«Нерпе» повезло, что у истоков ее зарождения стояли такие люди как Валентин Мурко. Романтик и созидатель, который определил ее судьбу и зародил традиции, благодаря которым завод живет сегодня.
Валентину Мурко было всего 34 года, когда он возглавил завод-новостройку. Решительный, жесткий, требовательный, не умеющий отступать, умеющий взять на себя всю полноту ответственности - таким его запомнили заводчане.
В его удивительной биографии были и курсантские будни севастопольской мореходки, и приобщение к корабельной науке в Николаевском кораблестроительном институте, и глубокое погружение в профессию на посту ответственного сдатчика кораблей на северодвинской «Звездочке».
Как человек, влюбленный в море и флот, он с удовольствием морячил и впитывал как губка, основы мореплавания. Увлекшись парусным спортом, Валентин Васильевич участвовал в строительстве и испытаниях большой крейсерской моторной яхты «Антарктика». Построенная его руками по собственным чертежам яхта стала одной из самых скоростных в гонках, в который довелось участвовать. Из него мог бы получиться отличный флотский офицер или капитан дальнего плавания, но не произошло ни то, ни другое.
Для дипломного проекта Валентин Мурко выбрал сложнейшую тему. Она касалась создания подводной лодки - истребителя, а проект получил соответствующий гриф секретности. На защите присутствовала только комиссия, потому что впервые в институте защищался проект по атомной подводной лодке.
После завершения учебы в институте куда-то ушли прежние романтические увлечения. На смену им последовал чистый прагматизм. Северодвинск, судоремонтный завод, восстановление уставших атомоходов - много ли здесь места для романтики?
Профессиональный рост Валентина Мурко на заводе оказался стремительным. Этому способствовал уже имеющийся жизненный опыт, природная смекалка, железная хватка северодвинская школа судоремонтников, которая была едва ли не самой лучшей в стране для молодых специалистов. После двух лет работы в строительском аппарате, назначенный ответственным сдатчиком Валентин Мурко, в короткие сроки обеспечил сдачу после ремонта и переоборудования подводного атомохода. Став директором «Нерпы», Валентин Васильевич при случае вспоминал, как принимал свою первую подводную лодку. Она прибыла из Западной Лицы со старшим на борту командиром дивизии. Войдя на внутренний рейд акватории завода, ей следовало стать к причалу левым бортом. Советующие указания были переданы на борт самим Валентином Мурко. Комдив команду проигнорировал и подошел к пирсу правым бортом. Мурко в ответ на такую дерзость не подал трап-сходню, и заставил лодку отойти и пришвартоваться в соответствии с ранее отданной командой. Старшему по борту комдиву пришлось подчиниться заводскому специалисту и подойти к причалу нужным бортом.
Директор судоремонтного завода Александр Зрячев распознав в Валентине Мурко толкового организатора, рекомендовал его на должность главного инженера «Нерпы». И интуиция Зрячева не подвела. Из Северодвинска Валентина Васильевича в 1971 году направили поднимать самый северный оборонный завод страны. Проработав год в должности главного инженера, он возглавил молодое предприятие, став самым молодым руководителем, которому доверили новостройку. Это был случай редкий для оборонной промышленности.
У него не было опыта руководства большой и сложной стройкой, но жизненный и производственный опыт, была работоспособность, хорошие инженерные знания и умение справляться с поставленными обязанностями. С таким настроем Валентин Мурко начал работу директором. За первые годы руководства Валентина Мурко численность трудового коллектива «Нерпы» выросла от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. Особенность завода-стройки и поселка заключалась в том, что это был многотысячный коллектив с тысячью проблем. И все они висели как гири на шее директора. Поселковая власть только разворачивала свою деятельность, а Вьюжный существовал только в макетах архитекторов. Молодому директору приходилось заниматься многочисленными делами не только строящегося завода, но и строительством жилого поселка и налаживанием была его немногочисленных жителей. Семилетний опыт работы в отделе строителей кораблей на «Звездочке», назначением которого была организация всех служб, цехов и организаций на решение главной задачи, научил Валентина Васильевича системному подходу к проблемам. Он выработал определенную систему директорских проверок по главным направлениям и приучил подчиненных при любых обстоятельствах на проверку являться подготовленными. Эти правила он всегда выполнял сам на постах ответственного сдатчика, главного строителя, директора завода и начальника Главка.
Валентин Мурко отличался железной хваткой и решительностью. Так волевым усилием он решил транспортную проблему, затеяв строительство прямой дороги от Вьюжного до Мурманска, зная, что в министерстве этот шаг могут расценить как нецелевое использование средств. Магистраль, соединяющая кратчайшим путем вдоль побережья «Нерпу» с областным центром стала спасением от непомерных транспортных расходов. Валентину Васильевичу удалось доказать и пробить в министерствах и ведомствах финансирование этой важной составляющей в комплекте судоремонтного завода. Вместе со строителями он прошел по предполагаемому маршруту дороги по сопкам всю ее пешком. И когда дорогу открывали, не было более радостного человека, чем Мурко.
Первая атомная подводная лодка была принята в ремонт в 1974 году. Задачи ремонта АПЛ заставили значительно ускориться в создании цеховых участков, коммуникаций, изготовлении оснастки, приобретении оборудования и освоения новых техпроцессов. В этот момент завод проходил активные этапы своего становления: образовывались новые структуры, привлекались необходимые кадры, создавалась заводская нормативная база, ужесточилась система приемки продукции, вырос фонд документации. Эпицентром в этот период была АПЛ зав. № 601 – первая атомная подлодка, проходившая весь комплекс среднего ремонта и модернизации. Для молодого директора эта лодка была испытанием и проверкой на состоятельность перед генеральным директором Александром Зрячевым, направившим его на завод.
Одной из главных задач молодого руководителя было создание коллектива из той разношерстной массы, которая приехала на север строить завод. Учитывая, что завод комплектовался в основном кадрами из Северодвинска, Севастополя, Ленинграда, Горького и Навашино, взгляды на организацию судоремонта были разные. В качестве базовой была принята северодвинская школа по организации управления ремонтными работами, подготовки производства.
Валентин Мурко был доступным директором. Часто бывал на заводе и стройке, заглядывал во все уголки цехов и участков. Много принимал в кабинете по личным вопросам. Диспетчеры подсчитали по журналам личного приема у директора, что за 12 лет работы Валентин Васильевич принял более шести тысяч человек. И это только те, которых фиксировали в журналах.
В нем импонировало все: острота реакции, умение поставить задачу, настойчивость в достижении цели, начитанность и любовь к истории и флоту. Он знал свое дело, никогда не шел ни на какие поблажки, был жестким, каким и должен быть руководитель.
В 1983 году Валентин Мурко уехал учиться в Московскую академию народного хозяйства, которую через два года закончил с отличием и получил приглашение на работу в Министерство судостроительной промышленности. Много лет, курируя как начальник Главка, предприятия судостроительной отрасли, он с особым вниманием следил за развитием «Нерпы». Ни одно знаменательное событие на заводе не обходилось без его участия. При любой возможности, не считаясь с расстояниями, а последние годы и с состоянием здоровья, приезжал в Снежногорск на праздники, юбилеи и просто в гости, как ездят к самым близким и дорогим людям.
Он мечтал дожить до того момента, когда в море на службу будут ходить атомоходы четвертого поколения. Находясь на заслуженном отдыхе, он интересовался делами родного завода, жизнью корабелов и перспективами отрасли. Его вклад в развитие атомного судостроения был оценен высокими правительственными наградами. Опыт и знания Валентина Васильевича, широчайшая эрудиция и организаторские способности снискали уважение среди коллег и друзей.
Не остывает благодарная память к человеку, оставившему такой яркий след жизни завода и города. И по традиции, 11 марта, в день рождения Валентина Васильевича Мурко, заводчане несут цветы к памятным доскам на доме, где он жил и на главной городской площади, названной в его честь. В этот же день в торжественной обстановке за высокие результаты в производственной деятельности и активную жизненную позицию заводским специалистам вручается престижная заводская премия имени Валентина Мурко, учрежденная в 2013 году администрацией завода и семьей Мурко.