Найти в Дзене
kin0guru

"Список Шиндлера" (1993) - что не так для меня с этим оскароносцем

То, что тридцать с лишним лет назад именно этот фильм отхватил главного "Оскара", меня как раз мало удивляет - прямолинейному кино с кристально ясным и преимущественно мэйнстримным на данный момент посылом далеко не в первой удостаиваться киноакадемических статуэток. Я скорей не понимаю, отчего такой близкий к единодушному восторг - и среди публики, и в среде киноведов - в его адрес царит до сих пор. Не будем брать во внимание отрицателей Холокоста и т.п., к которым я никоим боком не отношусь. Впрочем, как и к поклонникам "Списка Шиндлера", да и творчества Стивена Спилберга в целом. Для меня этот режиссёр не более чем крепкий профессионал, делец, выучивший на отлично как впечатлить массового зрителя (а с мегафинансированием его проектов обычно проблем не возникало), и как растрогать (читай, пробежаться по чувствительным точкам). Претенциозные же попытки сделать кино "не для всех" тоже вроде бы в своё время имели успех (уже у критиков естественно), однако, если взять для примера "Бли

То, что тридцать с лишним лет назад именно этот фильм отхватил главного "Оскара", меня как раз мало удивляет - прямолинейному кино с кристально ясным и преимущественно мэйнстримным на данный момент посылом далеко не в первой удостаиваться киноакадемических статуэток. Я скорей не понимаю, отчего такой близкий к единодушному восторг - и среди публики, и в среде киноведов - в его адрес царит до сих пор. Не будем брать во внимание отрицателей Холокоста и т.п., к которым я никоим боком не отношусь. Впрочем, как и к поклонникам "Списка Шиндлера", да и творчества Стивена Спилберга в целом.

Из материалов в свободном интернет-доступе
Из материалов в свободном интернет-доступе

Для меня этот режиссёр не более чем крепкий профессионал, делец, выучивший на отлично как впечатлить массового зрителя (а с мегафинансированием его проектов обычно проблем не возникало), и как растрогать (читай, пробежаться по чувствительным точкам). Претенциозные же попытки сделать кино "не для всех" тоже вроде бы в своё время имели успех (уже у критиков естественно), однако, если взять для примера "Близкие контакты третьего рода" (1980), то у меня они ничего кроме усмешки и раздражения своей надуманностью не вызывали ни в конце 1980-х, ни сейчас (хотя, на мой взгляд, фильм давно уже забыт).

"Список Шиндлера" - это что-то между, но всё же ближе к коммерческому, кинематографу, притом из тех жанров, что я не очень жалую: исторический и биографический. Авторам их, как правило, свойственней предлагать упрощенную (вплоть до агитпропа и карикатур) трактовку реальных событий из мировой истории и жизнеописаний героев и антигероев, а сами фильмы зачастую грешат ляпами и анахронизмами. Каждый раз же предварительно изучать матчасть, чтоб не обмануться... ну не хочется! А просто так смотреть, как аттракцион, грубо говоря - опять же не мой случай.

В результате на протяжении всех трёх часов я пытался выудить нечто другое интересное для себя - хотя бы по части режиссёрских находок.

Из материалов в свободном интернет-доступе
Из материалов в свободном интернет-доступе

По поводу ставшего для многих хрестоматийным, а мне ранее известного лишь благодаря номеру Юлии Липницкой на Сочинской олимпиаде-2014, образа "девочки в красном пальто"? Безусловно страшно, да, но... я ожидал большего и, честно говоря, всё это мне показалось откровенным оммажем на красный флаг в "Броненосце "Потёмкин" Эйзенштейна. Других же занятных причин для использования тут черно-белой гаммы я не нашёл.

В итоге меня зацепили ровно две сцены: первая, когда мальчик искал, где спрятаться, и нашел-таки себе укрытие на дне нужника, причем опередившие его дети встретили "новичка" как чужака. А вторая - в душевой: как новоприбывшие в Освенцим женщины испугались погасшего цвета. Это действительно было сильно!

Из материалов в свободном интернет-доступе
Из материалов в свободном интернет-доступе

Но хватало, к сожалению, и благоглупостей: как с совещанием коммерсантов-евреев в костёле, например. Или как Шиндлер чисто в американском стиле задрал ноги на стол. Ну и вишенкой на торте разговор спасшихся с советским офицером.

Поэтому только 3,5 из 5.

(c) Albert Magnus специально для kin0guru