Дисклеймер:
а) все, написанное ниже, -
сугубо мое личное мнение
б) чистейшие спойлеры
в) у большинства пригорит с этой статьи)
Отгремела главная кинопремия мира, со статуэтками «Оскар» домой уехали Киран Калкин, Зои Салдана, Эдриан Броуди и… Майки Мэдисон. И невозможно приуменьшить недоумение большинства касательно последней победительницы, ведь награда, казалось, ровно и четко шла в руки народной любимицы Деми Мур за «Субстанцию». Недоумевающих окончательно добил ошеломляющий успех самой «Аноры», которая забрала суммарно пять «Оскаров», обогнув вторую «Дюну», «Бруталиста», «Злую» и «Субстанцию».
Но, думаю, многие знают «Анору» из-за другого… из-за Марка Эндельштейна и, чего более, Юры Борисова, которые окончательно и бесповоротно влюбили в себя весь Голливуд. Влюбили до такой степени, что второго аж номинировали на «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана, которую он, к сожалению или к счастью, не взял, зато искраснелся от похвалы живой легенды, Роберта Дауни Младшего, непосредственно в прямом эфире перед огромной толпой звезд.
Но если на западе и сам фильм, и свежих восходящих актеров восприняли тепло и радостно (не считая критики победы Майки), то соотечественники Марка и Юры чуть в цифру восемь не завернулись, рассуждая, как плоха «Анора» и насколько Юра недостоин такого признания.
А судьи кто?
Ольга Кузьмина назвала номинацию «полным недоумением» (ах, вы не знаете, кто это? Это та-рыжая-из-кухни :)), а Сергей Городничий и вовсе заявил, что Оскар престижной наградой не является (этого тоже не знаете? Ну как же, это главный герой сериала «Ландыши»! А, тоже не знаете?.. ну и гуглите сами, второй раз этого треша я не вынесу).
И это меньшая часть недовольных, стоит зайти в комментарии под любой ролик об «Аноре», так там сидят эксперты, которые посмотрели фильм в дубляже на Кинопоиске и уже определили уровень его отстойности.
Вы геройски выдержали вступление!
Так почему же, черт возьми, «Анора» стала главным фильмом 2024???
Для начала небольшой экскурс в историю создания (calm down (пер. спокойно), это интересно).
Задолго до «Аноры», в неприлично далеком 2008 году Шон Бейкер (режиссер) и его друг Карен Карагулян (он же потом исполнил в фильме одну из второстепенных ролей) хотели снять проект про двух русских гангстеров. Однако все продюсеры благополучно не расслышали определение «русских» и начали выдвигать, как говорит сам Карен, «кого-то вроде Бреда Питта, с американским акцентом». Но Шону принципиально нужен был русский дух в его кино, так что он отказался ото всех предложений и ударился в создание дешевых голливудских комедий. Он все еще не терял надежды снять фильм про русских, но понемногу воспротивился гангстерскому его началу. И, видимо, по счастливой случайности в тот же период он услышал реальную историю о sex-работнице, которая из-за своего бывшего возлюбленного оказалась заложницей. Так у него и зародилась идея о проститутке с Брайтон-Бич, которая впоследствии превратилась угадайте, во что… ну явно не в «Анору» :)
Так к чему был этот трогательный рассказ о создании? Да к тому, что, в отличие от той же киноиндустрии СНГ, для Голливуда это абсолютно новый сюжет, свежая идея, вдохновленная реальной историей и долго образующая форму.
Well. (контекстный перевод: Ну да ладно).
Если честно, не люблю подробно расписывать сюжеты картин, которые обозреваю, по одному лишь наивному предложению, что раз уж человек зашел почитать рецензию, он, вероятно , имеет представление об истории, и зачем тратить на это время.
В случае с «Анорой» все немного иначе.
Я обнаружила забавную тенденцию, что слышали-то про этот фильм и Юру в нем все, НО и половина этих всех, не важно, хвалят они его или поливают дерьмом, вообще не представляет, о чем он.
So, сюжет:
Анора Михеева, или Эни (имя имеет значение, прошу заметить) - молодая стриптизерша из семьи русскоязычных эмигрантов. На работе она знакомится с сыном русского олигарха Ваней (это наш Марк Эндельштейн), который предлагает большую сумму за, назовем это условно, недельное его сопровождение, которое, в свою очередь, превращается в бурный роман, и Ваня, не долго думая, в конце недели внезапно делает девушке предложение, и они заключают брак в мини-часовне в Вегасе. Вот так Эни из грязи в одно мгновение выбирается в князи.
И все бы ничего, вот только богатенькие родители мальчика как-то совсем не позитивно относятся к этому союзу.
Похоже на фильм «Красотка» с Джулией Роберт, да? На этом моменте все подумали, что Ваня сейчас примется бороться со своими деспотичными родителями за счастье и любовь… ДА ЩАС.
Спустя несколько дней в особняк к молодым вламываются Торос (тот самый герой Карагуляна, «нянька» Вани) и Игорь (а это наш бесталанный и незаслуженно номинированный на Оскар Юра), Ваня делает ноги, а Эни оказывается в заложниках у этой полуармянской полурусской шайки, и спустя 28 минут визгов, драк и отборного русского мата на всех языках эта группа отправляется на поиски сбежавшего молодого мужа.
А обнаруживается он в прошлом месте работы Эни в крайне невменяемом состоянии, и тут же как назло в Нью-Йорке приземляются его родители, которые в срочном порядке везут свою послушную сыночку-корзиночку и Анору, несмотря на её протесты и попытки исправить положение, в Вегас на аннулирование брака.
Фильм заканчиваемся тем, что Эни, оставшуюся у разбитого корыта после взаимодействия с этой шедевросемьей, Игорь привозит обратно «домой», перед титрами идет невероятно сильная сцена, которую, естественно, каждый второй успел обхаять.
Итак, на выходе мы получаем сказу про Золушку… с реалистичным концом.
«Ну, ну, ну, ну и что? И что? И что?»(вангую, будет в комментах) «Я такую нудятину в жизни не смотрел!», «Одна пошлятина, фу!», «Фильм дерьмо. Не смотрел.», «А Оскар то за что???»
А вот давайте разбираться, за что. Точнее, так: как понять «Анору»?
Первое, и саааааамое, пожалуй, главное, что касается этого фильма - смотреть только в оригинале. Повторю, ТОЛЬКО в оригинале. Даже если ваш уровень английского А -2, включили субтитры и смотрим в оригинале. Один из главных шармов этой картины в мультилингвизме. Сочетание английского, русского и местами армянского, внезапные переходы с одного на другой, все три вперемешку, как сказал герой Марка, «ху*в*е акценты» - это база. Режиссер не просто так решил сделать главными героями фильма русских, не просто так Эни вышла из русскоязычной семьи, не просто так в систему персонажей добавили армян (по словам режиссёра, он пригласил армянских актёров, чтобы показать интернациональность сюжета и добавить «щепотку доброго юмора).
Верьте на слово, в любом кино ничего не бывает случайно или просто так, поэтому в многоязычности есть смысл, в ней передается различный менталитет героев и ярче выражаются эмоции. Ну, и я молчу о том, что дубляж откровенно кривой. Смотреть «Анору» в дубляже - НЕ смотреть «Анору.
End.
Идем далее. Трагическая составляющая этого фильма. Она есть. Она существует. Но она не наяву, как мы привыкли видеть в «Титанике» или «Искуплении», а, как гласит одна из лучших movie-lines (пер.: киношных реплик) Броуди ever: IT’S IN THE SUBTEXT <…> IT’S NOT ABOUT WORDS (контекстный перевод: Есть главный подтекст <…> Ищите между строк.) Серьезно, мне странно, что многие люди настолько привыкли к тому, что все подается на блюдечке и подписано жирным шрифтом, что любая рефлексия во время просмотра отключается. Я не клоню к тому, что это вЕлИкОе АрТхАуСнОе кино, но не разглядеть в картине чего-то, кроме голой груди Майки Мэдисон и пилона - a little bit strange. (пер.: несколько странно).
Как я упоминала ранее, это переработанная история про Золушку или Красотку (выбирайте, что ближе), но с максимально реалистичным концом - богатые принцы зачастую зависят от богатых королей и не имеют ничего самостоятельно (только девушек из стрип-клубов). Собственно, вся трагичность держится на самой Аноре и её нездоровом восприятии реальности, а также на персонаже второго плана (хором все) Юры Борисова.
Именно поэтому эти двое и оказались номинированы на Оскар.
Анора, или Эни. Само по себе ее полное имя является отсылкой к мифу о Персефоне и Аиде и переводится как «гранат». Персефона, съев зерно граната, оказалась прикована к подземному, то есть бессознательному миру (вычитала в статье у Бирюковой Марии и мне жестко понравилось это замечание!) И поскольку героиня напрочь отказывается называться Анорой и предпочитает Эни, это подсвечивает её нежелание встречаться с собой настоящей, с реальными чувствами и эмоциями (что еще более интересно, так это то, что в конце Игорь говорит ей, что Анора ему нравится больше, то есть он буквально дает ей понять, что она может просто по-человечески вызывать симпатию и сочувствие, чего ранее в её жизни не случалось). В сознании Эни четко закрепилось, что сила и безопасность в деньгах, и что людям, в частности мужчинам, от неё нужно только одно. Именно поэтому она так яростно цепляется за Ваню и брак с ним - это стабильные большие деньги за то, что она спит только с ним и принадлежит только ему. Она тонет в иллюзиях, что это и есть любовь, поскольку даже не представляет, что может быть по-другому.
Майки эту роль получила без прослушивания, Шон Бейкер увидел её в «Однажды в Голливуде», услышал ее визги и понял, что в его фильме будет сниматься только она :) При подготовке к роли актриса начала учить русский, поставила Бруклинский акцент и даже с нуля выучилась танцам на пилоне (сцены в самом начале фильма - ее полная импровизация!)
Юра Борисов, точнее, его герой Игорь. Кажется, самый адекватный персонаж во всем этом интернациональном балагане. Смею заметить, он не «просто гопник с душой», кем его клеймили и другие герои, и сами зрители. Это жесткий, но отнюдь не жестокий мужчина, который выполняет свою работу, например, вдребезги разносит дубиной прилавок, но в следующей сцене подает замерзшей Аноре шарф, просто потому что привык заботиться о человеке. В отличие ото всех остальных героев, Игорь остается в полном нейтралитете касательно всего происходящего, хотя глаза, которые являются основным инструментом его актерской игры, конечно, выдают его человеческую симпатию к Эни, его искреннее сочувствие, несмотря на её профессию и социальный статус, что «муж» обошелся с ней таким образом.
Кульминацией истории, трагедии и, конечно, этих двух героев является финальная сцена в машине. Игорь привозит Эни домой и отдает снятое с неё ранее дорогое обручальное кольцо.
Анора спешит «отбить» этот жест единственным привычным для себя способом и, раздевшись, залезает на Борисова, однако когда тот тянется, чтобы нежно поцеловать её, она вспыхивает и истерично начинает избивать его, но, увидев спокойную, понимающую реакцию на это, останавливается и начинает рыдать. Игорь без лишних слов ее обнимает и… титры. (всю эту, да и другие сцены с Борисовым у меня в голове играла та самая песня “A man, a man, a ma-a-a-a-an…”🎶)
В чем суть? Этот момент показывает, как ломается жизнь Эни. Ломается не в момент, когда их особняк захватывают, не когда Ваня от неё отрекается, не когда она подписывает бумаги, а именно теперь. Игорь рушит все ее стереотипы, её привычные сценарии. Ему не нужно ее тело, он не покупает Эни, и не знает, как вести себя в таком случае. И теперь, когда её нервная система истощена и чувства подавлены, она понимает, что жить, как раньше, уже не получится, её устоявшаяся схема потерпела крах, и Анора впервые дает волю эмоциям рядом с человеком, который заставил её почувствовать себя настоящей.
Так что, в оскароносном фильме «Анора» заложен филигранный трагизм, выражающийся с помощью героев Майки, Юры и их химии. Они без слов или же очень простыми словами, на уровне взглядов и мимики показывают глубокие чувства и переживания, так что их номинации (а у Майки - и победа) на Оскаре безоговорочно заслужены.
Можно как угодно относиться к фильму, режиссеру и актерам (я, кстати, сама тоже болела за другой фильм и другую актрису), но плеваться и говорить, что они не достойны наград и внимания - тупо. В любом случае, почему бы не радоваться тому, что российские актеры оказались в нужном месте (это, между прочим, слова Железного Человека - Роберта Дауни Младшего) и молиться, чтобы отечественная киноиндустрия продолжала медленно, но верно двигаться в направлении международного признания 🙏
Победителей не судят,
The Winner Takes It All!
p.s. да пребудет срач в комментариях!
p. p. s. фильму стоило получить Оскар хотя бы ради этих видео с Юрой и Марком на красных дорожках и интервью, буквально лучшие 🥺