Найти в Дзене
Лилит и другие

Проблема реабилитации человека, которому оказали некачественную психологическую помощь

Прочитала длинное интервью с психологом-волонтёром, который работает с военнослужащими и их семьями с 2022 года. По этическим соображениям, ссылку давать не буду. В сети достаточно материалов про специалистов помогающих профессий, особенно волонтёров. Конечно, каждый случай индивидуален, но именно сейчас понимаю то, о чём нас ещё год назад предупреждал блестящий преподаватель – завкафедрой социальной психологии. Итак, условно скажем: «когда всё закончится…» на первый план выйдет не столько работа с ПТСР, а реабилитация военнослужащих и (особенно важно!) членов семей после оказания некачественной психологической помощи. Какие уже сейчас два самых распространенных запроса в психологическом консультировании? 1. Проблема тревоги (в экзистенциальном ключе); 2. Реабилитация человека после оказания некачественной психологической помощи. Откуда это берётся? Опять же, каждый случай индивидуален, но в основе всегда одна очень-очень опасная история, которая в двух словах называется «житейская п
фото из Pinterest
фото из Pinterest

Прочитала длинное интервью с психологом-волонтёром, который работает с военнослужащими и их семьями с 2022 года. По этическим соображениям, ссылку давать не буду. В сети достаточно материалов про специалистов помогающих профессий, особенно волонтёров. Конечно, каждый случай индивидуален, но именно сейчас понимаю то, о чём нас ещё год назад предупреждал блестящий преподаватель – завкафедрой социальной психологии.

Итак, условно скажем: «когда всё закончится…» на первый план выйдет не столько работа с ПТСР, а реабилитация военнослужащих и (особенно важно!) членов семей после оказания некачественной психологической помощи.

Какие уже сейчас два самых распространенных запроса в психологическом консультировании? 1. Проблема тревоги (в экзистенциальном ключе); 2. Реабилитация человека после оказания некачественной психологической помощи.

Откуда это берётся? Опять же, каждый случай индивидуален, но в основе всегда одна очень-очень опасная история, которая в двух словах называется «житейская психология» – это когда работа выстраивается в большей степени на собственном опыте, чем это грозит – известно. В том интервью психолог рассказала, что поехала на ЛБС, потому что все члены семьи работали в военных кампаниях современной России, поэтому она знает «как надо».

Впрочем, насчёт «как надо» – большой вопрос, например, многие известные научные и около психологические исследования, в период первой и второй чеченской по-другому как аморальными назвать нельзя (об этом ещё напишу отдельно). Кроме того, существует проблема ретравматизации психологов. Сейчас выскажу очень непопулярную мысль.

Порой, сталкиваясь с горем, в какой-то момент человек верит в свои силы и свой опыт, поэтому принимает решение помогать: идёт в волонтёры, психологи и т.д. Я лично знакома с таким людьми. При всём уважении к силе духа и скорби к потерям, считаю, что уход в помощь – это путь к ретравматизации.

И напоследок. Особняком очень скоро будет тихая «трагедия женского» – судьба женщины невоенной специальности, так или иначе задействованной на ЛБС. Лучше всего об этом высказался режиссёр Пётр Тодоровский в фильме «Военно-полевой роман» – только на место медсестры можно смело ставить современного условного волонтёра.

Дорогие друзья, спасибо, что дочитали материал до конца. Если вы интересуетесь материалами на тему психологии - добро пожаловать в мой телеграмм-канал "Маятник серебряных часов" https://t.me/serebryanyechasy

-2