Андрей САПУНОВ (который покинул сей мир лет пять назад) весьма неохотно давал интервью; из печатных помню лишь одно (ну, кроме того, что было записано для моей МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРАВДЫ в 1996 году) – опубликовано в Бийске 15 декабря 2005 года:
В группе Цветы
— Как состоялось ваше первое знакомство со Стасом Наминым?
— Я познакомился с ним до армии. Помню, пришел на прослушивание к Юрию Антонову, великому нашему композитору. А у него в это время играли Саша Слизунов и Костя Никольский. А они были как раз из «Цветов». Группа «Цветы» была в то время вообще одна из самых лучших. Честно говоря, то, что они умудрились сделать тогда, до сих пор ценно. А когда я пришёл через два года из армии, Стас Намин взял меня в свой коллектив.
В ВИА «Самоцветы»
— Несколько слов о «Самоцветах»…
— Два года прослужил в «Самоцветах». Пошел туда, чтобы заработать деньги и купить квартиру. Вокально-инструментальный ансамбль «Самоцветы» имел официальный статус. Это значит, определенное количество концертов в месяц, какая-то гарантированная стабильная заработная плата. Хоть на что-то можно было рассчитывать в жизни.
А какую музыку они играли? Все играли одну и ту же дребедень. Как, впрочем, и сейчас.
— Много вы написали песен в сотрудничестве со Слизуновым?
— Не помню, наверное, песен пять-шесть.
— Что утрачено сегодня из раннего «Воскресения»?
— Есть песня: «Когда мы были молодыми и чушь прекрасную несли». Мы были все молодыми. Сейчас уже не очень… Может быть, свежесть восприятия. Как тогда поражало экстраординарное, так и сейчас поражает.
С Никольским
— У вас был одно время дуэт с Никольским. С чем это было связано?
— Мы играли одно время. Это были эпизодические концерты, которых можно по пальцам перечесть.
А если насчет моих предпочтений, то мне близко творчество Стинга (Sting). Но я играю с Алексеем Романовым. Так сложилась судьба.
— Когда вы впервые встретились с Константином Никольским? Как он впервые появился в «Воскресении»?
— Мы просто собрались компанией — он, я и Миша Шевяков (Михаил Шевяков — ударник группы «Воскресение» — примечание DailyBiysk) — и стали репетировать какую-то программу. Лешка, по-моему, был в то время не у дел. Он был под крылом у группы «Аракс», был там штатным поэтом. Мы позвали его, не собираясь называться «Воскресением». А Сережка Кавагоэ предложил нам — возьмите «Воскресение», да и играйте. Так мы и проиграли пару лет. Вот и вся незамысловатая история.
— Есть ли в вашей творческой лаборатории какие-то новые проекты?
— Есть дрянь, которую пока никому не показываю.
— Много ли вы гастролируете сегодня с группой «Воскресение»? Чем они интересны для вас?
— Мы гастролируем достаточно. Концерты и в прежние, и в нынешние времена всегда интересны одним и тем же. Моментом совместного музицирования.
— То есть не придерживаетесь строгих форм исполнения?
— Великий Рихтер если играл по нотам, то это не значит, что он в скуке время проводил. Если рассуждать о строгом исполнении, то классическим музыкантам вообще в музыке делать нечего, поскольку у них все время предлагается играть от ноты до ноты. Как написано — так и сыграли. Я могу такой аккорд взять, такой… Разные обращения. Или в конце концов заменить один на другой. А у них все строго.
По гитаре же можно водить в различных комбинациях на те же аккорды. Можно резко делать акценты, можно плавно проводить по струнам. Это штрих в музыке.
О группе Воскресение
— Чем отличается сегодня группа «Воскресение»?
— Что характерно для нашей музыке сегодня — это лаконичность и простота формы. Раньше она была сложнее, да и многословнее.
— Как вы считаете, где истоки лаконичности и простоты?
— Что могу сказать? «Краткость — сестра таланта». Нужно искать простоту формы и в нашем таланте.
— Дает ли сегодня новая аппаратура новые возможности для вас как для музыканта?
— Безусловно, расширяет музыкальную палитру помощь всяких технических вещей. Если ты что-то используешь. Качественная аппаратура качественнее передает мастерство артиста. Чем более она качественнее, тем это проявляется лучше.
— Устраивает ли вас то оборудование, на котором вы сегодня играете?
— Конечно, нет. Чего-то всегда не хватает. Хотелось бы иметь высококачественную аппаратуру. А для этого необходимо много денег. В нашей стране еще мало есть чего хорошего. Аппаратура есть, но ее очень мало. На всех не хватает. Ведь сегодняшние гастроли по городам — это, как правило, когда ты имеешь дело с аппаратурой, которая есть на местах. Она не всегда высококачественна. Очень много всяких самоделок.
— Кто, по-вашему, хорошо владеет импровизацией?
— Персонажи Пушкина хорошо владеют импровизацией. Это такая сложная вещь, и ей мало кто владеет на земле. Очень много людей, говорящих об этом. А в импровизации самое главное — суметь не просто что-то изобразить на тему. В ней самое главное — изобразить мелодию. А мелодия — самое сложное, что есть на земле. Творцов, умеющих это делать по-настоящему, очень мало, единицы. В основном это люди, говорящие об этом.
Они исполняют что-то, им кажется, что это импровизация. Она, действительно, импровизация, но только это никому не интересная дребедень. Это просто скучно. Людей, владеющих инструментом, очень много. Тех, кто может что-то достойно сыграть, очень мало. А наигрыши всякие, переливы — это в огромном количестве.
— Самый памятный момент в работе группы «Воскресение»?
— Он, слава Богу, пока не заканчивается. Памятных моментов много. Музыкант всегда рад хорошо сыгранному концерту. По-настоящему удачные концерты, — редкость. Однажды мы выступали в Питере на Дворцовой площади, где у нас на «разогреве» был Ельцин. Выступали на Красной площади. Когда вся площадь впереди, а за спиной у нас собор — очень красиво. Однажды мы выступали по приглашению наших приятелей «Братьев Карамазовых» в Киеве на майдане незалэжности, где было, говорят, порядка 300 тысяч человек. Когда перед собой ты видишь море людское — впечатляет.
— Красная площадь — священное место для государства России. Как вы считаете, удобно ли устраивать рок-концерты в таких местах?
— Вообще-то, конечно, неудобно. Потому что там сделано кладбище нашими правителями. Но, тем не менее, приходилось выступать.
— Помните ли тот исторический момент, когда впервые вами был сделан шаг в группу «Воскресение»? Где состоялась закладка первого камня «Воскресения» для вас?
— Я поступал в Гнесинское училище. Это был июль 1979 года. В этом же месяце записывался первый магнитоальбом группы «Воскресение». Это было практически в ста метрах от Гнесинки. И после сдачи очередного экзамена я шел на запись в группе «Воскресение».
С некоторыми участниками, в частности с Серёжей Кавагоэ и Женей Маргулисом, мы до этого познакомились.
— Романова в составе с Никольским держала только дружба с вами. А что такое дружба музыкантов?
— Это симпатии. Да и потом, существуют такие необъяснимые вещи, о которых трудно говорить с ходу…
— На концертах вы всегда играете на гитаре сидя. Почему?
— Одно время, когда с нами играл Женька Маргулис, я выступал стоя. Но после того, когда он ушел, у меня не осталось выбора, как выступать сидя. Потому что я еще и басе ногами играл. Приходится играть сидя, так как стоя сделать это невозможно.
ИЗ КОММЕНТОВ:
На Ильменском фестивале разговаривал с Женей Маргулисом, он говорил что Никольскому очень не нравилось исполнение его песен Сапуновым, а потом когда он сам стал исполнять свои песни он точности исполнял песни так как пел Сапунов.
*****
Лучший вокалист и один из самых талантливых музыкантов за всю историю советского и российского рока. Жаль, рановато ушёл...
*****
Увлекался "Воскресеньем" в молодые годы, даже фанатил. Когда Сапунов не поехал в Крым к нашим русским спасённым людям, то понял - он [цензура Дзена - Е.Д.] чванливая!
*****
Не могу сказать что я горячий поклонник этого Музыканта, но "Звон" - это шедевр однозначно!
*****
В юности (начало 80-х) мы построили голубятню, в которой не было ни одного голубя. Просто мы там проводили время. В голубятне стоял Маяк-205. Катушка с "Воскресеньем" была моей самой любимой из всего, что у нас было....
*****
Всегда был поклонником Константина Никольского, но с возрастом Андрей Сапунов стал намного ближе и проникновеннее. Спасибо им за их творчество, драйв в моей жизни.
*****
А почему Самоцветы играли "дребедень"?! Они исполняли песни советских композиторов - мастеров песенного жанра, многие из которых вошли в золотой фонд и стали песенной классикой. А над текстами этих песен трудились серьёзные поэты, между прочим! Как - то не красиво: устроился в Самоцветы, чтобы заработать, а играли дребедень! Типа халтура башлёвая подвернулась - свадьба, например, ну или жмур... Некрасиво!
*****
Интересное замечание в части предложения от Кавагое использовать "товарный знак" "Воскресения" в проекте с Никольским. По сути это подтверждает что данный проект являлся именно отдельной колаборацией, мимикрируещей под группу.
*****
Отличный музыкант! Был на их концерте в Архангельске - аншлаг и все в полном восторге. Молодцы! Вот и объяснил бы Никольскому про полезность "упрощения". Тот запретил всем исполнять свои песни, а сам их так "зааранжировал", что из них напроч ушла душа. Наверное поэтому он, понмая что натворил, часто давал акустические концерты - где та самая душа не погублена громоздкими аранжировками и песни максимально близки к "классической" версии Воскресения.
*****
Никольский, по-моему, так и не понял, что благодаря именно интонации и "душе" голоса Сапунова его классные песни полюбили (а он всячески принижал эту роль вокалиста и критиковали его "подачу"). Надеюсь, время это поправит, если уже не поправило... Хорошо, что они есть и будут у нас оба!