Найти в Дзене

Приметы времени (Читаем Гоголя)

Книжный марафон ко Дню рождения Н. В. Гоголя (идея автора блога "БиблиоЮлия").

Среди "Петербургских повестей" решила выбрать ещё одно произведение - "Шинель". История "маленького человека" Акакия Акакиевича Башмачкина. Служил в департаменте чиновником для письма, титулярный советник (9 чин в Табели о рангах), переписывал бумаги, жил себе спокойно. Но так случилось, что поистерлась его шинель, прохудилась, и с этим надо было что-то делать. Как быть? Где набрать недостающую сумму на покупку новой шинели? Герой все тщательно просчитывает, принимает необходимые меры, и вот она, мечта - новенькая, с иголочки. Только один раз шинель на нём, а потом... Её украли! А дальше начинаются события таинственные...

-2

-3

-4

Вот что меня заинтересовало. При рождении ребёнка давали имена, но какие! Помните? Мокий, Соссий, Хаздозат, Трифилий, Дула, Варахасий, Варадат, Варух, Павсикахий, Вахтисий. Матушка все же выбирает имя Акакий (с греческого "не делающий зла, неплохой") по имени отца. Можно ли было называть как-то иначе? Нет, только теми именами, которые были в святцах. О вольнодумстве не могло быть и речи. Святцы, месяцеслов - особая книга в русской православной церкви. На каждый день каждого месяца там были записаны имена святых, которых в этот день чтит православная церковь. Имена давали при крещении в церкви (до начала 20 века).

У меня было бы имя Анна или Мария )). Тоже неплохо (одна из бабушек Мария, есть и Анна (Нюра)).

В тексте упоминается календарь (?), по которому давали имена младенцу. Если заглянем в сборник "Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия", начатый в 1826 г. Н.В.Гоголем, то найдем много разных сведений: и имена, и описание развлечений, и документы, и толкование слов...

-5

В 2002 году при составлении "Летописи сел" нашего района, работая с архивными материалами, читая протоколы заседаний, собраний, выписки из приказов, отчетов, я для себя открыла имена людей, которые там упоминались. Старинные, необычные имена: Савелий, Прасковья, Леонтий, Терентий, Сафрон, Пахом, Прокопий... Писала о том, что не всё ещё потеряно, если детей начинают называть старинными именами: Захар, Ульяна, Валентин, Егор... Кто бы мог подумать, что через двадцать лет детям будут давать в большинстве своём такие забытые имена!

Вот информация за 2023 г. по Кузбассу о редких именах. Мужские имена- Аврелий, Афанасий, Борислав, Велеславъ, Евсей, Елизар, Еремей, Осип, Пахом, Светозар, Соломон, Спиридон, Яромир. Женские имена - Августина, Аксиния, Александрина, Богуслава, Добромира, Забава, Иллирика, Капитолина, Любава, Мальвина, Радислава, Соломея, Яромира, Ясна.

Также работаю (работала) с учениками, чьи имена - Всеволод, Владислав, Захар, Радомир, Климентий, Мирон, Платон, Никита, Елисей, Матвей; Елизавета, Таисия, Аделина, Валерия, Виктория, Ангелина, Екатерина. Интересно как!!

Следующее, что порадовало, - это отношение героя к своему труду, к своей службе. Ничто и никто не мог отвлечь его от любимого дела: его обсыпали бумажками, бывало, и под руку толкали, сочиняли про него и его хозяйку небылицы... Но и в таких условиях он не делал ошибок. В самые напряженные моменты он спрашивал у обидчиков: "Зачем вы меня обижаете?" В чем заключалась его работа? Чиновник по письму. Он переписывал бумаги, документы, иногда делал копии для себя, чтобы потом дома, в тишине, снова переписывать их (были у него и любимые буквы). Конечно же, каллиграфический почерк, знание правил орфографии... Каждый документ, думаю, переписывал в течение часа (?).

-6

-7

У нас в школе, в начальных классах, тоже около двадцати лет назад, дети учились писать, стоя у конторок. На обычный ученический стол ставили конторку (тумбу), и один из учеников работал стоя, другой писал сидя. Через 15 - 20 минут дети менялись местами. Был такой эксперимент, подробностей не помню.

Я в 1977 году захватила то время, когда мы писали чернильными ручками, перьевыми (которые сейчас тоже можно приобрести в магазинах). А на почте помните перьевые ручки, привязанные к столу, и чернильницу? Макаешь ручку в чернила и пишешь на бланке телеграммы текст, приходилось писать разборчиво, выводя каждую букву.

А что сейчас? Сообщения пишем в виде смс, в школьных тетрадях бывает беспорядок, в слове каждая буква стоит (лежит, прыгает) отдельно, знаки препинания не видим и не слышим )). Спрашивала учителей начальной школы об этом, говорят, что не успевают на уроке с почерком поработать.

Можно найти в повести Н.В.Гоголя и другие приметы времени: быт героя, его целеустремленность (вместе с жесткой экономией во всем), описание Петербурга... Это поможет на уроках заинтересовать детей текстом, ведь согласитесь - немногие открывают учебник, и тексты читают лишь единицы.

-8

-9