Найти в Дзене

25 лет назад в эфире. Убойная сила.

Сериалов про полицию в наше время не счесть - НТВ когда не включи, всегда наткнешься на то, как люди в погонах ловят людей без погон. Впрочем, такое изобилие этих сериалов на российском ТВ началось буквально на наших глазах - ещё в 90-е все больше смотрели зарубежную продукцию, с Халком Хоганом, Чаком Норрисом, например, ну или с Саммо Хунгом (впрочем, это уже нулевые), да и до 1998 года было куда проще купить что-то, чем вкладываться в производство своего. В российские сериалы тогда мало кто верил, но однажды случилось чудо - в эфире появились "Улицы разбитых фонарей", которые и задали будущий тренд. Впрочем, разговор сегодня пойдёт совсем не о "Ментах", а о втором таком сериале, который вышел на экраны ровно 25 лет тому назад. По заголовку, конечно, вы и так всё поняли, поэтому интригу закручивать не будем и поговорим об "Убойной силе", не то спин-оффу, не то самостоятельному произведению на ментовскую тематику. Если вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о кино и
Оглавление

Сериалов про полицию в наше время не счесть - НТВ когда не включи, всегда наткнешься на то, как люди в погонах ловят людей без погон. Впрочем, такое изобилие этих сериалов на российском ТВ началось буквально на наших глазах - ещё в 90-е все больше смотрели зарубежную продукцию, с Халком Хоганом, Чаком Норрисом, например, ну или с Саммо Хунгом (впрочем, это уже нулевые), да и до 1998 года было куда проще купить что-то, чем вкладываться в производство своего. В российские сериалы тогда мало кто верил, но однажды случилось чудо - в эфире появились "Улицы разбитых фонарей", которые и задали будущий тренд.

Впрочем, разговор сегодня пойдёт совсем не о "Ментах", а о втором таком сериале, который вышел на экраны ровно 25 лет тому назад. По заголовку, конечно, вы и так всё поняли, поэтому интригу закручивать не будем и поговорим об "Убойной силе", не то спин-оффу, не то самостоятельному произведению на ментовскую тематику.

Если вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о кино и сериалах, добро пожаловать в статью-рубрикатор. Ещё я пишу о телевидениистарых компьютерных играх, немного о музыке, а также имею коллекцию статей о "Звёздных войнах"

С чего всё начиналось

А началось все с Андрея Владимировича Пименова, которого большая часть тех, кто его знает, знает по фамилии Кивинов. Жил он, не тужил, родившись в городе-герое Ленинграде 25 ноября 1961, был пионером, стал комсомольцем закончил судостроительный техникум, а потом - кораблестроительный институт, и по комсомольской путевке попал в систему МВД. Там он и прослужил до 1998 года, где накопил большой опыт оперативной работы, а также множество историй, баек и колоритных персонажей, большинство из которых было его сослуживцами и, если так можно выразиться, клиентами.

Вот, кстати, и он сам
Вот, кстати, и он сам

Время-то было лихое, 90-е, на улицах и в головах творилось чёрте-что и разных историй, безусловно, было миллион. Их он и начал воплощать на бумагу, сперва для самих коллег, а позже и для прочих любящих почитать лиц. Рассказы эти оказались вполне достойными и стали литературной основой для "Улиц разбитых фонарей", которые снимали по заказу РТР, впервые показали по ТНТ, а популярность они обрели на ОРТ и НТВ, причем для последних это стал стопроцентный хит, который тянул эфирную сетку аж до 2019 года.

Успех, в общем-то, объясним. Милицию в сериале показали с человеческим лицом, как обычных мужиков, которые, несмотря на лютый бардак, происходящий вокруг, пытаются на энтузиазме и бутербродах с чаркой беленькой выполнять свою работу, ту самую, где надо людей защищать и общественный порядок охранять. И сняли всё это чуть ли не на развалинах Ленфильма, за три копейки и в максимально творческих условиях - где хочешь, там реквизит и доставай.

Из этого успеха и растут ноги "Убойной силы", которую для ОРТ начал снимать Александр Рогожкин по сценарию всё того же Кивинова.

Как появлялась "Убойная сила"

Вообще удивительно, насколько история "Убойной силы" пронизана юридическими казусами и столкновениями. Началось все с того, что ОРТ, купил право на показ первого сезона "Улиц", рубанул мощнейшие рейтинги - 15 % при доле в 35 % телезрителей, а права на сам сериал не купил, благодаря чему он и утек на НТВ. Рейтинги вещь пьянящая и влекущая, отчего повторить успех хотелось, но как это сделать? Тут очень вовремя у Кивинова с руководством ТНТ возникли творческие разногласия, вследствие которых тот устранился (ну а точнее - был устранен) от написания сценариев второго сезона "Улиц". Ну а всё ещё неэкранизированных произведений у него осталось ещё на пару сериалов - бери да продавай заинтересованным лицам, в числе которых был и страдающий по высоким рейтингам "Ментов" ОРТ.

Картинка для обложки
Картинка для обложки

Кто бы что ни говорил, но в те времена у Константина Львовича Эрнста ещё был нюх на потенциальные хиты и не воспользоваться возникшей ситуацией он, конечно же, не мог. Тут же, заодно, всплыли проблемы с авторскими правами, регулирование которых в 1999 году было если не отсутствующим, то околонулевым. Получалось так, что Кивинов ушёл от ТНТ вместе со своими героями и мог вполне себе свободно ими распоряжаться по своему разумению. Так в новом сериале оказались Нилов, Селин, Половцев и Трухин в роли всё тех же ментов из "Улиц", ввиду того, что и в их контрактах не было прописано ничего про то, что их персонажи не могут появляться в другой аудиовизуальной продукции. В глубинах ТНТ побурлило, конечно - как так, такой материал из под носа уводят, но на ОРТ сказали, что актеров взяли ненадолго и сразу же вернут, как только снимут несколько первых серий. Ну а пока тем придется поработать локомотивом раскрутки нового сериала - даром что ли их на улице узнают и руки жмут?

Не согласился в "Убойной силе" сниматься только Юрий Кузнецов, как чуть более старой закалки человек, мол как-то некрасиво людей подводить. Но и "менты" утверждали, что не из-за денег у конкурентов сняли, а из-за любви к искусству.

Ну а на главные роли в "Убойную силу" взяли двух совершенно других товарищей, высокого и низкого, Хабенского и Федорцова. Оба были малоизвестными на тот момент актерами, но с опытом - Хабенский на своем счету имел в своей фильмографии фильм "Хрусталёв, машину!" Алексея Германа и даже главную роль в фильме "Женская собственность", за которую был даже награжден, а Федорцов работал на Ленфильме с 1993 года, появившись в "Брате" и в "Улицах разбитых фонарей" в эпизодической роли. Сериал для обоих стал трамплином в актерской профессии - Хабенский в 2004 году сыграет в "Ночном дозоре" и станет одним из самых популярных актеров современности, а Федорцов раз за разом будет эксплуатировать образ Васи Рогова, который сел на его незатейливую внешность как влитой.

Вот, кстати, и они
Вот, кстати, и они

Времена, по сравнению с 1994 годом, когда снимались "Менты", хоть немного, но изменились, и на проект выделили заметно больше денег - по крайней мере микрофоны в кадр не попадают, да и в техническом плане сериал можно смотреть без кровавых слёз даже сейчас - ну разве что качество видеоряда на экране с разрешением в 4к будет неприятно удивлять, да нюансы переозвучки кое-где режут слух, но тут уж ничего не поделаешь, технологии за прошедшие 25 лет шагнули далеко вперед.

Пилотную серию, к слову, снял Александр Рогожкин, режиссер хорошо пошумевших к тому времени "Особенностей национальной охоты", и это даже чувствуется - комедийного в той серии куда больше, чем детективного - там и Вася Рогов мешает водку с ликером (последнее дело!), разбазаривает вещдоки и даже просаживает их в казино, выслеживая целого киллера и попутно попадая из одной анекдотической ситуации в другую, а "менты" ищут нелепым образом потерянный пистолет. В дальнейшем, конечно, все не так радужно - в сюжете поднимаются и проблемы наркомании, и проституции, а главная сюжетная линия и вовсе посвящена теме бизнесмена, всеми правдами и неправдами рвущегося во власть, что, конечно, очень сильно играет на контрасте со смешным. Особенно внушает изображение наркопритона, которое при всём своем минимализме реально пугает - оказаться в этом темном и тесном помещении вповалку с десятком изможденных тел мог только реально опустившийся человек.

Дальше будет больше и "чеченские" серии станут апофеозом серьезного в сериале, но при этом "Убойная сила" окажется не вполне клоном "Улиц" - если те так и останутся полицейским процедуралом, где всё-таки будут преступления расследовать, то сериал с ОРТ станет каким-то странным гибридом, где вроде и моя милиция меня бережет, а вроде и какие-то чудеса происходят - вроде поездки Плахова и Рогова в Америку по служебным делам, или командировки в Африку в шестом сезоне. Каждый сезон прокручивал степень крутизны приключений на новом уровне, привлекал всё более крутых звезд, старался быть масштабнее, сильнее, больше и к последнему сезону список участвующих в сериале актеров потянул бы на небольшой российский блокбастер.

Восприятие и критика

В этом, конечно, и секрет относительной недолговечности сериала. Пока "Улицы" сезон за сезоном оставались на одном уровне (ну если не считать пика в пятом сезоне), менялись только актеры, да и то не все, то "Убойную силу" дальше крутить было уже некуда. Ну не в космос же Васю с Игорем отправлять, пока Жора и Макс (вторая пара главных героев начиная со второго сезона) на Земле будут им помогать? На это наложилось и нежелание, сопряженное с невозможностью, Хабенского сниматься - впереди был "Адмиралъ" и размениваться на сериалы низкого жанра было никак нельзя. Впрочем, и это сыграло сериалу на руку - в памяти народной он остался светлым пятном телевизионного жанра из времен, когда беспросветный страх 90-х наконец-то закончился и впереди забрезжила хоть какая-то надежда на светлое будущее.

Зрители-то как раз и восприняли "Убойную силу" на ура. В 2000 году вообще была очень интересная ситуация - сериалы на одинаковую тему соревновались друг с другом за зрителя - на НТВ показывали "Ментов", на ОРТ - "Убойную силу". Прямую конкуренцию безоговорочно выигрывал ОРТ - рейтинги их сериала были выше. То ли просто криминала за окном было и так достаточно, то ли "Убойная сила" оказалась душевнее, а может и музыка группы "Любэ" звучала позитивнее, но приключения Плахова и Рогова смотрели больше.

К слову, товарищ справа сериальную карьеру в органах шикарную сделал - в "Невском" играл аж целого генерал-майора играл
К слову, товарищ справа сериальную карьеру в органах шикарную сделал - в "Невском" играл аж целого генерал-майора играл

А вот те, кому по профессии положено критиковать, сериал как раз и критиковали. Вторично мол, образы ментов из соседнего РУВД уже приелись, да и что это за пентюх незадачливый в милиции работает, как его здесь вообще держат? Первая серия так и вовсе театра абсурда, где оперуполномоченный милиции в мечтах о джипе занимается непонятно чем. Но это, конечно, всегда так бывает - критику критиково, а зрителю хороший сериал. Тем более, что и критикующие отмечали, что тут вам не дешманские первые сезоны "Ментов", тут всё побогаче выглядит, да и персонажи яркие, прописаны хорошо, актеры в именах не путаются, даром что зрителя может ввести в заблуждение повторение образов. Да и игра создателей сериала в отсылки была высоко оценена - тут тебе и элемент пародии, вроде жены и сына Васи Рогова, о которых все знают, но никто никогда не видел, и прямые реминисценции из классики, начиная от прямых цитат про пулемёт и кому его не дают, заканчивая визуальным повторением сцен.

Впрочем, как я уже говорил, в истории осталось мнение телезрителей, ну а что ещё для хорошего произведения надо?

Только народная любовь.

-5