Один мой товарищ в середине 80-х, будучи солдатом-срочником, попал в Афганистан. Подразделение, в котором он служил, сопровождал один и тот же сапер с собакой, немецкой овчаркой. Про этого пса ходили легенды. Якобы все колонны, которые он проводил, доходили до места назначения без потерь. Имени вожатого мой товарищ не запомнил, а вот кличка собаки Шерхан, в душу запала, правда бойцы звали просто - Шарик. Его любили и баловали все.
Жара, + 50, аж камни плавятся. Пыль, гарь. Впереди колонны Шерхан на поводке, чуть поодаль саперный расчет. Вдруг собака замирает… и ложится. Значит впереди «подарок». Взвод моментально занимает оборону.
Товарищ мой рассказывал, что в такие моменты начинал молиться. Не одной молитвы не знал, а молился, причем не за себя… а собаку.
Окопная правда той войны была такова – за голову четвероного минорозыскника душману платили больше, чем за жизнь офицера.
Необходимость в таких собаках минорозыскниках ограниченный контингент Советских войск ощутил буквально с первых же дней. К 1979 году у нашей армии был накоплен немалый опыт подобной работы, но для условий Афганистана потребовалось пересмотреть систему подготовки. Спецы быстро скорректировали тактику сопровождения колон, получили новейшие иностранные образцы взрывных устройств, но как сымитировать сухую каменистую почву и климатические условия? Собак то готовили в основном под Москвой, в центральном питомнике вооруженных сил «Красная звезда». Об этом уникальном подразделении я обязательно расскажу в одном из ближайших выпусков.
Так вот, для того чтобы приучить собак к необычному грунту и жаркому климату, на территории части в кратчайшие сроки построили огромный ангар. Это было сложнейшее инженерно-техническое сооружение. Под слоем специально обработанной земли вперемешку с камнями, установили мощные нагреватели. Получилась гигантских размеров сауна. Саперы вместе с собаками, готовившиеся к отправке в Афганистан, находились там безвылазно. Поначалу, всем было тяжело, правда, собак жалели, периодически выводили наружу, а вот бойцы случалось падали в обморок. Но как говорится, тяжело в учении – легко в бою. Суровая подготовка оправдала себя. Попав на новое место службы, вожатые и их подопечные быстро привыкали к непростым условиям.
Собаки минннорозыскной службы спасли в Афгане множество солдатских жизней. Воины - интернационалисты чтут их память до сих пор.
В 2014 году в Казахстане недалеко от города Актобе бывшие афганцы установили памятник овчарке по кличке Беда. Он стоит рядом с домом вожатого собаки Миржана Калдыгулова, он служил сапером вместе с Бедой в Афганистане с 1987 по 1989.