Найти в Дзене

Начало истории реки Яйва и поселка Яйва (Пермский край). Часть 2.

Начало истории реки Яйва и поселка Яйва (Пермский край). Часть 2. Алексей Захаров (Записано методом ченнелинга) В повествовании могут быть отклонения от общепринятых исторических норм и правил, но в целом написанное отражает истинную суть развития исторического прошлого поселка Яйва и Пермского края в целом. «»»»»»»»»»»»»»»»» В первой части было рассказано про начало освоения реки Яйва и одни из первых поселений на этой реке – починок Дощаников, деревню Захарята и поселок углежогов, от которого отходила узкоколейная деревянная дорога. Узкоколейная деревянная дорога («деревяшка») Для подвоза березы и осины Голицыными была построена узкоколейная дорога на деревянных рельсах («деревяшка»). Она начиналась от того места, где сейчас находится ЖД-переезд, и шла в сторону поселка Майкор, где находилась речная пристань. Тут на берегу реки в устье Иньвы (где впоследствии будет построен Марьинский завод по имени первой жены В.П. Воеводина, управляющего имением В.А. Всеволжского). Длина деревянной
ЖД-мост в поселке Яйва
ЖД-мост в поселке Яйва

Начало истории реки Яйва и поселка Яйва (Пермский край). Часть 2.

Алексей Захаров

(Записано методом ченнелинга)

В повествовании могут быть отклонения от общепринятых исторических норм и правил, но в целом написанное отражает истинную суть развития исторического прошлого поселка Яйва и Пермского края в целом.

«»»»»»»»»»»»»»»»»

В первой части было рассказано про начало освоения реки Яйва и одни из первых поселений на этой реке – починок Дощаников, деревню Захарята и поселок углежогов, от которого отходила узкоколейная деревянная дорога.

Узкоколейная деревянная дорога («деревяшка»)

Для подвоза березы и осины Голицыными была построена узкоколейная дорога на деревянных рельсах («деревяшка»). Она начиналась от того места, где сейчас находится ЖД-переезд, и шла в сторону поселка Майкор, где находилась речная пристань. Тут на берегу реки в устье Иньвы (где впоследствии будет построен Марьинский завод по имени первой жены В.П. Воеводина, управляющего имением В.А. Всеволжского).

Длина деревянной дороги составляла 98 верст. Расстояние между деревянными рельсами составляло 1,3 метра, расстояние между шпалами - 0,5 метра (шпалы были прямоугольного профиля с полукруглыми пазами под бревна диаметром 15 см). Их округляли на специальных токарных станках.

Узкоколейная дорога с деревянными рельсами (для примера)
Узкоколейная дорога с деревянными рельсами (для примера)

Поселение углежогов у реки Яйва обозначалось на картах как «Углежжейное место» и называлось «Яйвинской Новью», т.е. Новой Яйвой (старой Яйвой считалось место на реке Усолка). Кроме этой деревянной дороги от Новой Яйвы отходила грунтовка к тому месту, где сейчас находится район «Завод» современного поселка Яйва. Подвоз леса к поселению углежогов производился как по самой деревянной дороге, так и по этой грунтовке. К этой грунтовке сплавляли лес из деревни Вижай. Тут в то время был оборудован лесопункт по увязке плотов и сплаву их по реке Яйва. Рядом с деревней Вижай, через реку Кужгорт, находилось поселение с названием Рамное. Раньше тут жили люди, которые обслуживали медный рудник. В том месте, где сейчас находится пруд, были и выработки медной руды.

Деревянная дорога проходила сначала там, где сейчас проходит автомобильная дорога к Золоотвалу Яйвинской ГРЭС, потом пересекала проселочную дорогу Троицкое - Чусовой (где сейчас проходит газопровод Чусовой- Березники-Соликамск), пересекала реку Кедровка, и затем практически напрямую шла к деревне Усть-Игум. Тут на реке Яйва была паромная переправа. Паром ходил по стальному тросу, и приводился в движение за счет лошадей – 2 на одном берегу, 2 на другом. Вагоны с деревянными колесами заезжали на рельсы плота, а на другом берегу снова съезжали на деревянную узкоколейную дорогу.

Дальше за рекой Яйва «деревяшка» проходила мимо нескольких деревень и выходила к селу Романово. За селом дорога шла по берегам рек Вая и Синьва (тут во время СССР будет построена УЖД и п. Синьва). У устья Синьвы была устроена паромная переправа. Паром перемещался по тросу за счет паровой машины мощностью в 7 и.л.с. Приводная станция (лебедкой и направляющими роликами) размещалась на правом берегу реки Кама. Тут стояла будка машиниста. Он находился в ней только днем, ночью паромная переправа не работала. Вдоль правого берега Камы, рядом с бурлацкой дорогой, и была проложена деревянная дорога до деревни Майкор к речной пристани. Отсюда древесный уголь на баржах сплавляли вниз по Каме и Волге. Продавали уголь в Ростове Великом (на реке с озером Неро) на портовой угольной бирже. Две реки, впадающие в это озеро, были судоходными и соединялись с Волгой.

Теперь про подвижной состав.

Состав состоял из 6-7 вагонов, в каждый входило по 15-20 куб. метров угля (3-6 тонн). Локомотив представлял собой мотовоз с латунными колесами диаметром 54 см с профилем круглого шкива. Колес было 4. На мотовозе был установлен двигатель Генриха Антона (Стирлинга) мощностью 6 и.л.с.

Упрощенная схема двигателя Стирлинга
Упрощенная схема двигателя Стирлинга

Двигатель был атмосферного действия. Он состоял из двух цилиндров – большого и малого. Диаметр малого цилиндра был равен 33 см, большого – 2,5 метра.

Локомотив с простейшим двигателем Стирлинга. Игрущечная действующая модель.
Локомотив с простейшим двигателем Стирлинга. Игрущечная действующая модель.

У двигателя мотовоза было 8 пар цилиндров. Поршни были с шатунно-кривошипными механизмами, углы между шатунами соответствовали фазам газораспределения типичного двигателя Стирлинга (угол сдвига между шатунами 90 градусов). Запуск двигателя производился от шнура, наматываемого на пусковой шкив на маховике. Маховик был изготовлен из медной бронзы, в диаметре имел размер 2,2 метра, ширина – 20 см, вес – 2250 кг. Мотовоз разгонялся медленно, так как двигатель Стирлинга не мог быстро нагружаться. Для этой цели применялось «сцепное» устройство. Оно состояло из 4-х ремней с натяжными роликами (как на современных мотоблоках).

В двигателе мотовоза была топка, в которой сжигали смесь отработки масла и порошка древесного угля. Масло привозили с промышленных предприятий вдоль Камы (от Перми до Чердыни), а угольный порошок толкли прямо на месте в толчеях с паровыми машинами в 1,5 л.с. Станции по приготовлению топливной смеси находились через каждые 10-12 верст. В камеру сгорания масляно-угольная смесь подавалась через форсунки под давлением чуть больше 3 кгс /кв. см. Насос был ручным воздушно-поршневого типа с воздушным уравнительным ресивером. Локомотивная бригада состояла из 2-х человек – машиниста и помощника. Помощник машиниста и приводил действие воздушно-поршневый топливный насос. Скорость движения мотовоза составляла 15-20 верст/час.

Тормоза на мотовозе были колодочного типа (с лентой «фередо»). Как правило, дорога днем не работала, но при необходимости езды в темное время суток использовался электрический прожектор. В нем стояла электролампа с угольной нитью завода Сэмюэла Томаса (штат Колорадо, США).

Электролампа с угольной нитью (для примера)
Электролампа с угольной нитью (для примера)

Электролампа прожектора запитывалась от источника постоянного тока напряжением 274 Вольта – гальванической батареи. Ее элементы состояли из медных и цинковых кружков, между которыми находились бумажные кружки, пропитанные 10% раствором хлорида калия с хлоридом натрия (соль была из одной из Соликамских рассольных скважин).

Гальваническая батарея. Вольтов столб (для примера)
Гальваническая батарея. Вольтов столб (для примера)

Лампа с угольной нитью длиной 8 см (в колбе с откачанным воздухом) часто перегорала, так как с увеличением температуры электрическое сопротивление угля уменьшается. Чтобы этого не происходило, в электрической схеме применялось устройство стабилизации тока, состоящее из разрядника с угольными электродами. Ток питания электролампы составлял 24 ma. Выключатель представлял собой небольшой рубильник с дугогасящими камерами. Одной батареи хватало на 4 поездки в ночное время суток.

«»»»»»»»»»»»»»»»

Из починка Михаила Плотникова (где сейчас находится деревня Замельничная) в сторону поселка Новая Яйва проходила грунтовая дорога. Она начиналась прямо от дома Михаила и шла напрямую лесом к тому месту, где в настоящее время расположен ЖД-мост через реку Яйва. По этой дороге шло транспортное сообщение между селом Подслудненским, деревнями Средней, Нижней, Малая и Большая Кучина с поселком Новая Яйва. Михаил Плотников отвозил изготовленную им бумагу в поселение углежогов.

«»»»»»»»»»»»»»»

Немного про историю перевоза и моста через реку Яйва

В том месте, где сейчас находится ЖД-мост через реку Яйва, был перевоз – стояла лодка длиной 8 метров и шириной 3 метра, на которой был установлен тепловой двигатель Антона мощностью 3 л.с. От двигателя под воду шел дейдвудный вал, на конце которого стоял винт с 3 лопастями из медной бронзы. Винт фиксировался на валу шплинтом из латуни. На левом берегу реки Яйва стоял домик смотрителя перевоза.

Такой вид переправы просуществовал до 1788 года. Потом на лодку установили паровую машину атмосферного действия.

Модель лодки с паровым двигателем
Модель лодки с паровым двигателем

В 1875 году на месте переправы был установлен деревянный мост. По нему стали ходить поезда Уральской Горнозаводской ЖД. Дорога была однопутной и изолированной от сети ЖД Российской империи (разрыв был на ЖД станции «Чусовская»).

В 1889 году деревянный мост был демонтирован, а за 2 года до этого рядом со старым мостом (25 метров выше по реке) началось строительство нового металлического ЖД-моста.

«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

ПРИМЕЧАНИЕ

Двигатель Стирлинга был запатентован в 1816 году монахом Робертом Стирлингом. Он просто присвоил себе изобретение шведского инженера Антона (потомки которого были сосланы из Поволжья в Казахстан, а потом на Урал для строительства УЖД в п. Яйва и для заготовки леса). В действительности, атмосферный двигатель Антона (Стирлинга) был изобретен в 1753 году.

«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

Продолжение следует.

Яйва 2025 год.

11 марта 2025 года