Можно ли выжать что-то ещё из сериалов про медицину после классического процедурала «Скорая помощь», державшегося 15 лет в эфире, медицинского детектива «Доктор Хаус», мелодрамы «Анатомия страсти» и десятков других постановок? Оказывается, можно — и успешно. Сейчас идёт показ премьерного сезона сериала «Больница Питт» (The Pitt), который уже вошёл в пантеон лучших медицинских драм. При этом описать его проще простого — «смесь “Скорой помощи”, “24 часов” и “Западного крыла”».
Сериал «Больница Питт» / The Pitt, 2025 год
Создатель сериала: Р. Скотт Джеммилл
Авторы сценария: Р. Скотт Джеммилл, Джо Сакс, Ноа Уайли, Симран Бэйдуан, Валери Чу, Синтия Адарква, Элисса Гершман
Режиссёры: Джон Уэллс, Аманда Марсалис, Дэмиен Маркано, Джон Кэмерон, Сильвер Три, Куйен Тран
Актёры: Ноа Уайли, Трейси Ифачор, Патрик Болл, Кэтрин ЛаНаса, Суприя Ганеш, Фиона Дуриф, Тейлор Дерден, Иса Брионес, Джерран Хоуэлл, Шабана Азиз
Продюсеры: Р. Скотт Джеммилл, Джон Уэллс, Ноа Уайли, Майкл Хиссрич, Эрин Джонтоу, Симран Бэйдуан
Подача ёмкая, исчерпывающая и короткая. По слухам, именно так создатели «Больницы Питт» попытались убедить наследников Майкла Крайтена — создателя легендарного сериала «Скорая помощь» (ER). Причём ядро команды нового шоу много лет работало над ER: создатель «Больницы Питт» Р. Скотт Джеммилл написал сценарий более чем к 30 эпизодам ER, Джон Уэллс был исполнительным продюсером и главным сценаристом, начиная с пилота, Ноа Уайли снялся в одной из главных ролей в 254 эпизодах. Последние двое отпахали на «Скорой помощи» 15 лет, и, по их замыслу, после 15 лет перерыва пришла пора вернуться в эту художественную вселенную. Тем более, и США, и медицина сильно изменились.
Наследники Крайтена отказались дать добро, и вместо спиноффа-продолжения было снято отдельное шоу — «Больница Питт» (в оригинале — The Pitt). Название — сокращенное «Питтсбургская травматологическая больница» (и вымышленный Pittsburgh Trauma Medical Hospital соответственно). С другой стороны, «pit» c одной «t» — по-английски «яма», «шахта», даже «одиночный окоп» или «преисподняя». Склонные к чёрному юмору врачи так своё место работы и называют: то ли шахта, где обслужить всех нуждающихся способны лишь стахановцы, то ли «линия фронта», как было модно говорить в ковидные времена, то ли ад. Сравнение понятное: колоссальное количество пациентов (если повезёт, придётся ждать часа четыре), постоянный стресс, переработки, копеечные (по меркам США) зарплаты, мудрое начальство, спускающееся сверху с попытками кого-то или что-то «оптимизировать».
Вопрос заключался в форме исполнения. Меня давно интересовало, почему практически не используется приём сериала «24 часа», где события происходят словно в реальном времени, а каждый эпизод составляет 1 час времени действия. И вот «Больница Питт» решила вспомнить этот подход: сериал — медицинский процедурал, где первый сезон из 15 эпизодов (сериал уже продлён на второй), описывает работу одной 15-часовой смены отделения скорой помощи. По количеству серий заранее понятно: случится что-то плохое, и в конце сезона придётся работать двум сменам одновременно.
Третий компонент — «Западное крыло» Аарона Соркина, который ввёл в обиход технику «разговор на ходу», walk and talk. Персонажи — сотрудники Белого дома у Соркина и врачи в «Больнице Питт» — настолько заняты, что обсуждения происходят, пока персонажи перемещаются из пункта А в пункт Б, от одного пациента к другому. К собеседникам могут подключиться третьи лица, кто-то из предыдущих — отойти. У Соркина диалоги состоят из хлёстких реплик, острот, многословных объяснений — «соркинизмов», одновременно и реалистичных (вроде так говорят все?), и кинематографичных (нет, это зрелищно, но так никто не говорит). В «Больнице Питт» авторы себя одёргивают и стараются не впадать в крайности.
Близостью к жизни сериал и подкупает (хотя в остротах и врачебном чёрном юморе недостатка нет). Проблемы у врачей, медсестёр и медбратьев — правдоподобные. По словам зрителей-медиков, даже детали лечения процентов на 80-90% точны: как вести себя в тех или иных ситуациях, какие препараты и в какой дозировке давать, как проводить процедуры от операции на артериях до вправления перелома.
Всё это показывается очень подробно, часто крупными планами — специально была подобрана камера большого формата Alexa Mini LF. Операторская работа от француженки Джоанны Коэльо выглядит очень достойно: иногда используется съёмка как бы без монтажных склеек или в формате 360 градусов, камера слегка подрагивает, создавая эффект присутствия, но не слишком сильно, не провоцируя головокружение. Как в современных военных документальных съёмках (помните выше: «линия фронта», «одиночный окоп»?).
Актёрские работы в основном крепкие и профессиональные. Исполнитель главной роли (на наши деньги что-то вроде заведующего отделением доктора Робби) Ноа Уайли — опытный ветеран, экстерна Уитакера играет молодой валлийский талант Джерран Хоуэлл и так далее. Но выделить нужно Тейлор Дерден в очень точной и трогательной роли «социально неловкой» молодой ординаторши — попросту врача-аутистки или, как её называют в соцсетях на политкорректном новоязе, «нейродивергентной»: «Я сама нейродивергентная, и увидеть со стороны себя и свои реакции в тех или иных ситуациях одновременно и клёво, и жутко». Яблоко упало недалеко от яблони: Дерден — дочь легендарного Брайана Крэнстона из сериала «Во все тяжкие», использующая девичью фамилию матери.
В общем, сериал есть за что любить и критикам (93% c рейтингом 8,1 на «Гнилых помидорах»), и зрителям (8,4/10 на IMDB). По количеству просмотров на Max он уступил только «Белому лотосу» после премьеры третьего сезона, а до того был лидером.
Разумеется, есть и недостатки, вытекающие из достоинств. «Больница Питт» унаследовала от «Западного крыла» идеологизированность. Например, в сюжетной линии про аборт несовершеннолетней пациентке шоу однозначно занимает сторону «выбора» и отметает любые аргументы «жизни». Подозрительного сына одной из пациенток, который вроде бы хочет «навредить» нескольким одноклассницам, персонажи-женщины определяют в «инцелы». Хотя откуда им знать, с чем это связано, какой у него опыт отношений — и вообще «почему вас интересует сексуальная жизнь несовершеннолетнего мальчика». А недовольный пациент, сокрушающийся о сползании США и здравоохранения в третий мир (ему приходится ждать несколько часов) — конечно, расист. Другой недостаток — самые драматичные события происходят в течение смены после 45-й минуты каждого часа. Ведь эпизоды выходят раз в неделю, и надо зацепить зрителя перед титрами.
Но всё это некритично. Посмотреть сериал однозначно стоит. Клиффхэнгеры в конце каждого часа скорее забавляют. На «повестку» же уходит процентов 10 времени — можно и потерпеть. Тут всё ясно: сериал гуманизирует и врачей, и пациентов, а выступления с обязательными уроками политинформации только подтверждают: доктор — тоже человек, у него свои слабости, он жить хочет.
Александр Галичанин для сайта Альтерлит