Список наиболее часто встречающихся в повседневной жизни человека логических ошибок (если они сделаны не преднамеренно) или софизмов (Софизм — формально кажущееся правильным, но ложное по существу умозаключение, основанное на преднамеренно неправильном подборе исходных положений) наиболее распространенных в нашей обыденной жизни.
Зная их, Вы и сами не будете допускать обидных логических ошибок и всегда сможете вывести Вашего нечистоплотного оппонента на чистую воду. Поверьте автору, эту не хитрую в общем-то теорию в первую очередь необходимо знать именно честному человеку, люди бесчестные и так всю свою жизнь живут в практике лжи, как рыбы в воде, бесконечно оттачивая до совершенства это свое умение искажения действительности, превращения мира Божьего -- сущего, в мир дьявольский (не просто дьявола так и называют -- отец лжи) -- несущий: лжи, иллюзии, миража и обмана, того чего нет в реальности. Им, этим софистам (да и не заслуживают они этого названия, те были философы, а эти просто обманщики, вруны) теория не очень-то и нужна, они люди практики, да и не льстит им понимание того, что кто-то придумали все эти уловки, уже задолго, задолго до них -- еще две тысячи лет назад, а им-то хочется считать себя не только самыми хитрыми (вернее бессовестными), но и умными, и первыми во всем.
Примеры софизмов
Нападение на личность
Здесь вместо того, чтобы обсуждать сам аргумент, софист переходит на личность оппонента. Примером может быть известное выражение: «Молод меня еще учить», -- а ведь этот, к примеру, молодой специалист может обладать более современными, точными знаниями. Или вот еще: «Да что Вы его слушаете, его никто здесь не уважает, у нас все над ним смеются!», -- можно представить, как в те давние времена смеялись крестьяне и ремесленники над чудаком сбрасывавшем с Пизанской башни предмет за предметом и что-то там себе при этом записывающем, измеряющем.
Скользкий склон
Предполагается, что одно маленькое действие неизбежно приведет к серии негативных событий.
Словно ты идешь по скользкому склону и твой один-единственный шаг в определенном направлении роковым образом неотвратимо приведет к скатыванию вниз -- катастрофе. Да, есть случаи, когда один шаг приводит к прогнозируемому развитию ситуации, но и есть случаи, когда это не так. Не является ошибкой предположить, что после первого сделанного шага дальнейшие могут вести к неприятным для вас последствиям, однако чаще всего неверно предполагать, что это обязательно случится, ведь в реальности, часто невозможно просчитать все эти сопутствующие и вновь возникающие, в виде цепной реакции, факторы.
К этому софизму можно отнести и известное агитационное выражение: «Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь!», или : «Если мы откажемся от школьной формы, то это приведет к недисциплинированности в одежде, а дальше недисциплинированность в одежде приведет к недисциплинированности и во всем другом!»
Ложная дилемма
Представление ситуации так, будто есть только два крайних и противоположных варианта выбора. Например утверждать, что раз покойный не оставил завещания, значит он и не хотел, чтобы его имущество досталось наследникам по закону, так как только в завещании можно выразить свою истинную волю. Но свою волю можно выразить как активно, так и пассивно, как в письменной, так и в вербальной форме, и даже одним своим явно выраженным намерением на это (конклюдентно), а завещание может быть составлено и под дулом пистолета, и под влиянием обмана или заблуждения.
Апелляция к незнанию
Утверждается, что что-то верно, только потому, что оно не было опровергнуто (или наоборот). Например: «Раз нельзя доказать что все без исключения свидетельства о Снежном человеке вымышлены, значит он существует на самом деле», или «Раз все окружающие считают меня хорошим человеком, значит так оно и есть», -- но это утверждение может быть утверждаемо лидером какой-либо локальной, маргинальной группы, которая не признает, не применяет к себе основные общечеловеческие нормы морали и все остальные люди считают совсем наоборот.
Соломенное чучело
Создание упрощенной или искаженной версии аргумента оппонента, чтобы легче его атаковать, или упрощение самой ситуации, чтобы можно было представить ее как себе будет удобно: Например: «Раз мы его судим, а он признается в содеянном, или даже не пытается оправдаться, значит он действительно виновен!», -- но ведь могут быть разные ситуации, от той, что преступник берет на себя малую вину, чтобы избежать большой, до той -- когда ни Христос, ни Сократ не оправдывались перед судящими их людьми, а так же в романе Достоевского Преступление и наказание» попытка моляра Николки взять вину на себя за преступление, которого он не совершал.
Круговая аргументация
Предполагать, что утверждение верно, используя в качестве доказательства само это утверждение: доказательства используемые для поддержки утверждения, сами же и являются повторением этого утверждения: «Можете мне доверять, я честный и порядочный человек, поэтому разве мог я Вас обмануть, это нарушило бы мои принципы!».Для того чтобы так утверждать, прежде нужно примером всей жизни, а не словами подтвердить данное высказывание. Тогда только это уже будет не голословное утверждение – софизм, а отсылка на личный авторитет, подтвержденный практикой жизни.
Апелляция к эмоциям
Использование эмоциональных манипуляций вместо логических доказательств. Например: «Ну и что, что у Вас уже есть, поверьте, Вы точно пожалеете если не купите у меня сейчас этот зонтик, я же вижу, что он Вам понравился, у меня одна женщина купила такой же – так меня после благодарила!».
Апелляция к авторитету
Такой вид оспаривания аргументаций строиться на предложение считать некоторое утверждение корректным потому, что такое утверждение сделано неким источником, считающимся авторитетным.
Например: «Ты что, меня учить здесь еще будешь?! У меня два высших образования!»
Аргумент к традиции
Утверждение, что что-то верно или хорошо, только потому что это «традиционно» так делается. То, что это не может быть безусловным аргументом хорошо показано в повести И. А. Бунина Деревня: «- Ты подумай только: пашут целую тысячу лет, да что я - больше! - а пахать путем - то есть ни единая душа не умеет! Единственное свое дело не умеют делать! Не знают, когда в поле надо выезжать! Когда надо сеять, когда косить! "Как люди, так и мы", - только и всего. Заметь! - строго крикнул он, сдвигая брови, как когда-то кричал на него Кузьма. - "Как люди, так и мы!"
Хлеба ни единая баба не умеет спечь, - верхняя корка вся к черту отваливается, а под коркой - кислая вода!"