, отзывчивый, никогда не шатался, а говорил, что есть. Сибиряк», - вспоминал о нем будущий партнер по команде.
Хотя этот хоккеист был новичком в армейском клубе, тренеры часто выпускали его на лед. В составе клуба он завоевал золото и серебро чемпионата СССР, а также Кубок СССР. Однако его пребывание в этом клубе не длилось долго, и через два года он перешел в московский клуб, известный как "Крылья Советов", где провел более десяти лет.
Ему поступали предложения от других команд, но он решил остаться в Москве. Это решение оказалось правильным, так как именно в "Крыльях" он добился самых значительных успехов, вписав свое имя в историю отечественного и мирового хоккея.
ХК КРЫЛЬЯ СОВЕТОВ
В составе "Крыльев" этот хоккеист смог полностью раскрыть свой потенциал. За 11 лет он пережил с клубом как взлеты, так и падения, но всегда оставался верен команде. Он выходил на лед в самые трудные моменты и даже был капитаном "Крылышек".
С приходом нового тренера клуб "Крылья Советов" в сезоне 1972/73 завоевал бронзовые медали чемпионата СССР. Этот хоккеист провел в сезоне 32 игры, забросив две шайбы и сделав две голевые передачи.
«Когда в команду пришел новый тренер, он поставил нам задачу: «Надо стать чемпионами». Мы ее выполнили. Хотя и звезд-то великих у нас не было. Но главное, что тренер вбил нам в голову, что мы можем», - вспоминал он.
Однажды "Крылышки" столкнулись с серьезными трудностями, не привезя ни одной победы с выездных матчей. Главный тренер был уверен в самоотдаче игроков, и тогда лидеры клуба решили собраться без тренеров, чтобы отдохнуть. Это привело к 17 матчам подряд без поражений.
Лучшим сезоном для этого хоккеиста стал чемпионат 1973/74, когда он завоевал множество наград — чемпионат и кубок СССР, ЧМ и участие в Суперсерии против канадских команд. "Крылья" в том сезоне победили с солидным преимуществом, а в финале Кубка СССР обыграли московское "Динамо" со счетом 4:3.
В сезоне 1974/75 этот хоккеист во второй раз завоевал серебряную медаль чемпионата СССР. В феврале 1977 года он стал обладателем Кубка европейских чемпионов, забросив шайбу в финале против чехословацкой команды, считавшейся фаворитом турнира.
Бронзовая медаль чемпионата СССР сезона 1977/78 стала последней в его карьере. В 1979 году он перешел в "Ижсталь", где провел лишь год, а затем подписал контракт с тольяттинским "Торпедо".
Там этот хоккеист стал примером мастерства и долголетия для молодых игроков, пришедших в команду. Отыграв в тольяттинском клубе два сезона, он завершил карьеру игрока в 1982 году.
Всего в чемпионатах СССР этот хоккеист провел 454 матча, забросив 33 шайбы. За 20 сезонов в командах мастеров он сыграл около 725 матчей и забросил 67 шайб. Его карьера была насыщенной и успешной, и он оставил заметный след в истории хоккея.
ИГРОВЫЕ НАВЫКИ И ХАРАКТЕР
Что же выделяло этого хоккеиста на льду? Его конкурентное преимущество заключалось в невероятной скорости и великолепном старте. Это делало игру против него настоящим испытанием для неповоротливых нападающих. Тренеры часто ставили его в опеку против ведущих игроков соперника, ведь он был единственным, кто мог за ними угнаться. И он отлично справлялся с этой задачей — ни один из великих нападающих не мог уйти от него.
«Когда мы играли против Риги, меня всегда ставили против их звездного нападающего. Когда выходили на лед против красно-синих, я тоже играл против их лучших игроков. Тренер всегда говорил: «Его нужно нейтрализовать». И я успешно справлялся с этой задачей. Я мог сыграть жестко и выбросить хоккеистов за борт. Все было», — делился он своими воспоминаниями.
Известный тренер также подтверждал, что его ставили на игру против сильных нападающих:
«Этот хоккеист — один из немногих, кто продолжал выступать в своей команде до прихода нового тренера. Обычно его ставили против сильных нападающих, ведь его стартовая скорость и умение вести силовую борьбу позволяли ему эффективно выключать из игры самых грозных соперников. Он был мужественным игроком, который выходил на лед даже с незалеченными травмами».
Как и многие защитники, этот хоккеист умел играть жестко, что не обходилось без травм. Однажды он чуть не лишился глаза в столкновении с нападающим.
«Помню, был момент, когда мы играли в Риге. Нападающий забросил гол, и я поднял его. В этот момент его ноги вылетели прямо мне в глаз, и я получил травму. В команде был врач, который пришел зашивать, но его рука тряслась. Я почувствовал, что он не справится, и попросил другого доктора. В итоге все зашили нормально, и после перерыва я вышел играть», — вспоминал он.
Был и другой случай, когда врачебная ошибка могла стоить ему карьеры. В матче против одной из команд он лег под мощный бросок, и шайба попала ему в ногу. После визита к врачу ему наложили гипс, но боль была невыносимой. Командный врач вмешался и снял гипс, так как он был наложен неправильно, избавив хоккеиста от мучений.
СУПЕРСЕРИИ 1972-1974 ГОДОВ
Пришло время обсудить международные выступления этого хоккеиста. С 1972 года начался не только его клубной карьеры защитника, но и путь в сборной страны. Хотя его полёт в сборной был не таким долгим, как хотелось бы, он запомнился яркими моментами.
Многие хоккеисты начинают свою карьеру в сборной с малых турниров, но наш герой попал сразу в «большую игру», приняв участие в суперсерии 1972 года СССР – Канада. Правда, он сыграл только в двух матчах и не отличился ни забитыми шайбами, ни голевыми передачами. Позже он вспоминал о тех ледовых баталиях:
«Надо было держать ухо востро. Потому что если шайбу отдал, ни в коем случае нельзя расслабляться. Канадец уже летит к тебе».
Итоги той серии известны, поэтому не будем повторяться. На фееричный чемпионат мира в Москве 1973 года его не пригласили. Однако в 1974 году главный тренер одной из московских команд и тренер сборной включил его в состав на предстоящий чемпионат мира в Хельсинки. На турнир он отправился в качестве седьмого защитника, но вернулся игроком основного состава, без которого не обходился ни один важный матч второго круга. В команде было еще семь игроков из его клуба.
Сборная СССР по хоккею в 13-й раз в своей истории выиграла чемпионат мира. Самым результативным игроком турнира стал Борис Михайлов (9+8), а наш герой за 8 матчей набрал 5 очков, забросив одну шайбу и сделав четыре голевых передачи. Кстати, до него титул чемпиона мира среди омичей завоевывал лишь Виктор Блинов в 1968 году. За эту победу наш хоккеист получил звание «Заслуженный мастер спорта СССР». Это была первая и последняя медаль в его карьере в сборной.
Хотя это была последняя медаль, не стоит забывать, что наш герой также участвовал в суперсерии 1974 года СССР – Канада, а точнее, СССР – ВХА. Он сыграл в четырех матчах серии и отличился в шестом, забросив шайбу с передачи Цыганкова.
Таким образом, в составе сборной СССР этот хоккеист провел 14 матчей, в которых отметился двумя заброшенными шайбами и четырьмя голевыми передачами. Шесть очков в 14 матчах — отличная статистика для защитника, не являвшегося основным игроком в сборной. Как уже упоминалось, он стал Чемпионом мира и Европы 1974 года.
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ХОККЕЯ
Спустя два десятилетия после своего дебюта в большом хоккее, этот хоккеист завершил свою карьеру и повесил коньки на гвоздь. После ухода из профессионального спорта он занялся работой на заводе, где отвечал за весь спортивный сектор предприятия. Через шесть лет он стал тренером на одном из московских стадионов, продолжая делиться своими знаниями и опытом.
В период экономических изменений, как и многие его коллеги, он столкнулся с трудностями и потерял работу. Решив изменить направление своей карьеры, он попробовал себя в банковском деле и бизнесе, однако значительных успехов не достиг. В последние годы он выступал за команду, объединяющую ветеранов хоккея, а также принимал участие в различных турнирах. Более того, он стал членом правления Ночной Хоккейной Лиги и куратором одной из конференций, активно способствуя развитию хоккея в своем регионе.
ТРАГЕДИЯ ХОККЕИСТА
Долгое время этот хоккеист страдал от неизвестного хронического заболевания. Из-за него у него впоследствии отказали ноги, и он потерял смысл в жизни. На протяжении нескольких месяцев до трагедии он мучился от страха перед последствиями своей болезни. 13 марта 2018 года он поступил в больницу с ножевым ранением. Врачи констатировали повреждение брюшной стенки и тонкой кишки. На протяжении недели они боролись за его жизнь, но безрезультатно.
19 марта 2018 года сердце этого хоккеиста остановилось. Во многих изданиях после его смерти сообщалось, что он покончил с собой, не выдержав последствий тяжелого заболевания.
«До последнего буду думать, что это болтовня. И что ноги у него отнялись, никто не знал. Но одно могу сказать точно: чтобы он замыкался в себе и хмурым ходил – такого точно не было», — вспоминал его партнёр по команде.
Узнали что это за хоккеист? Свои варианты напишите в комментариях.