Среди ювелирных фантазий Фаберже особенно высоко ценились flower studies — флоральные этюды. Жюри Всемирной парижской выставки 1900 года отмечало:
«Эти вещи находятся на пределе совершенства, там, где ювелирное изделие превращается в настоящее произведение искусства».
Откуда Карл Фаберже черпал вдохновение?
Вдохновение для своих флоральных этюдов Карл Фаберже черпал в произведениях прошлых эпох, особенно в камнерезных изделиях мастеров Китая и Японии.
В своих мемуарах главный художник фирмы Фаберже Франц Бирбаум пишет:
«Впервые мы обратили внимание на эту отрасль китайского искусства, когда нам принесли в починку букет хризантем… Благодаря искусному подбору тонов и прозрачности некоторых камней, работа эта производила прекрасное впечатление… С реставрации китайского букетика начался наш драгоценный гербарий. Фаберже загорелся, стал придумывать собственные цветочные композиции. Ко всякому делу он подходил основательно: при московской мастерской построили теплицу — выращивали растения, служившие «моделями» для каменных букетов».
По его словам, спрос на цветы из драгоценных камней вновь возник в конце XIX века, когда в аристократических и артистических кругах считалось признаком хорошего тона разбираться в цветах и цветочных ароматах, в том числе, самостоятельно подстригать розы.
Вдохновение Карл Фаберже черпал и у своих европейских предшественников. Так, в процессе работы в Эрмитаже он имел возможность внимательно изучить произведения Иеремии Позье, ювелира франко-швейцарского происхождения, самого значимого петербургского мастера середины XVIII столетия. Среди его заказчиков — члены императорской фамилии, придворные и петербургская знать. Все камни, из которых созданы цветы букетов Позье, в основном заключены в серебряные оправы. Сами цветы прикреплены на медных, вызолоченных проволоках. Букеты с листьями из зелёной материи снабжены медными крючками для прикрепления к поясу и помещены в дымчатые вазочки. Подчерпнув вдохновение в европейской и азиатской культуре прошлых столетий, Фаберже создал собственную серию флоральных композиций.
Самая большая коллекция цветов Фаберже
В своих цветочных композициях Фаберже сочетал самоцветы, эмали и цветное золото, а также весьма деликатно использовал драгоценные камни. Точно так же как и фигурки людей и животных, цветы Фаберже служили одной единственной цели — услаждать взор. Они представляют собой нечто наподобие алхимии наоборот — неподатливые драгоценные материалы, преображённые в ускользающие мгновения жизни природы. Большинство из них являются весьма натуралистичными изображениями отдельных цветков.
Самая большая коллекция флоральных этюдов Фаберже сегодня находится в собрании британского короля Карла III. Предлагаем полюбоваться фотографиями некоторых очаровательных экземпляров из этой коллекции.
«Анютины глазки» от Генрика Вигстрёма
Среди утонченных и трогательных цветков Фаберже чаще всего встречаются анютины глазки, которые символизировали мысли дарителя о предмете своих дум и чувств и романтически назывались «восторгами Купидона». Одной из жемчужин коллекции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге является эмалевый цветок «Анютины глазки», созданный главным мастером фирмы — Генриком Вигстрёмом в 1903 г.
Подавляющее большинство постоянных клиентов Фаберже покупали его изделия в качестве подарков для своих родных и близких. В таком случае анютины глазки обретали особый смысл, ведь их французское название pensée также означает «мысль». На языке цветов подарить анютины глазки значило «Думай обо мне». А в вечно цветущих и никогда не увядающих цветах Фаберже это послание звучало: «Думай обо мне всегда».
Цветок «Анютины глазки» выполнен с чрезвычайной наблюдательностью: листики вырезаны из нефрита с богатой цветовой палитрой, а стебель — из чеканного золота. Стебелек настолько тонок, что, если бы он был сделан только из золота, он бы согнулся. Чтобы под весом лепестков стебелек не переломился, Фаберже вставил внутрь него стальную проволоку. Лепестки исполнены из золота и покрыты многоцветной живописной эмалью. Цветок натуралистично помещен в вазочку из горного хрусталя и прислонен к стенке так, словно его только что сорвали и принесли из сада.
Любимые цветы императрицы
В Золотой гостиной Музея Фаберже хранится также миниатюрная корзинка с ландышами, которую изготовил во второй половине 1890-х гг. главный мастер фирмы Фаберже Михаил Перхин.
Золотая плетеная корзинка, доверху наполнена мхом из зеленого золота и жемчужными ландышами на золотых стебельках с нефритовыми листиками. Она принадлежала принцессе Марине, герцогине Кентской, внучке великого князя Владимира Александровича, брата императора Александра III. Как и анютины глазки, ландыши имели особый смысл в русской культуре. Они ассоциировались со свадьбой и служили символом супружеского счастья. колье традиционно дарили по случаю бракосочетаний в императорской семье. Стоимость таких подарков, как правило, была больше 100 тыс. рублей.
Фаберже удалось передать очарование и красоту цветов с помощью оригинального использования драгоценных металлов и камней. Стебли этого цветка сделаны из золота, листья — из сибирского нефрита, а цветки в форме колокольчиков — из жемчуга.
Известно, что большой поклонницей ландышей и жемчуга была супруга императора Николая II Александра Федоровна. Императрица любила тонкий аромат этих цветов и заказывала их для своих комнат с юга Франции, а иногда получала в подарок от мужа собранные им букеты. По случаю помолвки от будущего супруга Александра Федоровна получила в подарок кольцо с крупной жемчужиной, которое она часто носила. То внимание, с каким Фаберже относился к любви, которую императрица питала к цветам, нашло свое самое грандиозное выражение в хранящемся в коллекции Музея Фаберже императорском пасхальном яйце «Ландыши». Это яйцо с розовой эмалевой скорлупой, обвитой ландышами из жемчуга и бриллиантов, заказал на Пасху 1898 года император Николай II.
Александре Федоровне также принадлежала корзинка с ландышами от Фаберже, похожая на ту, что представлена в Музее Фаберже, но гораздо больше. Она была преподнесена императрице во время посещения Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. Это был один из ее любимых подарков, который всегда стоял у нее на столе в Александровском дворце в Царском селе, а также был представлен на благотворительной выставке драгоценностей, принадлежавших августейшей семье и их родственникам, в особняке барона П.П. фон Дервиза в марте 1902 г.
Надо сказать, что не все относились к цветам Фаберже столь восторженно. Так, автору статьи в журнале «Столица и усадьба» за 1914 год, бравшего интервью у Карла Фаберже, они казались хрупкими и слишком дорогими, но царский мастер достойно парировал:
«Есть люди, которым давно надоели бриллианты и жемчуга, да иногда и неудобно дарить драгоценности, а такая вещица подходит».